'
Тимшин А.Р., Цеунов К.С.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ И ИХ МЕСТА В СТРУКТУРЕ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ *
Аннотация:
в статье рассмотрены понятия когнитивного развития и формирования способностей, их взаимосвязь и развитие с точки зрения профессиональной деятельности человека. Отмечено, что способности человека определяются более высокой расчлененностью когнитивных структур, что формирует и более высокое познавательное и личностное развитие. Этот факт, в свою очередь, позволяет по-новому взглянуть на изучение профессиональных способностей и способы их формирования
Ключевые слова:
когнитивное развитие, способности, профессиональное самоопределение
УДК 159.99
Тимшин А.Р.
аспирант
Международный инновационный университет
(г. Сочи, Россия)
Цеунов К.С.
канд. педаг. наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин
Международный инновационный университет
(г. Сочи, Россия)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ И ИХ МЕСТА
В СТРУКТУРЕ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация: в статье рассмотрены понятия когнитивного развития и формирования способностей, их взаимосвязь и развитие с точки зрения профессиональной деятельности человека. Отмечено, что способности человека определяются более высокой расчлененностью когнитивных структур, что формирует и более высокое познавательное и личностное развитие. Этот факт, в свою очередь, позволяет по-новому взглянуть на изучение профессиональных способностей и способы их формирования.
Ключевые слова: когнитивное развитие, способности, профессиональное самоопределение.
В информационных век компетентность специалиста определяется не только качеством выполнения профессиональных видов деятельности, но и совокупностью умений оперировать информацией, а именно усваивать информацию, преобразовывать её, хранить, извлекать из памяти и, в том числе, представлять в оптимизированном виде. Развитие данных навыков определяется соответствующим развитием когнитивной системы человека.
Конечно, понятие когнитивного развития включает большое число психологических процессов. Под когнитивным развитием понимаются изменение мыслительных процессов на различных стадиях жизни человека. Под мыслительными процессами в данном случае понимают способность к восприятию, возможность формировать понятия, поиск решения задач, функции памяти, логическое мышление и воображение.
Появление теории когнитивного развития, впервые сформулированной швейцарским психологом Жаном Пиаже, определило новый этап в изучении психологического здоровья детей и подростков. Определив базовое положение принципа когнитивного развития как возможности самостоятельно моделировать свои когнитивные способности посредством действий, совершенных человеком в окружающей среде, Пиаже сформулировал систему когнитивного развития от рождения ребенка до пятнадцати лет [5].
Сенсомоторная стадия – до двух лет – определяется ключевой значимостью чувственного опыта как способа познания мира. Дооперационный период – до семи лет – во время которого дошкольник познает явления и объекты с помощью игр. Затем игра сменяется логическим мышлением и анализу – стадия конкретных операций, характерная для детей от семи до одиннадцати лет. На последнем этапе (стадия формальных операций) ребенок учится анализировать абстрактные идеи, развивается его способность к дедуктивным рассуждениям [9].
Но несмотря на общую систему когнитивного развития детей, очевидным различием становится скорость и качество усваивания знаний у разных людей, разных уровень их учебной и профессиональной успешности.
Поиск причин этих различий подводит нас к понятию «способность». Обычно под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо деятельности. Однако термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, многими авторами трактуется неоднозначно.
В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе утверждения о том, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но являются фактором их быстрого обретения, закрепления и эффективного использования на практике.
Наибольший вклад в развитие этого понятия внес известный отечественный ученый Б.М. Теплов. Он утверждает представление о способностях как о субъективных условиях успешного выполнения определенного вида деятельности [8]. К сожалению, в повседневной практике понятия «способности» и «навыки» часто отождествляют, что приводит к ошибочным выводам, особенно в педагогической практике.
Способ определения способностей через деятельность и личностное образование близок и другим исследователям. Так, С.Л. Рубинштейн отмечает, что «способность – сложное синтетическое образование, включающее ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются» [7]. Личностно-деятельностного подхода в определении способностей придерживается А.Г. Ковалев, определяя способности как ансамбль или синтез свойств человеческой личности, отвечающих требованиям деятельности, К.К. Платонов, указывает, что «способности – это степень соответствия личности в целом определенной деятельности, раскрытая через структуру данной личности и требований к ней указанным видом деятельности» [4,6].
В психологии способностей принято выделять общие и специальные способности. Первые обеспечивают овладение видами знаний и умений, которые человек реализует в разных видах деятельности. Например, в данную категорию входят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и ряд других. Таким образом, под общими способностями понимают способности, свойственные для большинства людей.
Общие способности отождествляются с интеллектом, их часто называют общими интеллектуальными способностями. Ряд авторов, в частности В.Н. Дружинин, относят к таким способностям обучаемость и креативность [3].
К числу общих способностей человека с полным основанием относятся способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми. Они являются социально обусловленными и формируются у человека в процессе его жизни. Так, без владения речью как средством общения, без умения адаптироваться в обществе людей, коммуницировать и социализироваться, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными.
Под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др. Следует отметить, что наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей, и наоборот.
Ряд специалистов занимался вопросами развития способностей, а также границ и возможностей когнитивных изменений. Корректируемость познавательного развития (процесса, состояния, свойства) представляет собой способность познавательной характеристики к изменениям под влиянием коррекционных воздействий, своеобразная откликаемость на них.
Таким образом способности человека, в том числе и его профессионализм, определяются более высокой расчлененностью когнитивных структур, что формирует и более высокое познавательное и личностное развитие. Этот факт, в свою очередь, позволяет по-новому взглянуть на изучение профессиональных способностей и способы их формирования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 1
Ссылка для цитирования:
Тимшин А.Р., Цеунов К.С. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ И ИХ МЕСТА В СТРУКТУРЕ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ // Вестник науки №12 (57) том 1. С. 337 - 342. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6639 (дата обращения: 20.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*