'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 2
  4. Научная статья № 14

Просмотры  57 просмотров

Могиш Ю.Н., Пилецкий Н.Д.

  


НАЛОГИ НА ПОТРЕБЛЕНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ *

  


Аннотация:
в данной статье представлены данные о налогах на потребление в странах ОЭСР в период с 1965 по 2020 годы. Особое внимание уделяется двум основным категориям налогов на потребление, т.е. налогу на добавленную стоимость и акцизным сборам. Это дополняется кратким обзором динамики поступлений от НДС и акцизов во время пандемии Covid-19. Кроме того данная статья освещает основные особенности налогов на добавленную стоимость, налогов с розничных продаж и акцизов, их взимания   

Ключевые слова:
налоги, налоги на потребление, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы   


УДК 336.225

Могиш Ю.Н.

студент Высшей школы государственного аудита

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

(г. Москва, Россия)

 

Пилецкий Н.Д.

студент Высшей школы государственного аудита

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

(г. Москва, Россия)

 

НАЛОГИ НА ПОТРЕБЛЕНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ

И ОСОБЕННОСТИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ

 

Аннотация: в данной статье представлены данные о налогах на потребление в странах ОЭСР в период с 1965 по 2020 годы. Особое внимание уделяется двум основным категориям налогов на потребление, т.е. налогу на добавленную стоимость и акцизным сборам. Это дополняется кратким обзором динамики поступлений от НДС и акцизов во время пандемии Covid-19. Кроме того данная статья освещает основные особенности налогов на добавленную стоимость, налогов с розничных продаж и акцизов, их взимания.

 

Ключевые слова: налоги, налоги на потребление, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы.

 

Российское законодательство определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [1].

В классификации ОЭСР налоги имеют схожее определение: налоги «ограничиваются» обязательными, безвозмездными платежами государственным органам. В соответствии с номенклатурой ОЭСР, налоги делятся на 5 масштабных категорий: налоги на доходы, прибыль и прирост капитала; взносы на социальное обеспечение; налоги на заработную плату и на трудовые ресурсы; налоги на имущество; налоги на товары и услуги [5].

В статье речь пойдет о налогах на потребление, относящихся к группе налогов на товары и услуги (налоги на производство, продажу, передачу, аренду и поставку товаров, и оказание услуг) и в основном подразделяющихся на 2 подкатегории:

  • Общие налоги на товары и услуги, которые включают налог на добавленную стоимость, налоги с продаж и другие общие налоги на товары и услуги;
  • Налоги на конкретные товары и услуги, состоящие в основном из акцизов, таможенных и импортных пошлин.

Налоги на потребление, такие как НДС, налоги с продаж и акцизы, часто классифицируются как косвенные налоги. Они обычно взимаются с предприятий в цепочке производства и распределения, прежде чем быть переданными конечным потребителям, как часть покупной цены товара или услуги. Эти денежные средства предприятие «вычитает» из выручки и отдает государству. Однако фактически налоги платит покупатель, производитель лишь собирает их [5].

В 2020 году налоги на потребление составляли в среднем 30% от общего объема налоговых поступлений в странах ОЭСР, что составило 9,9% ВВП этих стран. Примерно две трети поступлений от налогов на потребление приходится на налоги на общее потребление (в основном НДС и налоги с продаж), а одна треть – на налоги на конкретные товары и услуги (в основном акцизы) [4].

На рисунке ниже представлен средний по странам ОЭСР налоговый доход в процентах от совокупного налогообложения в разбивке по категориям налогов за 2020 год.

Общая доля налогов на потребление в общем объеме налоговых поступлений снизилась до 30.0% в 2020 году с 30,8% в 2018 году и в среднем с 32,1% в 2010 году. Снижение наблюдалось в 26 странах, в то время как увеличение – лишь в 11 (Австралия, Чили, Франция, Венгрия, Япония, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Швеция и Турция), а лишь в одной стране не было зафиксировано изменений (Финляндия).

 Рис.1. Средний налоговый доход от совокупного

налогообложения в разбивке по категориям налогов

 

На сегодняшний день НДС остается крупнейшим источником поступлений в налогах на потребление. Поступления от НДС оставались стабильными в странах ОЭСР в период с 2018 по 2020 годы – в среднем на уровне 6,7% от ВВП и на уровне 20,2% от общего налогообложения, снизившись с 20,3% в 2018-2019 годах.

Налог на добавленную стоимость введен в 37 из 38 стран ОЭСР, при этом США являются единственной страной ОЭСР, которая не вводит НДС.

Состав налогов на потребление со временем изменился коренным образом. Возросшее значение НДС с течением времени послужило причиной уменьшения доли налогов на конкретные товары и услуги, таких как акцизы и таможенные пошлины, в доходах от налогов на потребление. Доля общих налогов на потребление, особенно НДС, в общих налоговых поступлениях в странах ОЭСР увеличилась практически вдвое в период с 1965 по 2020 год – с 11,9% до 20,9% в среднем. Напротив, доля конкретных налогов на потребление (в основном на табак, алкогольные напитки, топливо, а также некоторые налоги, связанные с окружающей средой) сократились более чем вдвое за анализируемый период – с 24,3% до 9,1% от общих доходов в странах ОЭСР в среднем. Общая доля налогов на потребление в общем объеме налоговых поступлений снизилась с 36,2% до 30.0% в период с 1965 по 2020 год, в то время как эта доля увеличилась в процентах от ВВП за этот период с 8,7% в 1965 году до 9,9% в 2020 году в среднем (рисунок 2).

 

Рис.2. Доля налогов на потребление в процентах

от общих налоговых поступлений за 1965 – 2020 гг.

 

Налоговая политика была важнейшим инструментом реагирования правительств на COVID-19 во всех странах ОЭСР. В ходе пандемии цели налоговой политики менялись в соответствии с развитием самой пандемии и более широкими политическими целями правительств. В целом налоговая политика в 2020 году характеризовалась мерами по защите работников и предприятий от сбоев, вызванных пандемией, также больше внимания уделялось политике поощрения инвестиций и ускорения постпандемийного восстановления в 2021. Хотя большинство мер были временными, некоторые из этих мер были продлены сверх их первоначального срока, другие меры стали постоянными.

Административные меры, связанные с НДС, стали важным компонентом ранних мер фискальной и налоговой политики правительств в ответ на вспышку COVID-19. Эти меры были в основном направлены на поддержку денежных потоков бизнеса, в частности, за счет отсрочки уплаты НДС и ускорения возмещения избыточного входного НДС, а также на снижение бремени соблюдения требований, в частности, за счет продления сроков подачи и представления отчетности.

Большинство стран ОЭСР также приняли меры, связанные с уплатой НДС. Они включали, в частности, введение нулевых (или сниженных) ставок НДС на поставки и импорт медицинского оборудования и гигиенических изделий (перчатки, маски, средства для дезинфекции рук и др.) и на медицинские услуги, которые еще не были освобождены от уплаты НДС или облагались пониженными ставками в соответствии с обычными правилами [3].

Некоторые страны также ввели временное снижение ставок НДС для стимулирования потребления и для поддержки конкретных секторов экономики, которые наиболее пострадали от пандемии (например, туризм, гостиничный бизнес). Некоторые страны ввели более общие временные снижения ставок. Так, например, Германия снизила стандартную ставку НДС с 19% до 16% и ставку НДС с 7% до 5% до конца 2020 года. Норвегия снизила ставку НДС с 12% до 6% также до конца пандемийного года. Большинство временных изменений в ставках НДС, которые были введены в 2020 году для борьбы с пандемией, были отменены в 2021 году, за исключением тех, которые касались медицинских принадлежностей, используемых как средства для реагирования на пандемию.

Поступления от акцизов показали относительно слабый рост в номинальном выражении – на 5,5% в 2021 году (против снижения на 5,4% в 2020 году). Поступления от акцизов выросли в номинальном выражении в 29 странах и снизились в восьми.

Таким образом, налоги на потребление всегда занимали и продолжают занимать важное место в налоговых системах, а также в структуре государственных доходов. Они проявляются преимущественно в форме налога на добавленную стоимость, а также в форме налогов на отдельные товары и услуги. В большинстве стран именно НДС является ключевым источником формирования доходов бюджетной системы и наиболее важным компонентом системы государственных финансов в целом. Этот налог занимает центральное место в фискальноориентированной системе косвенного налогообложения и успешно реализует возложенные на него функции прогрессивной формы мобилизации сбора налогов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 21.11.2022) // Собрание законодательства РФ. N 31. 03.08.1998. ст. 8.
  2. Ebrill L., Keen M. and Perry V. The Modern VAT // International Monetary Fund. Washington, D.C. 2021. doi: 5089/9781589060265.071.
  3. OECD Consumption Tax Trends 2020: VAT/GST and Excise Rates, Trends and Policy Issues // OECD Publishing. Paris. 2021. doi: 10.1787/152def2d-en
  4. OECD Revenue Statistics 2022: The Impact of COVID-19 on OECD Tax Revenues // OECD Publishing. Paris. 2022. doi: 1787/8a691b03-en
  5. OECD Revenue Statistics Interpretative Guide // [Electronic resource]. – URL: https://www.oecd.org/tax/tax-policy/oecd-classification-taxes-interpretative-guide.pdf (date of treatment: 06.12.2022)

 

Mogish Y.N.

Student of Higher School of State Audit

Lomonosov Moscow State University

(Moscow, Russia)

 

Piletsky N.D.

Student of Higher School of State Audit

Lomonosov Moscow State University

(Moscow, Russia)

 

CONSUMPTION TAXES: TRENDS &

CORE FEATURES IN DIFFERENT COUNTRIES

 

Abstract: this article presents comparable data on consumption taxes of OECD countries in 1965-2020. Special attention is paid to the two main consumption tax categories in OECD countries, i.e. value added taxes and excise duties. This is complemented with a brief overview of the evolution of VAT and excise revenues during the Covid-19 pandemic. In addition, this article highlights the main features of value-added taxes, retail sales taxes and excise duties, their collection.

 

Keywords: taxes, consumption taxes, value added tax, customs duties, import duties, excise duties.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Могиш Ю.Н., Пилецкий Н.Д. НАЛОГИ НА ПОТРЕБЛЕНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ // Вестник науки №12 (57) том 2. С. 78 - 84. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6673 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6673



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.