'
Семенов А.А., Баюк О.В.
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В АВИОНИКЕ *
Аннотация:
в последнее время у государств и компаний все больше запросов на исследования и разработку искусственного интеллекта: нейросетей, машинного обучения и глубокого изучения. Это связано с резким скачком производительности микропроцессорного оборудования, которое позволяет “обучать” машину выполнять все более и более сложные задачи. В статье рассматривается проблема недостаточного обеспечения безопасности полета, и как можно предотвратить ошибку пилота из-за человеческого фактора или усталости
Ключевые слова:
искусственный интеллект, ИИ, авионика, безопасность полетов, БАСБП
УДК 627.7
Семенов А.А.
студент магистрант группы ИИПм-22
Тюменский индустриальный университет
(г. Тюмень, Россия)
Баюк О.В.
канд. техн. наук, доцент кафедры кибернетических систем
Тюменский индустриальный университет
(г. Тюмень, Россия)
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В АВИОНИКЕ
Аннотация: в последнее время у государств и компаний все больше запросов на исследования и разработку искусственного интеллекта: нейросетей, машинного обучения и глубокого изучения. Это связано с резким скачком производительности микропроцессорного оборудования, которое позволяет “обучать” машину выполнять все более и более сложные задачи. В статье рассматривается проблема недостаточного обеспечения безопасности полета, и как можно предотвратить ошибку пилота из-за человеческого фактора или усталости.
Ключевые слова: искусственный интеллект, ИИ, авионика, безопасность полетов, БАСБП.
Для внедрения искусственного интеллекта (ИИ) в системах автоматического управления (САУ) необходимо установить следующие системы:
С вышеперечисленных систем приходит огромное количество информации, которое ИИ, с помощью высокопроизводительных микрочипов сможет мгновенно обрабатывать и принимать верное решение в любых ситуациях.
Однако, ИИ уже подвел пилотов при использовании системы MCAS, где применялись элементы ИИ. Эти ошибки стали фатальными для Boeing-737 MAX8 в Индонезии и Эфиопии. [65с ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ПИЛОТАЖНО-НАВИГАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСАХ]
Есть менее кардинальное решение проблемы – применение активной системы безопасности полета (БАСБП). БАСБП контролирует дыхание пилота, давление на педали и ручки управления, положение головы и реакцию пилота на речевую информацию за счет записи звука в кабине. Эта система способна комплексно оценивать состояние пилота, а также отправлять на землю информацию о чрезвычайных ситуациях, связанных с пилотами, после чего, в случае необходимости, брать на себя управление воздушным судном для продолжения безопасного полета. БАСБП снижает человеческий фактор, но все еще применяется лишь на боевых и учебно-боевых самолетах.[61 с ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ БОРТОВЫЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТА]
Существует два подхода по созданию БАСБП. Первый – контроль, с применением датчиков для отслеживания работоспособности пилота в реальном времени, но этот метод применяется только на боевых или учебно-боевых самолетах, так как в гражданской авиации пилоты не используют противоперегрузочные костюмы или дыхательные маски, которые требуются для полного контроля пилота. Второй подход – использование глубоких нейронных сетей, обученных на данных, от 3D ToF камер. Информация с камер принимает специальный процессор, предназначенный для определения положения пилота или его отсутствие. .[63 с ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ БОРТОВЫЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТА]
Таким образом, можно сказать, что ИИ в авионике позволяет задать планку безопасности полетов на более высоком уровне, чем сейчас. Несмотря на сложность интеграции искусственного интеллекта в общую структуру воздушного судна, это позволит еще больше минимизировать потери как жизней людей, так и финансовых затрат авиакомпаний в будущем. На мой взгляд, подобные технологии будут встречаться на практике уже в ближайшем будущем в гражданской авиации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Semenov A.A.
Undergraduate student of the IIPm-22 group
Tyumen Industrial University
(Tyumen, Russia)
Bayuk O.V.
Candidate of Technical Sciences,
Associate Professor of the Department of Cybernetic Systems
Tyumen Industrial University
(Tyumen, Russia)
ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN AVIONICS
Abstract: recently, governments and companies have been increasingly requesting research and development of artificial intelligence: neural networks, machine learning and deep learning. This is due to a sharp jump in the performance of microprocessor equipment, which allows you to “train” the machine to perform more and more complex tasks. The article deals with the problem of insufficient flight safety, and how to prevent pilot error due to human factors or fatigue.
Keywords: artificial intelligence, AI, avionics, flight safety, BASBP.
Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 1
Ссылка для цитирования:
Семенов А.А., Баюк О.В. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В АВИОНИКЕ // Вестник науки №12 (57) том 1. С. 355 - 358. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6643 (дата обращения: 19.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*