'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 2
  4. Научная статья № 23

Просмотры  100 просмотров

Блинова Ю.О.

  


ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООТНОШЕНИЯ И АГРЕССИВНОСТИ У ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ *

  


Аннотация:
подростковый возраст сам по себе практически всеми исследователями характеризуется как переломный, переходный, критический. Существует множество фундаментальных исследований, посвященных данному периоду. Их анализ позволяет очертить круг возрастных проблем, имеющих непосредственное отношение к девиантности. Среди них бурное эмоциональное развитие (эмоциональные «взрывы», эмоциональная незрелость, противоречивость), повышенная внушаемость, чувствительность к оценкам окружающих, борьба с общепризнанными авторитетами, обожествление случайных кумиров, чувство взрослости. Так, агрессивное поведение может приводить подростков к различным правонарушениям. Несовершеннолетние являются наиболее криминально-активной частью населения. Повышается агрессивность и дерзость подростков при совершении преступлений, возрастает число случаев изъятия у несовершеннолетних наркотических средств. Важной составляющей является изучение различных факторов, оказывающих влияние на формирование агрессивных форм поведения в подростковом возрасте   

Ключевые слова:
агрессивность. подросток, агрессивность, самоотношение   


УДК 37.

Блинова Ю.О.
студент 3 курса психолого-педагогического образования
ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет»
(г. Абакан, Россия)



ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООТНОШЕНИЯ И АГРЕССИВНОСТИ

У ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

 

Аннотация: подростковый возраст сам по себе практически всеми исследователями характеризуется как переломный, переходный, критический. Существует множество фундаментальных исследований, посвященных данному периоду.

Их анализ позволяет очертить круг возрастных проблем, имеющих непосредственное отношение к девиантности. Среди них бурное эмоциональное развитие (эмоциональные «взрывы», эмоциональная незрелость, противоречивость), повышенная внушаемость, чувствительность к оценкам окружающих, борьба с общепризнанными авторитетами, обожествление случайных кумиров, чувство взрослости.

Так, агрессивное поведение может приводить подростков к различным правонарушениям. Несовершеннолетние являются наиболее криминально-активной частью населения. Повышается агрессивность и дерзость подростков при совершении преступлений, возрастает число случаев изъятия у несовершеннолетних наркотических средств. Важной составляющей является изучение различных факторов, оказывающих влияние на формирование агрессивных форм поведения в подростковом возрасте.

 

Ключевые слова: агрессивность. подросток, агрессивность, самоотношение.

 

Подростковый возраст сам по себе практически всеми исследователями характеризуется как переломный, переходный, критический. Существует множество фундаментальных исследований, посвященных данному периоду.

Их анализ позволяет очертить круг возрастных проблем, имеющих непосредственное отношение к девиантности. Среди них бурное эмоциональное развитие (эмоциональные «взрывы», эмоциональная незрелость, противоречивость), повышенная внушаемость, чувствительность к оценкам окружающих, борьба с общепризнанными авторитетами, обожествление случайных кумиров, чувство взрослости (желание самоутвердиться и стать взрослым, независимость, эмансипация от родителей, романтические отношения со сверстниками противоположного пола, изменение отношения к учению) и пр.

Так, агрессивное поведение может приводить подростков к различным правонарушениям. Несовершеннолетние являются наиболее криминально-активной частью населения. Повышается агрессивность и дерзость подростков при совершении преступлений, возрастает число случаев изъятия у несовершеннолетних наркотических средств. Важной составляющей является изучение различных факторов, оказывающих влияние на формирование агрессивных форм поведения в подростковом возрасте.

Анализ проблемы асоциального и противоправного поведения подростков показывает, что ее решение тесно связано с детальным исследованием и дальнейшей коррекцией основных структурных компонентов сознания и самосознания (самооценки, самопознания, самоотношения) «трудных» подростков в процессе.

Наше исследование проходило на базе ОМВД России по г. Нягани и ОМВ России по Октябрьскому району.

 Эмпирическая выборка была сформирована стратометрическим отбором. Стратами стали: возраст(15-17 лет), пол (девушки и юноши); несовершеннолетние, состоящие на профилактическом учете.

Таким образом, вся эмпирическая выборка составила 100 человек.

 Цель исследования: выявить взаимосвязь самоотношения и проявление агрессивности у делинквентных подростков.

При формировании эмпирической выборки мы опирались на критерии:

  1. Содержательный критерий (критерий операциональной валидности). Операциональная валидность определяется соответствием эмпирического метода проверяемой гипотезе. Подбор эмпирической группы должен определяться предметом и гипотезой исследования.
  2. Критерий эквивалентности испытуемых (критерий внутренней валидности). Результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки, должны распространяться на каждого ее члена, т.е. необходимо учесть все значимые характеристики объекта исследования, различия, которые могут существенно повлиять на зависимую переменную.

В ходе исследования были проведены следующие методики:

Методика исследования самоотношения (В.В. Столин, С. Р. Пантилеев)

Методика направлена на выявление структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения.

Самоотношение понимается в контексте представлений личности о смысле «Я» как выражение смысла «Я», как обобщенное чувство в адрес собственного «Я». В основе понимания самоотношения лежит концепция самосознания В. В. Столина. Он выделял три измерения самоотношения: симпатию, уважение, близость. Самоотношение рассматривается как представление личности о смысле собственного «Я». Самоотношение в значительной мере определяется переживанием собственной ценности, выражающимся в достаточно широком диапазоне чувств: от самоуважения до самоуничижения.

Методику можно применять как в индивидуальном, так и в групповом исследовании без ограничения времени. В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек. Продолжительность выполнения задания – 30-40 минут.

При обработке используется специальный «ключ», с помощью которого получают «сырые» баллы.

Совпадение ответа обследуемого с "ключом" оценивается в 1 балл. Сперва подсчитываются совпадения ответов по признаку «согласен», затем – по признаку «не согласен». Полученные результаты суммируются. Затем сумма «сырых» баллов по каждой из шкал с помощью специальной таблицы переводится в стены. Стены служат основанием для интерпретации.

Интерпретация показателей осуществляется в зависимости от их выраженности. Значения 1-3 стена условно считаются низкими, 4-7 – средними, 8-19 – высокими. Ниже приводится интерпретация шкал.

Шкалы методики:

  1. Шкала «Закрытость» отражает преобладание одной из двух тенденций: либо конформности, выраженной мотивации социального одобрения, либо критичности, глубокого осознания себя, внутренней честности и открытости.
  2. Шкала «Самоуверенность» выявляет самоуважение, отношение к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, которого есть за что уважать.
  3. Шкала «Саморуководство» отражает представление личности, что основным источником собственной активности, результатов и деятельности является он сам, либо веру в подвластность своего «Я» внешним обстоятельствам.
  4. Шкала «Отраженное самоотношение» характеризует представление субъекта о том, что его личность способна вызвать у других людей уважение, симпатию. Шкала не отражает истинного содержания взаимодействия между людьми, это лишь субъективное восприятие сложившихся отношений.
  5. Шкала «Самоценность» передает ощущение ценности собственной личности и предполагаемую ценность собственного "Я" для других.
  6. Шкала «Самопринятие» позволяет судить о чувстве симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятие себя таким, какой есть, несмотря на некоторые свои недостатки и слабости.
  7. Шкала «Самопривязанность» отражает ригидность Я-концепции, нежелание развивать и изменять собственное «Я».
  8. Шкала «Внутренняя конфликтность» определяет наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, выраженные тенденции к самокопанию и рефлексии.
  9. Шкала «Самообвинение» характеризует интрапунитивность, выраженность негативных эмоций в адрес своего «Я».

Тестирование делинквентных подростков проходило в октябре 2022 г. Проанализировав данные эмпирического исследования, мы получили результаты, которые представили в виде таблиц и рисунков.

Для диагностики по определению выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения применялась методика исследования самоотношения (В.В. Столин, С. Р. Пантилеев). В таблице 1 приведены результаты исследования делинквентных подростков.

 

Таблица 1.

Показатели компонентов самоотношения у делинквентных подростков

(по методике исследования самоотношения (В.В. Столин, С. Р. Пантилеев)

Структурные элементы

самоотношения

Шкалы

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во %

Кол-во %

Кол-во %

Закрытость

84

16

0

Самоуверенность

49

49

2

Саморуководство

0

34

66

Отраженное самоотношение

0

75

15

Самоценность

0

44

56

Самопринятие

4

68

28

Самопривязанность

34

66

0

Внутренняя конфликтность

39

61

0

Самообвинение

0

88

12

 

В целом, у группы испытуемых подростков наиболее выражены средние степени выраженности отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязаность, внутренняя конфликтность, самообвинение. Высокий уровень выраженности самоотношения представлен по шкале закрытость и самоуверенность.

Высокие стены у большинства группы испытуемых (84%) преобладают по шкале «закрытость», что свидетельствует о скорее закрытом (защитном) отношении делинквентных подростков к себе.

Высокие стены у 49% делинквентных подростков преобладают по шкале «самоуверенность», что свидетельствует о выраженной самоуверенности, ощущение силы собственного «Я».

Высокие стены по шкале «внутренняя конфликтность» (39%) говорят о наличии у делинквентных подростков внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, тенденция к рефлексии на общем негативном эмоциональном фоне самоотношения.

Высокие стены у 34% делинквентных подростков преобладают по шкале «самопривязанность», что свидетельствует о высокой регидности «Я» -концепции, в стремлении сохранить в изменном виде свои качества, требования к себе, а главное-видение и оценку себя. Но может отмечаться ощущение самодостаточности и достижения идеала, а это может мешать реализации возможности саморазвития и самосовершенствования.

 Средние стены у большинства группы испытуемых делинквентных подростков (88%) преобладают по шкале «самообвинение», что говорит об избирательном отношении к себе, обвинение себя за те или иные поступки и действия с выражением гнева в адрес окружающих.

Средние стены по шкале «внутренняя конфликтность» отмечаются у 61 % делинквентных подростков, что говорят об отношении к себе. Так, неожиданные трудности, возникающие дополнительные препятствия могут способствовать усилению недооценки собственных успехов.

У 44 % испытуемых делинквентных подростков отмечается средний уровень по шкале «самоценность», что говорит об избирательном отношении к себе. Человек склонен высоко оценивать ряд своих качеств, признавать их уникальность.

 У 16 % испытуемых отмечается средний уровень по шкале «закрытость», что говорит об избирательном отношении подростка к себе, преодоление некоторых психологических защит при актуализации других, особенно в критических ситуациях.

Низкие стены по шкале «самоуверенность» имеют лишь у 2% испытуемых, что свидетельствует о неудовлетворенности делинквентных подростков своими возможностями, ощущением слабости, сомнением в способности вызвать уважение.

Низкие стены (у 66%) по шкале «саморуководство» связаны с верой делинквентных подростков в подвластность «Я» внешним обстоятельствам, плохой саморегуляцией, размытым локусом «Я», отсутствием тенденции искать причины поступков, результатов и собственных личностных особенностей в себе самом.

Низкие стены (у 56%) по шкале «самоценность» говорят о сомнении делинквентных подростков в ценности собственной личности, недооценке своего «Я».

Низкие стены (у 28%) по шкале «самопринятие» говорят о том, что делинквентные подростки не всегда принимают себя такими, какие они есть, имеет место быть самообвинение.

У 15% испытуемых делинквентных подростков отмечается низкий уровень по шкале «отраженное самоотношение», что говорит о том, что подросток относится к себе как к неспособному вызвать уважение у окружающих, как и вызывающему у других людей осуждение и порицание. Одобрение, поддержка от других не ожидается.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Абдрахманова М. В. Профилактика, коррекция, реабилитация детей и подростков с девиантным поведением. Теория и методика: Учебное пособие/ Авт.-сост. М.В Абдрахманова, Ф.Р. Мавлеткулова, А.М. Анохин. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. акад. им. ЗайнаБиишевой, 2009. – 213 с.
  2. Галагузова М. А. Социальная педагогика: курс лекций / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Г. Н. Штинова, Е. Я. Тищенко, Б. П. Дьяконов. – М. : Гуманит. изд. центр ВАЛДОС, 2009.
  3. Дадова З. И. Организация воспитательной работы с подростками с девиантным поведением / З. И. Дадова // Социально-гуманитарный вестник Юга России. - № 11. - 2013. - С. 49–52.
  4. Златогорская О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного поведения подростков / О.Златогорская // Школьный психолог. - №30,31. - 2003.

 

Blinova Yu.O.

3rd year student of psychological and pedagogical education

Khakass State University

(Abakan, Russia)

 

THE RELATIONSHIP OF SELF-ATTITUDE

& AGGRESSIVENESS IN DELINQUENT ADOLESCENTS

 

Abstract: adolescence itself is characterized by almost all researchers as a turning point, transitional, critical. There are many fundamental studies devoted to this period.

Their analysis allows us to outline the range of age-related problems that are directly related to deviance. Among them are rapid emotional development (emotional "explosions", emotional immaturity, inconsistency), increased suggestibility, sensitivity to the assessments of others, the struggle with generally recognized authorities, the deification of random idols, a sense of adulthood.

So, aggressive behavior can lead teenagers to various offenses. Minors are the most criminally active part of the population. The aggressiveness and audacity of adolescents in committing crimes is increasing, the number of cases of seizure of narcotic drugs from minors is increasing. An important component is the study of various factors that influence the formation of aggressive behaviors in adolescence.

 

Keywords: aggressiveness. teenager, aggressiveness, self-attitude.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Блинова Ю.О. ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООТНОШЕНИЯ И АГРЕССИВНОСТИ У ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ // Вестник науки №12 (57) том 2. С. 120 - 128. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6682 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6682



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.