'
Орлова И.А.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *
Аннотация:
в статье анализируется роль и место дидактической игры в процессе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. В рамках статьи осмысливаются виды дидактических игр, предложена методика их проведения
Ключевые слова:
дошкольная педагогика, младший дошкольный возраст, сенсорное развитие, дидактические игры, игровые методы
УДК 373.24
Орлова И.А.
воспитатель,
ГБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида»
Красносельского района
(г. Санкт-Петербург, Россия)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ
СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье анализируется роль и место дидактической игры в процессе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. В рамках статьи осмысливаются виды дидактических игр, предложена методика их проведения.
Ключевые слова: дошкольная педагогика, младший дошкольный возраст, сенсорное развитие, дидактические игры, игровые методы.
Раннее детство – особый период становления органов и систем организма. В частности, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для гармоничного развития ребёнка необходимо особое внимание уделять сенсорному развитию детей 2-3 лет.
Как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра. Это самая любимая и естественная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение, развивается и познаёт мир. Сенсорное развитие ребёнка через дидактические игры занимает основное место в познании мира. Такие методики позволяют в игровой форме донести до каждой крохи знания о разнообразии большого мира вокруг [3].
Как отмечает С. А. Перышкова, на этапе младшего дошкольного возраста основные задачи сенсорного воспитания будут заключаться в формировании навыков восприятия предметов и явлений окружающей среды, которые будут поэтапно развиваться в различных видах конструктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование), занятиях по развитию речи (речезвуковой анализ слов), экологическому развитию и т.д. Поэтому, учитывая деятельностный принцип развития психики, сенсорное развитие необходимо организовывать в четкой взаимосвязи с ведущим видом деятельности младших дошкольников [3].
Т. Г. Харитоновой выделяются следующие виды и типы дидактических игр:
Обязательные элементы дидактических игр:
Классификация игр:
Применение дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволяет решать следующие значимые задачи:
Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех основных направлениях подготовка к проведению дидактической игры, ее применение и анализ.
Подготовка:
Проведение игры:
Правила игры:
От младших дошкольников требуется умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.
Мотивом осуществления дидактической задачи выступает естественное для дошкольника стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть. Именно это принуждает дошкольников внимательнее всматриваться, вслушиваться, стремительнее ориентироваться на необходимое свойство, подбирать и классифицировать предметы, как это нужно по условиям и правилам игры.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребёнка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
Использование дидактических игр в сенсорном развитии младших дошкольников актуально, т. к. их использование позволяет расширить кругозор каждого ребёнка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Можно подвести итог, что с содействием применения дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе, реализовывается сенсорное развитие младших дошкольников, формируются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются суждения об окружающей действительности.
Дети играют, не думая, что приобретают новые знания, закрепляют навыки действий с всевозможными предметами, учатся контактировать со своими ровесниками и со старшими, учатся побеждать негативные эмоции, изъявляющийся из-за злополучного результат.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Orlova I.A.
Educator,
Kindergarten No. 5 of combined type
(St. Petersburg, Russia)
DIDACTIC GAMES AS TOOL FOR SENSORY
DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN
Abstract: the article analyzes the role and place of didactic play in the process of sensory development of preschool children. Within the framework of the article, the types of didactic games are comprehended, the methodology of their implementation is proposed.
Keywords: preschool pedagogy, younger preschool age, sensory development, didactic games, game methods.
Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 2
Ссылка для цитирования:
Орлова И.А. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №12 (57) том 2. С. 176 - 181. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6691 (дата обращения: 28.03.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*