'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 2
  4. Научная статья № 33

Просмотры  37 просмотров

Сафронова Е.И.

  


ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТА РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в статье описывается опыт проведения театрализаций с детьми старшего дошкольного возраста в процессе развития диалогической речи. Дается характеристика особенностям проведения театрализаций и основным этапам проведенной работы   

Ключевые слова:
дошкольная педагогика, старший дошкольный возраст, театрализация, речевое развития, развитие диалогической речи   


УДК 373.24

Сафронова Е.И.

воспитатель,

ГБДОУ «Детский сад №113 комбинированного вида»

Московского района

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ

КАК ИНСТРУМЕНТА РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Аннотация: в статье описывается опыт проведения театрализаций с детьми старшего дошкольного возраста в процессе развития диалогической речи. Дается характеристика особенностям проведения театрализаций и основным этапам проведенной работы.

 

Ключевые слова: дошкольная педагогика, старший дошкольный возраст, театрализация, речевое развития, развитие диалогической речи.

 

Театрализованная деятельность в дошкольном образовательном учреждении представляет собой возможность не только раскрытия творческого потенциала детей, но и средство всестороннего комплексного развития личности. Для полноценного участия дошкольников в театрализованной деятельности необходима особенная подготовленность, которая должна проявляться в умении использовать различные средства выразительности –выразительная по интонации и лексике речь, жесты, мимика, разнообразные изобразительные средства, улавливать особенности интонации, речевых оборотов, способности к эстетическому восприятию художественного слова и др.

В педагогической практике работы в ГБДОУ ««Детский сад №113 комбинированного вида» Московского района Санкт-Петербурга было апробирован опыт по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализации.

Основное содержание работы представлено таблице 1.

Таблица 1. – Основное содержание работы

Тема

Цель работы

Форма работы

Ожидаемый результат

Определение приоритетных тем для непосредственной образовательной деятельности с элементами театрализации

Выявление наиболее интересных тем для детей и направлений работы с родителями

Беседа с родителями и детьми

Формирование комплекса непосредственной образовательной деятельности по наиболее интересным темам для детей и родителей.

Непосредственная образовательная деятельность «Открываем кукольный театр!»

Знакомство дошкольников с настольным кукольным театром и развитие диалогической речи в театрализованной деятельности

Презентация, совместное обсуждение, рефлексия

Приобщение детей к миру настольного кукольного театра, развитие связной речи детей в ходе описания кукол, их обсуждения. Дети будут знать, что такое настольный кукольный театр, виды кукол и как говорить за кукол.

Театрализация сказки А. Прейсена «Козленок, который умел считать до 10»

Развитие основных аспектов диалогической речи – реплицирования, речевого этикета, запроса информации, построении диалогов.

Игровая, театрализованная деятельность

Обеспечение постоянной речевой диалогической деятельности детей в процессе подготовки и проведения театрализации. Дети будут строить связные диалогические высказывания, диалогическая речь будет развиваться за счет постоянного театрального реплицирования и т.д.

Создание кукольного театра и его историй

Развитие диалогической речи детей путем совместного создания с детьми кукольного театра (кукол, декораций, дополнительных материалов), создания собственных историй для кукол и итогового кукольного спектакля.

Оформление базы кукольного театра, совместная творческая деятельность, игровая деятельность, презентация

Развитие диалогической речи детей через творческую деятельность, составление театральных диалогов. У детей будет развиваться диалогическая связная речь через театральные постановки в рамках настольного кукольного театра, составления детьми диалогов от имени кукол.

 

Важнейшим моментом в разработке программы работы с дошкольниками по развитию диалогической речи является обеспечение их заинтересованности в процессе. Большинство методических разработок имеют структуру, в которой сам педагог определяет сказку, рассказ и т.д. В данном случае, на наш взгляд, не учитываются интересы самих детей по материалу, с которым им интересно было бы работать и о чем было бы интересно слушать рассказы, пересказывать сюжеты, какие темы обсуждать в диалоге со сверстниками и взрослыми. Безусловно, основной процесс направляется и контролируется педагогом, но учет интересов дошкольников, с которыми будут проводиться занятия, имеет большое значение.

Поэтому в рамках педагогической работы по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием средств театрализованной деятельности, которая была реализована в ходе данного исследования, на первом этапе нашей работы было решено провести беседу с родителями и детьми, на которой путем конструктивного диалога определялись интересные темы для детей и направлений работы. В частности, были определены:

  1. Конкретные сказки, которые дошкольникам интересно смоделировать и затем сыграть по ролям.
  2. Персонажи, которые бы дошкольники хотели сами создать для импровизационных спектаклей (дети могли сами выбрать любого персонажа из сказок, рассказов, мультфильмов, кинофильмов).
  3. Рассказы, которые будут совместно читаться, разыгрываться и затем обсуждаться и др.

Так, из сказок были выбраны следующие:

  • «Золушка» (Ш. Перро);
  • «Царевна-лягушка» (русская народная сказка);
  • «Цветик- семицветик» (В. Катаев);
  • «Двенадцать месяцев» (С. Маршак).

Список сказок определен с учетом возраста детей, разнообразия героев в этих сказках и т. п.

На втором этапе происходило знакомство дошкольников с настольным кукольным театром и развитие диалогической речи в ходе обсуждения видов кукол. Для этого подготовлена и показана презентация.

После просмотра презентации реализовано совместное обсуждение увиденного с дошкольниками. В качестве основного результата данного этапа работы выступало приобщение детей к миру настольного кукольного театра, развитие связной речи детей в ходе описания кукол, их обсуждения. Дети будут знать, что такое настольный кукольный театр, виды кукол и как говорить за кукол. В частности, в ходе обсуждения развивался важнейший навык диалогической речи – навык реплицирования.

Следующие этапы педагогической работы связаны непосредственно с занятиями с помощью кукольного театра.

Мы разработали серию непосредственной образовательной деятельности по выбранным детьми во время обсуждения на первом этапе сказкам, а также интересующих их темам с помощью кукол Би-ба-бо (перчаточные куклы).

Основной упор сделан на развитие связной речи детей через описание ими своих радостных моментов, переживаний, повседневных ситуаций в серии непосредственной образовательной деятельности, реализованных с помощью настольного кукольного театра с помощью кукол Би-ба-бо.

Развитие диалогической речи дошкольников исследуемой группы на этом этапе происходило путем совместной подготовки и репетиций театрализации (создание масок, декораций, дополнительных материалов).

Таким образом, разработанная и реализованная программа педагогической работы по развитию диалогической речи у дошкольников исследуемой группы с помощью театрализованной деятельности представляла собой комплексную работу, построенную на полном взаимодействии с самими дошкольниками, использованием современных подходов к организации занятий, обеспечивающих поддержание интереса у дошкольников. В ходе всех занятий развивалась диалогическая связная речь через театральные постановки в рамках театрализации и настольного кукольного театра, составление диалогов с партнерами, обсуждении созданных видео, выражении вслух своих положительных эмоций и т.д.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников: методическое пособие для воспитателей / Л. В. Артемова. – М.: Просвещение, 2015. – 127 с.
  2. Белошистая, А. В. Развиваем связную речь / А. В. Белошистая // Дошкольное воспитание. – 2019. – №7. – С. 20-25.
  3. Миронова, Н. К. Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников / Н. К. Миронова // Дошкольное воспитание. – 2016. №10. – С. 55-62
  4. Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. – М.: Школьная пресса, 2018. – 218 с.
  5. Улашенко, Н. Б. Организация театрализованной деятельности. Старшая группа: методическое пособие / Н. Б. Улашенко. – Волгоград: Корифей, 2019. – 112 с.

 

Safronova E.I.

Educator,

Kindergarten No.113 of the combined type»

of Moscow district

(St. Petersburg, Russia)

 

EXPERIENCE OF PERFORMING THEATRICALIZATION

AS TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF DIALOGICAL

 SPEECH OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN

 

Abstract: the article describes the experience of performing theatrical performances with older preschool children in the process of developing dialogic speech. The characteristics of the peculiarities of theatrical performances and the main stages of the work carried out are given.

 

Keywords: preschool pedagogy, senior preschool age, theatricalization, speech development, development of dialogic speech.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Сафронова Е.И. ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТА РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №12 (57) том 2. С. 182 - 187. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6692 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6692



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.