'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 2
  4. Научная статья № 12

Просмотры  54 просмотров

Коренева Е.А., Боркова Е.А.

  


ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ ПО ОТДЕЛЬНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ *

  


Аннотация:
государственные расходы – это расходы, направляемые на финансирование необходимых государству видов продукции, работ и услуг, производимых государственными и частными предприятиями с целью достижение целей, стоящих перед правительством. Другими словами, это платежи, не подлежащие возврату, не создающие и не погашающие финансовых требований; затраты, связанные с осуществлением государством своих функций. Повышение эффективности государственных расходов действительно занимают довольно важное место в политической повестке дня нашей страны   

Ключевые слова:
государственные расходы, здравоохранение, образование, социальные расходы, социальные услуги   


УДК 33

Коренева Е.А.

студент

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

Научный руководитель:

Боркова Е.А.

канд. экон. наук, доц.

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

РАСХОДОВ ПО ОТДЕЛЬНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ

 

Аннотация: государственные расходы – это расходы, направляемые на финансирование необходимых государству видов продукции, работ и услуг, производимых государственными и частными предприятиями с целью достижение целей, стоящих перед правительством. Другими словами, это платежи, не подлежащие возврату, не создающие и не погашающие финансовых требований; затраты, связанные с осуществлением государством своих функций. Повышение эффективности государственных расходов действительно занимают довольно важное место в политической повестке дня нашей страны.

 

Ключевые слова: государственные расходы, здравоохранение, образование, социальные расходы, социальные услуги.

 

В России существуют возможности для более эффективного расходования имеющихся бюджетных ресурсов, выделяемых на социальные нужды. Проводимые преобразования могли бы улучшить результаты развития человеческого потенциала в существующих условиях. Распределение расходов может быть улучшено главным образом за счет:

– экономии от продвижения отраслевых реформ (например, в секторе здравоохранения они будут включать оптимизацию сети больниц, переход к первичной медицинской помощи, доплаты за лекарства и выплаты);

– укрепление системы межбюджетных трансфертов для лучшего отражения приоритетов предоставления социальных услуг и поддержки реформ, повышающих эффективность в регионах [2, c. 98].

С учетом нынешних физических расходов в системы образования и здравоохранения можно было бы достичь лучших результатов. Действительно, анализ показывает, что даже с учетом географической особенности и плотности населения соотношение учащихся и учителей к размерам школ в России относительно невелики по международным меркам, в то время как количество больничных коек и врачей на душу населения высоки по сравнению с достигнутыми результатами медицинского развития. Преобразования социального сектора, осуществляемые за счет межбюджетных трансфертов, являются важными элементами оптимизации сетей обслуживания и дальнейшего сокращения физических затрат на предоставление социальных услуг [5, c. 101].

Анализ сектора образования показывает, что количественные показатели: соотношение учащихся и преподавателей, средний размер школ и их количество в значительной степени коррелируют с затратами на одного учащегося, но не с результатами образования. Потенциальная экономия бюджетных средств, полученная за счет сокращения количества физических затрат на здравоохранение и образование, могла быть использована для улучшения качества расходов. Установлено, что повышение эффективности во всех регионах может высвободить около 25-30 миллиардов рублей в секторе общего образования и до 180-200 миллиардов рублей в здравоохранении. Сэкономленные деньги могут быть использованы для дальнейшего улучшения результатов в данных областях.

В настоящее время в стране тратится около 50% от общего бюджета на предоставление социальных услуг (здравоохранение, образование и социальную защиту). Общие государственные расходы в 2020-21 годах составили около 34% ВВП, в то время как расходы на социальные услуги 17%, а на секторы здравоохранения и образования приходилось приблизительно по 4% ВВП, в то время как на социальную защиту приходилось около 9%. Недавнее повышение пенсий еще больше увеличило размер пакета социальной защиты приблизительно до 12% ВВП. В сочетании с поддержкой мер антикризисной политики это увеличение пенсий привело к увеличению общего объема бюджетных расходов примерно на 40% в 2020-21 годах [4, c. 331].

Система межбюджетных трансфертов является сложной. Все трансферты можно разделить на безусловные, или «блоковые», называемые грантами, и условные (то есть средства могут быть использованы только для конкретных программ, согласованных заранее), которые далее дифференцируются на субвенции и субсидии. Субвенции используются для финансирования функций, делегированных Федеральным правительством региональным. Субсидии используются для финансирования собственных функций региональных властей, связанных с реализацией национальных проектов. Региональные правительства также предоставляют субсидии муниципальным органам власти для финансирования соответствующих делегированных функций.

Стабилизирующие гранты и субсидии доминируют в структуре межбюджетных фондов. В совокупности на них приходится 60% (около 30% каждый) от общего объема межбюджетных трансфертов. Субвенции и субсидии, выделяемые в целях сбалансирования бюджета составляют 18% и 16% от общего объема, соответственно. Остальные 7% от общей суммы составляют другие переводы. Следует иметь ввиду, что стабилизирующие субсидии не предназначены для конкретных социальных секторов, таких как здравоохранение и образование [3, c. 113].

Стабилизирующие гранты помогают сократить разрыв в бюджетном потенциале между регионами. Все области с бюджетным потенциалом ниже среднего по стране являются получателями грантов, для отстающих регионов, выделяют, как правило, более высокий объем грантов на душу населения. Стабилизирующие субсидии в беднейших регионах служат ключевым источником обеспечения базовых социальных гарантий.

Субсидии для сбалансирования бюджета – это, по сути, трансферты, направленные на покрытие дефицитов региональных правительств.

Системы здравоохранения и образования очень интенсивно используют физические ресурсы (например, количество врачей и учителей). В России в среднем 97 больничных коек и 43 врача на 10 000 человек по сравнению с 54 больничными койками и 35 врачами на 10 000 человек в странах ЕС и 34 больничными койками и 19 врачами на 10 000 человек в странах с аналогичным уровнем ВВП. Эти данные указывают на то, что даже с учетом плотности населения и других факторов, все еще существует огромное пространство для рационализации ресурсов.

 Меры, повышающие эффективность, проводятся во многих регионах. В секторе образования большинство регионов приняли различные модели финансирования на одного учащегося. В секторе здравоохранения во многих регионах предпринимаются усилия по модернизации сетей больничной помощи и повышению роли первичной медико-санитарной помощи. В настоящее время на уровне федерального правительства также ведется работа по оптимизации системы медицинского страхования и изменению функционирования данных фондов [1, c. 248].

Социальные расходы России от общего объема, по секторам составляют 22% на образование, 24% на здравоохранение и 54% на социальную защиту.

Структура расходов на образование в России в большей степени ориентирована на высшее образование. Средне-специальное образование получает относительно низкое государственное финансирование по сравнению с высшим образованием – только 5,9% государственного бюджета.

Несмотря на относительно низкие расходы, в стране выявляются довольно хорошие результаты в общем образовании, показывающие высокую общую эффективность [6, c. 61].

Политика в области образования в России признает, что существуют возможности для оптимизации количества ресурсов в данной системе. Внедрение финансирования на одного учащегося во многих регионах также способствует сокращению существующих человеческих ресурсов в сфере образования. Тем не менее, оптимизация количества должна сопровождаться мерами по повышению качества преподавания путем повышения квалификации учителей и учебных программ.

Российская система здравоохранения использует гораздо больше физических ресурсов на одного пациента, чем в других странах. Это открывает значительные возможности для улучшения распределения и использования имеющихся ресурсов путем реструктуризации организации сетей медицинских учреждений. Российский сектор здравоохранения отличается высокой численностью работников на душу населения.

Государственные расходы России на социальную защиту в процентах от ВВП ниже, чем западных странах. По состоянию на 2019 год, Россия потратила на социальную защиту около 9,8% ВВП. Однако в 2020-21 гг. общие расходы России на социальную защиту увеличились примерно до 11,5% ВВП.

Расходы на социальное страхование (в основном пенсии) составляют 73% от общего объема затрат на социальную защиту в России.

В России существуют потенциальные возможности для расширения компонента социальной помощи и улучшения адресности программ, и, следовательно, для распределения средств социальной защиты с меньшим количеством утечек и более высоким воздействием на сокращение бедности.

Подводя итог, можно сказать, что дополнительное финансирование социального сектора само по себе не позволило бы России улучшить качество и результативность. Необходимо устранить фундаментальные структурные перекосы в системах здравоохранения и образования, чтобы коренным образом повысить эффективность путем внесения изменений в существующую систему межбюджетных трансфертов, которая неразрывно связана с финансированием региональных правительств и предоставлением социальных услуг.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник / Пер. с англ. под ред. Л.Л. Любимова. – М.: Наука, 2018. – 357 с.
  2. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 345 с.
  3. Коробейников О. П., Хавин Д. В., Никифорова Е. П., Башева А. В. Экономика общественного сектора: Учеб.пособие. – Нижний Новгород, 2013. – 237 с.
  4. Савченко П.В., Погосов И.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: Учебник / Под ред. П.В. Савченко, И.А. Погосова, Е.Н. Жильцова. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 763 с.
  5. Савчишина К.Е. Современные проблемы и перспективы развития бюджетной системы России // Проблемы прогнозирования, 2017. – № 6. – С. 101-112.
  6. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов: Монография. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 133 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Коренева Е.А., Боркова Е.А. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ ПО ОТДЕЛЬНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ // Вестник науки №12 (57) том 2. С. 67 - 73. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6671 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6671



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.