'
Дубова А.А.
СЛОЖНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ *
Аннотация:
в работе рассмотрены теоретические аспекты понятия самообразования и самообразовательной деятельности, представлены этапы и формы самообразования, рассматриваются сложности в организации самообразования педагогов дошкольной образовательной организации и описаны основные причины сложностей данного процесса
Ключевые слова:
самообразование, готовность к самообразованию, самообразовательная деятельность, педагог, дошкольная образовательная организация
УДК 37
Дубова А.А.
магистрант,
Северный арктический федеральный университет
(г. Архангельск, Россия)
СЛОЖНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ
САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ
Аннотация: в работе рассмотрены теоретические аспекты понятия самообразования и самообразовательной деятельности, представлены этапы и формы самообразования, рассматриваются сложности в организации самообразования педагогов дошкольной образовательной организации и описаны основные причины сложностей данного процесса.
Ключевые слова: самообразование, готовность к самообразованию, самообразовательная деятельность, педагог, дошкольная образовательная организация.
Одним из самых сложных и значимых видов деятельности человека является познание мира. Для познания мира, человеку, в первую очередь, необходимо познать себя. Современному педагогу необходимы знания о личностной и социальной психологии, методов системного анализа, творчества, логического мышления и законов диалектической логики.
Процессу организации самообразования педагогов посвящены работы таких авторов как: В.П. Зинченко, Н.М. Яковлевой, В. И. Андреева, Д.Б. А.М. Матюшкина, Богоявленской, С.Д.Смирнова, В.М. Дружинина, А.Ю. Козыревой, А. К. Громцевой, А.К. Марковой и др. В исследованиях этих ученых, самообразовательный процесс рассматривается как личностный процесс, а не только как деятельность.
Исследователи отмечают, что только при осознании процесса самообразования в целом, можно достичь успешности в данной деятельности. Организация самообразовательной деятельности должна быть сформирована у педагога, в виде самообразовательной компетенции, а стремление к самообразованию должно стимулироваться методической службой дошкольного учреждения.
Основой в организации самообразования педагогов дошкольной образовательной организации является планирование своей деятельности. Если в результате какой-либо деятельности нет достижения или продукта, то данная деятельность является бессмысленной. В самообразовательном плане педагога должен быть некий результат, который выполнятся в определенный срок.
Организация самообразования педагогов возможна при соблюдении следующих этапов:
1 этап - установочный. Данный этап включает в себя следующую работу: выбор цели для самообразования, формулировка темы, а также разработка алгоритма дальнейших действий.
2 этап – обучающий. На данном этапе происходит поиск психолого-педагогической литературы по выбранной теме.
3 этап – практический. В данный период работы происходит накопление педагогических фактов, которые отбираются и анализируются, подбираются возможные методы работы и также апробируются на практике. Также, практическая работа продолжается сопровождением подбором, изучением и анализом литературы.
4 этап – обобщение педагогических фактов. Этап, работа в котором подразумевает в себя теоретическое осмысление и анализ всех накопленных педагогических фактов. Целесообразной будет работа по организации творческих отчетов о ходе самообразования на педагогическом совете, методическом объединение.
5 этап – итоговый. На данном этапе педагогу необходимо подвести итоги самостоятельной работы, оформить результаты и обобщить наблюдения. Основной работой итогового этапа является описание проведенной работы, установка фактов и их анализ, обоснование итогов работы, определение дальнейших перспектив и формулирование вывода проведенной работы [2].
Также стоит рассмотреть систему самообразования педагога, которая включает в себя такие формы работы как: планирование (текущее и перспективное); разработка или подбор форм, которые предназначены для усвоения и сохранения информации; изучение методик для анализа и обобщения педагогического опыта; изучение методов для исследовательской деятельности. В данной системе возможна разработка программы самообразования педагога.
Форма отчета о проделанной работе по самообразованию подразумевает в себя написание отчета с детальным анализом работы и выводы, а также возможны рекомендации для других педагогов.
Анализ различных источников показал, что существует ряд проблем при организации самообразования педагогов. Качество образования и воспитания в дошкольном учреждении зависит от уровня подготовки педагогов. В настоящее время, к педагогу дошкольного учреждения предъявляются высокие требования. Педагог должен обладать не только знаниями в области дошкольной педагогии и психологии, но и знаниями о разных сферах общественной жизни, а также ориентироваться в современных нововведениях.
Опираясь на практические примеры, можно утверждать, что имеются типичные сложности при организации самообразования у педагогов:
Причинами выделенных сложностей в организации самообразования является:
Стоит отметить, что большинство исследований по формированию готовности к самообразованию нацелены на подготовку студентов (бакалавров и специалистов), а не педагогов практиков. Поэтому необходима плановая система на всех ступенях образования, в том числе и в профессиональном образовании.
Так же, явной проблемой является отсутствие аналитической работы, другими словами – диагностики. Диагностика позволяет выявлять слабые и сильные стороны психолого-педагогической готовности к самообразованию, а также к общекультурной готовности [3].
Подводя вывод, можно заметить, что в настоящее время существует комплекс проблем по организации самообразования педагогов. Поэтому, особенно важно создать такую систему по готовности к самообразовательному процессу, которая могла бы не только грамотно составлять путь своего саморазвития, но и положительно влиять на внутренние личностные установки педагогов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 2
Ссылка для цитирования:
Дубова А.А. СЛОЖНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ // Вестник науки №12 (57) том 2. С. 133 - 137. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6684 (дата обращения: 25.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*