'
Дмитриева Е.К., Пигарева Е.А., Боркова Е.А.
ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ: ДИНАМИКА И ОЦЕНКА *
Аннотация:
в данной статье анализируются особенности формирования доходов федерального бюджета РФ, а также проводится анализ динамики поступлений средств в федеральный бюджет с 2018 по 2021 года, и предлагаются действия, способствующие увеличению доходов бюджета государства
Ключевые слова:
доходы государства, Российская Федерация, государственный бюджет, динамика поступлений средств, государство
УДК 336.14
Дмитриева Е.К.
студент
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
(г. Санкт-Петербург, Россия)
Пигарева Е.А.
студент
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
(г. Санкт-Петербург, Россия)
Научный руководитель:
Боркова Е.А.
к. э. н., доцент
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
(г. Санкт-Петербург, Россия)
ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА РФ: ДИНАМИКА И ОЦЕНКА
Аннотация: в данной статье анализируются особенности формирования доходов федерального бюджета РФ, а также проводится анализ динамики поступлений средств в федеральный бюджет с 2018 по 2021 года, и предлагаются действия, способствующие увеличению доходов бюджета государства.
Ключевые слова: доходы государства, Российская Федерация, государственный бюджет, динамика поступлений средств, государство.
Не секрет, что бюджет государства является центральным, иными словами, базисным звеном всей финансовой системы Российской Федерации. Актуальность данной темы обусловлена тем, что именно за счет средств федерального бюджета, власть проводит социальную политику государства, что непосредственно влияет на качество жизни населения и лояльное отношение граждан к деятельности государственных органов. Именно поэтому важно рассматривать особенности формирования федерального бюджета, чтобы разграничивать способы поступлений доходов в бюджет страны и расходов государства. Государство, в свою очередь, представляет собой механизм, задачей которого является организация перераспределения общественных благ для удовлетворения общегосударственных потребностей. Государство образовывает некий фонд денежных средств, который обеспечивает финансирование всех нужд и статей расходов государства, а также способствует повышение качества выполнения его непосредственных функций и поставленных перед ним задач. Таким фондом и является доход, поступающий в федеральный бюджет страны [1].
Основными видами поступлений в государственный бюджет являются: налоговые и неналоговые доходы. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги, а также штрафы за нарушение налогового законодательства. К неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; доходы в виде финансовой помощи (дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной и безвозвратной передачи средств), а также бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы российской Федерации; средства, полученные в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях, а также иные поступления в бюджет страны [2]
Рассматривая общую динамику в период с 2018 по 2021 годы, следует обратить особое внимание на увеличение соответственно и доходов, и расходов (исключая 2020 год). Такие изменения связаны с постепенно растущей инфляцией, которая и влияет на рост соответствующих показателей в рассматриваемых периодах. Однако если проводить параллель между различными периодами, то расходы с 2018 года по 2019 выросли на большую сумму, чем доходы в этом же периоде. Это говорит о неравномерном росте доходов и расходов государства [3].
Анализируя представленные данные, можно сделать вывод, что исполнение федерального бюджета происходит рациональным образом, поскольку в основном доходы превышают расходы, однако стоит отдельно рассмотреть 2020 год. Он характеризуется ключевым событием, произошедшим не только в России, но и в мире пандемией COVID-19. Именно в этом году расходы превышают доходы, что делает бюджет России в рассматриваемом периоде дефицитным. Однако, несмотря на дефицитное состояние бюджета в этом году, средства, которые были получены в качестве доходов, были потрачены на нужды населения и медицину, поскольку пандемия требовала больших вложений государства в данную область. Это свидетельствует о том, что Россия выполняла свои социальные задачи.
Тем не менее стоит отметить положительную динамику в росте доходов и падении расходов в период с 2020 по 2021 годы. Доходы выросли значительно сильнее по сравнению с ранее рассматриваемыми периодами (2018, 2019, 2020 годы), а также отмечается падения расходов, что демонстрирует стабилизацию федерального бюджета к концу 2021 года (Таблица 1).
Год |
Доходы |
Расходы |
2018 |
19,454.4 |
16,713.0 |
2019 |
20,188.8 |
18,214.5 |
2020 |
18,719.1 |
22,821.6 |
2021 |
25,286.4 |
24,762.1 |
Таблица 1. Краткая информация об исполнении
федерального бюджета (млрд руб.) [3].
Таким образом, можно сделать вывод, что роль слаженной бюджетной системы в стабилизации экономики и ее развития усиливается. Федеральный бюджет является инструментом, важность которого невозможно переоценить, ведь именно он выступает инструментом проведения антикризисной политики России, а также помощником в сохранении социальной стабильности государства. Предлагаемые инициативы по увеличению доходов в федеральный бюджет: снижение налогового бремени товаропроизводства, посредством упорядочения налогообложения и проведения детального анализа всей фискальной политики государства; стимулирование инвестиций на территории РФ [4]; введение повышенного налога на сверхдоход от добычи полезных ископаемых, а также автоматизация налогового процесса, включающую в себя внедрение современных информационных технологий для усовершенствования процесса сбора налогов и контроля налоговых поступлений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Dmitrieva E.K.
Saint Petersburg State University of Economics
(Saint Petersburg, Russia)
Pigareva E.A.
Saint Petersburg State University of Economics
(Saint Petersburg, Russia)
Scientific advisor:
Borkova E.A.
Saint Petersburg State University of Economics
(Saint Petersburg, Russia)
DIGITALIZATION OF EDUCATION IN RUSSIA
Abstract: this article analyzes the features of the formation of revenues of the federal budget of the Russian Federation, as well as an analysis of the dynamics of the revenues to the federal budget from 2018 to 2021, and proposes actions that contribute to increasing the revenues of the state budget.
Keywords: State revenues, Russian Federation, State budget, dynamics of revenues, State.
Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 2
Ссылка для цитирования:
Дмитриева Е.К., Пигарева Е.А., Боркова Е.А. ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ: ДИНАМИКА И ОЦЕНКА // Вестник науки №12 (57) том 2. С. 44 - 48. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6667 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*