'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 2
  4. Научная статья № 28

Просмотры  67 просмотров

Монгуш Ш.Ю.

  


ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются эффективные методы обучения говорению на уроках английского языка в рамках подготовки к ЕГЭ. Определено, что устная часть ЕГЭ по иностранному языку представляет наибольшие сложности для обучающихся. Рассмотрены ошибки обучающихся по разделу «Говорение» по результатам ЕГЭ 2015-2020 гг. Выявлено, что к наиболее эффективным методам развития диалогической речи в процессе говорения в старшей школе следует отнести: ролевые/ деловые игры, работа в парах, группах, конференции/ дискуссии/ беседы, презентации, дебаты - круглый стол - урок – конкурс, урок - игра, самоконтроль знаний и умений. Сделан вывод о том, что эффективность методов обучения говорению на уроках английского языка в рамках подготовки к ЕГЭ зависит от реализации следующих условий: 1) основой обучению говорению является деятельностный подход, ориентированный на диалогичность упражнений и их коммуникативный характер за счет постановки коммуникативных задач, использования разнообразных стимулов для реализации диалога, стимулирования обучающихся на выражение своего отношения к прослушанному, увиденному, прочитанному; 2) ситуативность, адресность, мотивированность, учет потребностей и интересов обучающихся за счет: моделирования и анализа жизненных ситуаций на занятиях; использования активных и интерактивных методов обучения; участия в проектной и исследовательской деятельности; вовлечения обучающихся в разные виды деятельности, направленные на решение коммуникативных задач. Определено, что основным принципом работы обучающихся при подготовке к ЕГЭ по английскому языку становится решение какой-либо коммуникативной задачи в процессе речевой деятельности   

Ключевые слова:
ЕГЭ, английский язык, коммуникативная ситуация, говорение, диалогическая речь   


УДК 37

Монгуш Ш.Ю.

2 курс магистратура

Тувинский государственный университет

(г. Кызыл, Россия)

 

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ

 

Аннотация: в статье рассматриваются эффективные методы обучения говорению на уроках английского языка в рамках подготовки к ЕГЭ. Определено, что устная часть ЕГЭ по иностранному языку представляет наибольшие сложности для обучающихся. Рассмотрены ошибки обучающихся по разделу «Говорение» по результатам ЕГЭ 2015-2020 гг. Выявлено, что к наиболее эффективным методам развития диалогической речи в процессе говорения в старшей школе следует отнести: ролевые/ деловые игры, работа в парах, группах, конференции/ дискуссии/ беседы, презентации, дебаты - круглый стол - урок – конкурс, урок - игра, самоконтроль знаний и умений. Сделан вывод о том, что эффективность методов обучения говорению на уроках английского языка в рамках подготовки к ЕГЭ зависит от реализации следующих условий: 1) основой обучению говорению является деятельностный подход, ориентированный на диалогичность упражнений и их коммуникативный характер за счет постановки коммуникативных задач, использования разнообразных стимулов для реализации диалога, стимулирования обучающихся на выражение своего отношения к прослушанному, увиденному, прочитанному; 2)  ситуативность, адресность, мотивированность, учет потребностей и интересов обучающихся за счет: моделирования и анализа жизненных ситуаций на занятиях; использования активных и интерактивных методов обучения; участия в проектной и исследовательской деятельности; вовлечения обучающихся в разные виды деятельности, направленные на решение коммуникативных задач. Определено, что основным принципом работы обучающихся при подготовке к ЕГЭ по английскому языку становится решение какой-либо коммуникативной задачи в процессе речевой деятельности.

 

Ключевые слова: ЕГЭ, английский язык, коммуникативная ситуация, говорение, диалогическая речь.

 

Согласно Федеральным образовательным стандартам, с 2022 года ЕГЭ по английскому языку войдет в число обязательных экзаменов, что приводит к необходимости эффективной подготовки к сдаче ЕГЭ по иностранному языку.

Устная часть ЕГЭ по иностранному языку представляет наибольшие сложности для обучающихся. Согласно М. Г. Бамматовой, говорение представляет собой сложный вид речевой деятельности, осуществляемый с опорой на речевой слух, память, прогнозирование и внимание [1]. По мнению А.А. Цильковской, в говорении реализуется практический компонент обучения, который предполагает осознанность применения правил иностранного языка, а также достаточно обширного лексического запаса [8]. Результаты исследования О. А. Новиковой, О. С. Миндрул констатируют недостаточное владение обучающими умениями говорения, в частности, присутствуют нарушения логической связи, аргументации, формулировок вопросов, применения лексических и стилистических средств [7; 6].

В рамках ЕГЭ по английскому языку в разделе «Говорение» представлены задания, направленные на выявление уровня сформированности языковых знаний метапредметных умений. Устная часть включает четыре задания:

1) чтение фрагмента стилистически нейтрального текста (С3 базового уровня сложности);

2) диалог-расспрос с опорой на фото / конкретную ситуацию (С4 базового уровня сложности), ориентированный на поверку умений диалогической речи (запрос информации и ее уточнение, ситуативное и корректное употребление языковых средств);

3) создание монологического высказывания с опорой на фото / конкретную социально-бытовую / -деловую / -культурную ситуацию (С5 базового уровня сложности), в рамках которого проверяется умение логично и связно выстраивать высказывание в определенном объеме, точно и правильно употреблять языковые средства общения;

4) создание монологического высказывания с элементами сопоставления и сравнения с опорой на фото / конкретную ситуацию (С6 базового уровня сложности), где проверяется адекватное применение стратегий описания, сообщения, рассуждения.

Анализ ошибок, допущенных обучающимися по разделу «Говорение» в 2015-2020 гг., позволил выявить следующие ошибки (табл.1) [3; 4; 6].

 

Таблица 1

Задание №

Группа ошибок

Общие ошибки во всех заданиях

1

- фонетические ошибки (неправильные ударение, интонация)

- смысловые ошибки (неправильное чтение слов, которое меняет их смысл, неумение делить предложение на синтагмы)

- лексико-грамматические ошибки

- отсутствие стремления достичь цели коммуникации / решить коммуникативную ситуацию

- отсутствие выражения личного отношения / мнения

- отсутствие логики выстраивания диалога в целом

2

- составление монолога вместо диалога-расспроса

- отсутствие вопросов к собеседнику, неумение их составить корректно

- несоответствие формулировки вопроса конкретному заданию

- несоблюдение грамматических правил при построении высказывания

3

- нарушение логики и структуры описания

- несоответствие ответа инструкции в задании

- неверная интерпретация содержания картинки

- обезличенность высказывания

4

- подробное описание одного фото вместо краткого описания двух

- отсутствие сравнения, обобщения.

 

Исходя из содержания выявленных ошибок, целесообразно выстраивать работу по подготовке к ЕГЭ на основе учета степени коммуникативности заданий для развития монологической и диалогической речи. При выборе упражнений следует учитывать следующие условия:

- наличие четких инструкций к упражнениям с целью определения цели и содержания предстоящей коммуникативной ситуации, реализация принципа речевой направленности;

- наличие лексического минимума, который может быть использован обучающимися при составлении плана монологического / диалогического высказывания;

- степень коммуникативности задания – его целью должна стать реализация иноязычного общения. 

Реализацию принципа речевой направленности при обучении говорению в рамках подготовки обучающихся к ЕГЭ необходимо осуществлять не только при отборе упражнений, но также при формулировании заданий к ним [2]. Например, формулировка:

Interview your classmates about the topic «Expectations of literary texts”.

Такого рода формулировка говорит о достаточно высокой степени коммуникативной направленности задания, так как содержит стимул для общения. Формулировка данного задания указывает на то, что в нем реализуется обучение одностороннему диалогу-расспросу. Из нее ясно, что один коммуникант проводит опрос своих собеседников по определенной проблеме и выслушивает их мнения по поводу их ожиданий от работы с литературными текстами.

Формулировка:

Let us work with the dialogue on topic «Expectations of literary texts”.

В данной формулировке отсутствует речевой стимул. В ней не указан вид диалогического высказывания. Она обладает низкой степенью коммуникативности.

Формулировка:

What Russian film would you offer your friend from England? Why?

Вышеприведенная формулировка содержит речевой стимул. Из данной формулировки обучающиеся понимают, что им необходимо рассказать другу о своем любимом фильме, попытаться заинтересовать его. Данное задание ориентировано на обучение обучающихся монологу-рассуждению и, хотя обладает высокой степенью коммуникативности, не направлено на развитие диалогической речи.

Формулировка:

Talk about the topic „Your favourite film”, please.

Формулировки такого рода обладают низкой степенью коммуникативности. В них не указывается вид речевого высказывания. Как правило, у обучающихся такие формулировки вызывают массу вопросов. Что рассказывать? О чем? Спрашивать друг друга? Рассказывать ли друг другу, всему классу и   т. д.

Высокий уровень развития технологий позволяет осуществлять обучение говорению на английском языке посредством электронных обучающих материалов, реализовать на практике коммуникативные потребности обучающихся, достигнуть целей образования в целом без снижения эффективности, что позволит достичь более осознанного применения обучающимися грамматических правил и употребления речевых конструкций в речи ввиду целенаправленного воздействия на разные каналы восприятия (текст, видео, аудио), выбирать разные средства выражения мыслей, использовать более сложные речевые образцы для выражения мнения, увеличить объем высказывания и уровень его развернутости и аргументированности [8].

К наиболее эффективным методам развития диалогической речи в процессе говорения в старшей школе следует отнести: ролевые/ деловые игры, работа в парах, группах, конференции/ дискуссии/ беседы, презентации, дебаты - круглый стол - урок – конкурс, урок - игра, самоконтроль знаний и умений [5]. Рассматривая данные методы в качестве основных при подготовке обучающихся к ЕГЭ, следует отметить, что наиболее эффективными из них будут являться:

  1. Ситуации / проблемы / темы для устного общения, представляющие интерес для старшеклассников, затрагивающие их личные чувства и эмоции, располагающие их к общению, способствующие развитию коммуникативных навыков. К ситуациям общения, в которых реализуется диалогическая речь относятся:

а) ситуации социально-статусных взаимоотношений (обсуждение, беседы, диалоги с представителями стран изучаемого языка);

б) ситуации ролевых взаимоотношений (проигрывание неформальных ситуаций, ролевые игры);

в) ситуации отношений совместной деятельности (обмен опытом, групповая работа, дискуссии).

Ситуации общения, направленные на обучение диалогической речи, должны иметь следующие особенности:

  1. Обучающиеся должны быть знакомы с темой, лексикой, речевыми образцами.
  2. Речевые образцы должны быть заранее отработаны в процессе чтения, аудирования, говорения, чтобы в диалоге речевое поведение обучающихся приобрело естественность, уверенность.
  3. Реплики говорящего должны мотивировать к взаимодействию и предполагать реакцию собеседника [2].

Ролевые игры представляют себя весьма эффективный метод обучения говорению, поскольку позволяют практиковаться в использовании иностранного языка в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям [5].

Моделирование ситуаций общения ориентировано на использование фактической ситуации в целях прогнозирования возможных вариантов реакции собеседника и закрепления образцов поведения [5].

  1. Упражнения речевого характера, обучающих устной речи в ее разных формах: диалогической, монологической, полилогической в пределах коммуникативных задач [7].

Примерами упражнений на основе ситуации отношений совместной деятельности (обмен опытом, групповая работа, дискуссии) могут служить следующие:

Bring arguments on the proposed problem, taking into account what was said by the participants in the conversation;

Establish links between the postulate (thesis, the main problem of the text) and arguments that prove its validity;

Hold a debate. Choose a chairperson and divide into two groups (A supports the idea; В is against the idea.). Then take turns exchanging your arguments. Vote on your final decision.

Work in groups. Prepare a sample, a picture or a poster and decide how to best present your ideas.

In groups of 3-4 discuss the questions and report your ideas to the class. / Discuss your arguments and come to an agreement. Get ready to sum up the results of your discussion and explain your opinion to the rest of the group.

Задания, основанные на диалогическом общении, способствуют развитию коммуникативных умений в реальных условиях.

Обсуждения, дебаты, групповая работа целесообразно выстраивать по принципу: обсуждение в группе – аргументация – обсуждение всем классом или презентация классу своего продукта. С этой целью используются вопросы:

Do you agree that…

What do you think, …? Why do you think so?

Work in pairs. Discuss the following question:

Do you agree with the ideas from the text? Why? / Why not?

Could you support your opinion with any examples from your own experience?

Work in groups. Prepare to write an opinion essay (about 180-200 words) on the topic below.

Упражнения данного типа примечательны тем, что в них дается алгоритм мозгового штурма. Обучающимся предлагается поразмышлять на тему и записать все идеи, обсудить идеи в группах и выбрать лучшие из них, разделить обязанности в группе, каждый должен знать, за что он / она несет ответственность, работать в команде, чтобы написать эссе, обсудить друг с другом и прокомментировать свои идеи, сконцентрироваться на своем небольшом тексте и написать первый проект по своему усмотрению, обменяться первыми частями проекта эссе и помочь друг другу сделать необходимые изменения с целью дальнейшего развития идей.

Таким образом, основным принципом работы обучающихся при подготовке к ЕГЭ по английскому языку становится решение какой-либо коммуникативной задачи в процессе речевой деятельности.

На основе вышеизложенного стоит отметить, что эффективность методов обучения говорению на уроках английского языка в рамках подготовки к ЕГЭ зависит от реализации следующих условий:

       1) основой обучению говорению является деятельностный подход, ориентированный на диалогичность упражнений и их коммуникативный характер за счет постановки коммуникативных задач, использования разнообразных стимулов для реализации диалога, стимулирования обучающихся на выражение своего отношения к прослушанному, увиденному, прочитанному;

2)  ситуативность, адресность, мотивированность, учет потребностей и интересов обучающихся за счет: моделирования и анализа жизненных ситуаций на занятиях; использования активных и интерактивных методов обучения; участия в проектной и исследовательской деятельности; вовлечения обучающихся в разные виды деятельности, направленные на решение коммуникативных задач.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бамматова М.Г. Подготовка к устной части ЕГЭ по английскому языку: проблемы, задачи, методы / М.Г. Бамматова // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: сб. 11-й межд. науч. практич. конф. / Самар. гос. соц. пед. ун-т. Самара: СГСПУ, 2016. С.35 – 39.
  2. Барышникова Ю. Ю., Богданова О. Н. Методические рекомендации по преодолению типичных ошибок обучающихся при подготовке к единому государственному экзамену по французскому языку (раздел «Говорение») // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-rekomendatsii-po-preodoleniyu-tipichnyh-oshibok-obuchayuschihsya-pri-podgotovke-k-edinomu-gosudarstvennomu-ekzamenu-po (дата обращения: 25.10.2022).
  3. Вербицкая М. В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по иностранным языкам / М. В. Вербицкая, К. С. Махмурян, В. Н. Симкин. М.: ФИПИ, 2015. 
  4. Иванова А. Д., Мендограло В. Ю. ЕГЭ по английскому языку: объекты контроля и типичные ошибки, допускаемые выпускниками в разделах «Письмо» и «Говорение» // Journal of Siberian Medical Sciences. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ege-po-angliyskomu-yazyku-obekty-kontrolya-i-tipichnye-oshibki-dopuskaemye-vypusknikami-v-razdelah-pismo-i-govorenie (дата обращения: 25.10.2022).
  5. Клюшина А.М., Шнейдман Е.Л., Шустова Д.В. Обучение говорению при подготовке учащихся к ЕГЭ по французскому языку // Современное педагогическое образование. 2019. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-govoreniyu-pri-podgotovke-uchaschihsya-k-ege-po-frantsuzskomu-yazyku (дата обращения: 25.10.2022).
  6. Миндрул О.С. Оптимизация подготовки учащихся к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку. М.: Релод, 2019. 9 с.
  7. Новикова О.А. Организация учебной деятельности на уроках английского языка при подготовке к устному экзамену / О.А. Новикова // Конференциум АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. М.: АСУ, 2016. 2 с.
  8. Цильковская А.В. Формирование устных коммуникативных умений на уроке иностранного языка в условиях ФГОС / А.А. Цильковская // Современные подходы в преподавании иностранных языков в свете ФГОС: сб. всеросс. оч.-заоч. Науч.-практич. конф. / Туль. гос. пед. ун-т. Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2017.С. 199-202.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Монгуш Ш.Ю. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ // Вестник науки №12 (57) том 2. С. 151 - 161. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6687 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6687



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.