'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 2
  4. Научная статья № 25

Просмотры  49 просмотров

Дубова А.А.

  


СЛОЖНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены теоретические аспекты понятия самообразования и самообразовательной деятельности, представлены этапы и формы самообразования, рассматриваются сложности в организации самообразования педагогов дошкольной образовательной организации и описаны основные причины сложностей данного процесса   

Ключевые слова:
самообразование, готовность к самообразованию, самообразовательная деятельность, педагог, дошкольная образовательная организация   


УДК 37

Дубова А.А.

магистрант,

Северный арктический федеральный университет

(г. Архангельск, Россия)

 

СЛОЖНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ

САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ

 

Аннотация: в работе рассмотрены теоретические аспекты понятия самообразования и самообразовательной деятельности, представлены этапы и формы самообразования, рассматриваются сложности в организации самообразования педагогов дошкольной образовательной организации и описаны основные причины сложностей данного процесса.

 

Ключевые слова: самообразование, готовность к самообразованию, самообразовательная деятельность, педагог, дошкольная образовательная организация.

 

Одним из самых сложных и значимых видов деятельности человека является познание мира. Для познания мира, человеку, в первую очередь, необходимо познать себя. Современному педагогу необходимы знания о личностной и социальной психологии, методов системного анализа, творчества, логического мышления и законов диалектической логики.

Процессу организации самообразования педагогов посвящены работы таких авторов как: В.П. Зинченко, Н.М. Яковлевой, В. И. Андреева, Д.Б. А.М. Матюшкина, Богоявленской, С.Д.Смирнова, В.М. Дружинина, А.Ю. Козыревой, А. К. Громцевой, А.К. Марковой и др. В исследованиях этих ученых, самообразовательный процесс рассматривается как личностный процесс, а не только как деятельность.

Исследователи отмечают, что только при осознании процесса самообразования в целом, можно достичь успешности в данной деятельности. Организация самообразовательной деятельности должна быть сформирована у педагога, в виде самообразовательной компетенции, а стремление к самообразованию должно стимулироваться методической службой дошкольного учреждения.

Основой в организации самообразования педагогов дошкольной образовательной организации является планирование своей деятельности. Если в результате какой-либо деятельности нет достижения или продукта, то данная деятельность является бессмысленной. В самообразовательном плане педагога должен быть некий результат, который выполнятся в определенный срок.

Организация самообразования педагогов возможна при соблюдении следующих этапов:

1 этап - установочный. Данный этап включает в себя следующую работу: выбор цели для самообразования, формулировка темы, а также разработка алгоритма дальнейших действий.

2 этап – обучающий. На данном этапе происходит поиск психолого-педагогической литературы по выбранной теме.

3 этап – практический. В данный период работы происходит накопление педагогических фактов, которые отбираются и анализируются, подбираются возможные методы работы и также апробируются на практике. Также, практическая работа продолжается сопровождением подбором, изучением и анализом литературы.

4 этап – обобщение педагогических фактов. Этап, работа в котором подразумевает в себя теоретическое осмысление и анализ всех накопленных педагогических фактов. Целесообразной будет работа по организации творческих отчетов о ходе самообразования на педагогическом совете, методическом объединение.

5 этап – итоговый. На данном этапе педагогу необходимо подвести итоги самостоятельной работы, оформить результаты и обобщить наблюдения. Основной работой итогового этапа является описание проведенной работы, установка фактов и их анализ, обоснование итогов работы, определение дальнейших перспектив и формулирование вывода проведенной работы [2].

Также стоит рассмотреть систему самообразования педагога, которая включает в себя такие формы работы как: планирование (текущее и перспективное); разработка или подбор форм, которые предназначены для усвоения и сохранения информации; изучение методик для анализа и обобщения педагогического опыта; изучение методов для исследовательской деятельности. В данной системе возможна разработка программы самообразования педагога.

Форма отчета о проделанной работе по самообразованию подразумевает в себя написание отчета с детальным анализом работы и выводы, а также возможны рекомендации для других педагогов.

Анализ различных источников показал, что существует ряд проблем при организации самообразования педагогов. Качество образования и воспитания в дошкольном учреждении зависит от уровня подготовки педагогов. В настоящее время, к педагогу дошкольного учреждения предъявляются высокие требования. Педагог должен обладать не только знаниями в области дошкольной педагогии и психологии, но и знаниями о разных сферах общественной жизни, а также ориентироваться в современных нововведениях.

Опираясь на практические примеры, можно утверждать, что имеются типичные сложности при организации самообразования у педагогов:

  • отсутствие системного подхода к организации самообразования;
  • выбранные темы самообразования не актуальны;
  • отсутствие мотивов и стимулов для самообразовательной деятельности;
  • ведение отчетной и дополнительной документации ведется формально;
  • этапы работы самообразовательной деятельности не соблюдаются;
  • результаты не имеют анализа деятельности;
  • результат не апробируется на практике.

Причинами выделенных сложностей в организации самообразования является:

  • Уровень анализа собственной деятельности участников образовательного процесса невысок, констатирующие факты преобладают, проблемные стороны и их корректировка отсутствует;
  • руководство и контроль самообразовательной деятельности ослаблено;
  • развитие и саморазвитие личности, которое востребовано в настоящее время, не является ценностью данного процесса, тем самым остаются обезличенные знания, умения и навыки;
  • «просвещенская» модель самообразования педагогов преобладает. Данная модель основана на передаче и воспроизведении информации. В современных условиях востребована модель «запускающая», которая воздействует на процессы саморазвития и самоорганизации [1].

Стоит отметить, что большинство исследований по формированию готовности к самообразованию нацелены на подготовку студентов (бакалавров и специалистов), а не педагогов практиков. Поэтому необходима плановая система на всех ступенях образования, в том числе и в профессиональном образовании.

Так же, явной проблемой является отсутствие аналитической работы, другими словами – диагностики. Диагностика позволяет выявлять слабые и сильные стороны психолого-педагогической готовности к самообразованию, а также к общекультурной готовности [3].

Подводя вывод, можно заметить, что в настоящее время существует комплекс проблем по организации самообразования педагогов. Поэтому, особенно важно создать такую систему по готовности к самообразовательному процессу, которая могла бы не только грамотно составлять путь своего саморазвития, но и положительно влиять на внутренние личностные установки педагогов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Вербицкий А.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации. М.,2013. 143 с.
  2. Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в ДОУ. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 186 с.
  3. Никишина И.В. Диагностика и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. Волгоград: Учитель, 2007. 156 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Дубова А.А. СЛОЖНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ // Вестник науки №12 (57) том 2. С. 133 - 137. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6684 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6684



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.