'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 1
  4. Научная статья № 74

Просмотры  255 просмотров

Бобылева Е.Д., Ломия С.Б.

  


ФИЛОСОФИЯ И ФАРМАЦИЯ. ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ БИОЭТИКА *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается связь между фармацией и философией. Мы рассмотрим совместное историческое развитие философии с фармацией. С развитием фармации в современном мире стали появляться новые нравственные проблемы, которые решаются при участии философии. Медицина часто сталкивается с проблемами, ответы на которые может дать только философия. Рассмотрим появление нового раздела биоэтики – фармацевтической биоэтики. Дадим определение понятию «фармацевтическая биоэтика». Обсудим проблемы, которые данная дисциплина пытается решить. Приведем примеры уже совершенных ошибок в фармацевтической деятельности. Рассмотрим варианты решений обсуждаемых проблем   

Ключевые слова:
философия, фармация, биоэтика, фармацевтическая биоэтика, маркетинг, проблемы, примеры, решения   


УДК 615.1:17.023.5

Бобылева Е.Д.

студентка

Кубанский государственный медицинский университет

(г. Краснодар, Россия)

 

Ломия С.Б.

студентка

Кубанский государственный медицинский университет

(г. Краснодар, Россия)

 

ФИЛОСОФИЯ И ФАРМАЦИЯ.

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ БИОЭТИКА

 

Аннотация: в данной статье рассматривается связь между фармацией и философией. Мы рассмотрим совместное историческое развитие философии с фармацией. С развитием фармации в современном мире стали появляться новые нравственные проблемы, которые решаются при участии философии. Медицина часто сталкивается с проблемами, ответы на которые может дать только философия. Рассмотрим появление нового раздела биоэтики – фармацевтической биоэтики. Дадим определение понятию «фармацевтическая биоэтика». Обсудим проблемы, которые данная дисциплина пытается решить. Приведем примеры уже совершенных ошибок в фармацевтической деятельности. Рассмотрим варианты решений обсуждаемых проблем.

 

Ключевые слова: философия, фармация, биоэтика, фармацевтическая биоэтика, маркетинг, проблемы, примеры, решения.

 

Медицина часто сталкивается с проблемами, ответы на которые может дать только философия. Это проблемы жизни и смерти, вопросы сознательного и бессознательного, морально-этические проблемы здравоохранения и многое другое. Именно философия медицины и фармации дает медикам нравственную и теоретико-методологическую базу, формирует методы и принципы медицинского познания и обоснования диагностики и т.д. [2, с. 224]

Представления о фармации имеют глубокие корни в истории человечества. Современное понятие «фармация» подразумевает научно-практическую отрасль, которая занимается проблемами изыскания, исследования, добывания, изготовления, хранения и отпуска лекарственных средств для лечения болезней. [5]

Неразрывная связь сформировалась между философией и фармацией, ибо философия освобождает душу от страстей, а врач и фармацевт исцеляют болезни тела. Исторически сложилось так, что многие медики и фармацевты являлись философами. Фармация давала философам массу опытного материала, результатов наблюдений, ставила перед ними новые философские проблемы. Философия же пыталась осмыслить по отношению к медицине и фармации новые открытия такие как: клонирование, трансплантация, медицинские и фармацевтические эксперименты. [3, с. 13]

Современная философия и фармация имеют множество общих аспектов:

- они решают одни и те же проблемы: бытие, жизнь, смерть;

- центром внимания является человек;

- в процессе изучения опираются на общие ценности;

- общие исследования, связанные с возникновением ноу-хау в фармации и т.д.

Философия и фармация всегда будут связанны, ибо в фармацевтической деятельности появляется много новых проблем, которые нуждаются в философском осмыслении.

В 90-е годы эксперты стали уделять внимание как медицинским, так и этическим проблемам, связанным с обращением лекарств. Это привело к формированию нового направления биоэтики – «фармацевтическая биоэтика».

Фармацевтическая биоэтика - это раздел биоэтики, исследующий нравственные, правовые, общественные и юридические проблемы, появляющиеся при создании, медицинских испытаниях, регистрации, производстве, доведении до покупателя и применении фармацевтических, парафармацевтических и прочих аптечных товаров, а вдобавок при оказании фармацевтических научно-консультативных услуг с целью защиты здоровья населения и отдельных людей, качества их жизни, физиологической и психической неприкосновенности личности, защиты человеческого достоинства и предоставления доступности фармацевтической поддержки для широких слоев населения.

В России первые зачатки фармацевтической этики зародились совместно с открытием в конце XVI в. первых аптек, когда в Москву стали прибывать первые профессиональные аптекари. [1, с. 3]

В наше время многочисленные эксперты считают, что без нахождения четких и принятых норм и правил этичного поведения на рынке фармации достойная деятельность в сфере фармацевтических и других аптечных товаров попросту невозможна.

Особенное место среди обговариваемых биоэтических вопросов захватывают проблемы справедливости в здравоохранении, в том числе обеспечение медицинской и фармацевтической помощи, степени подготовки и надежности медицинских и фармацевтических сотрудников, получение информационного согласия от пациента при обеспечении медицинской помощи и др. Однако основной биоэтической проблемой фармации считается цель фармацевтической деятельности.

Для решения этих проблем важно знать, что лежит в основе философии фармацевтической деятельности:

  • Принципы классического маркетинга, целью которых является наибольшая прибыль, которая употребляется как угодно;
  • Социальный маркетинг, концепция которого разрабатывается иностранными учеными, понимающими отрицательные нюансы применения классического маркетинга в медицине и фармации.

Основная задача классического маркетинга — это приобретение дохода за счет удовлетворения намеренно сформулированных запросов клиентов, используя манипуляций с целью контроля их восприятия, сознания, психики и потребительского поведения.

Подобная манипуляция зачастую происходит путем использования некорректной рекламы, искусственное формирование большого спроса и иными способами.

Как примеры «выжимания» дохода с возможной опасностью для здоровья больных могут послужить немало ситуаций, связанных с умолчанием о вероятных побочных эффектах фармацевтических препаратов и т.д.

Известно, что в Америке в один период обширно использовался лекарственный препарат, назначаемый при нарушении пищеварительного тракта. Только после 24 летальных случаев среди детей младше 6 лет РВА сбросила препарат с рынка. Но врачи считают, что количество смертей практически превосходит 300!

Еще одним из таких примеров является передозировка парацетамолом, который издавали под различными фирменными названиями (Панадол, ацетаминофен, далерон, флютабс и т.д.), который вызывает токсические заболевания печени и зачастую приводит к фатальному исходу.

По сообщению американских СМИ применение плохо изученных фармацевтических препаратов за 1993 г. стало причиной смерти более тысячи человек. В 1977 г. был выпущен препарат, понижающий артериальное давление, хотя экспертами РВА было доказано, что он может вызвать аритмию с смертельным исходом. Такие ситуации можно перечислять долго.

Возникает вопрос: насколько же этично в фармацевтике для получения дохода упорно давать те или иные препараты, когда даже фармацевт не всегда может подтвердить, на сколько то или иное лекарственное средство (или БАД) эффективно и безопасно, а его продажа экономически целесообразна? Тем более манипулируя потребителем и его поведением?

Эти вопросы в наше время озадачивают многих экспертов. Они осознали, что система классического маркетинга в сфере фармации, медицины, здравоохранении в целом не этична. Специалисты пришли к выводу, что она должна быть заменена на другую философию, другую догму. Так была предложена теория социального маркетинга. Однако, и там в приоритете осталась прибыль. [4]

Данное положение требует усиления предприимчивости экспертов по разработке и закреплению в обществе и профессиональной фармацевтической деятельности морально-нравственных норм, аспектов и других механизмов, обеспечивающих нужды граждан, общества и государства.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Лопатина В.П. Биоэтика: учебник для вузов // ГЭОТАР-Медиа. 2009. №4. С. 3
  2. Силуянова И.В. Биомедицинская этика // Юрайт. 2018. С. 224
  3. Хрусталёв Ю.М. Философия науки и медицины // ГЭОТАР-Медиа. 2009. С. 13
  4. Философия фармацевтической деятельности XXI века [Электронный ресурс]: свободная энциклопедия - / Studopedia. — Электронные данные. Режим доступа: URL.: https://studopedia.su/10_116449_filosofiya-farmatsevticheskoy-deyatelnosti-XXI-veka.html , свободный – (дата обращения 15.09.2022)
  5. Глава 13. История философии и фармации [Электронный ресурс]: Электронная медицинская библиотека - / Rosmedlib. — Электронные данные. Режим доступа: URL.: https://www.rosmedlib.ru/ru/doc/ISBN9785970444832-0014/-esf2k2z11-tabrel-mode-pgs.html, свободный – (дата обращения 15.09.2022)

 

Bobyleva E.D.

Student

Kuban State Medical University

(Krasnodar, Russia)

 

Lomiya S.B.

Student

Kuban State Medical University

(Krasnodar, Russia)

 

PHILOSOPHY AND PHARMACY.

PHARMACEUTICAL BIOETHICS

 

Abstract: this article discusses the connection between pharmacy and philosophy. We will consider the joint historical development of philosophy with pharmacy. With the development of pharmacy in the modern world, new moral problems began to appear, which are solved with the participation of philosophy. Medicine often faces problems that only philosophy can answer. Consider the emergence of a new section of bioethics – pharmaceutical bioethics. This article discusses the connection between the concept of "pharmaceutical bioethics". We will discuss the problems that this discipline is trying to solve. We will give examples of mistakes that have already been made in pharmaceutical activity. We will consider solutions to the problems discussed.

 

Keywords: philosophy, pharmacy, bioethics, pharmaceutical bioethics, marketing, problems, examples, solutions.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Бобылева Е.Д., Ломия С.Б. ФИЛОСОФИЯ И ФАРМАЦИЯ. ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ БИОЭТИКА // Вестник науки №12 (57) том 1. С. 426 - 431. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6656 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6656



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.