'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 2
  4. Научная статья № 34

Просмотры  58 просмотров

Сигитова А.А., Цепель А.С., Гернега К.С.

  


КОМПОНЕНТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ УНИВЕРСИТЕТОВ *

  


Аннотация:
в данной статье рассмотрены вопросы вовлеченности образовательной среды высшей школы в современные процессы цифровизации. Образование в последние годы является одним из лидеров развития цифровой экономики в нашей стране. Параллельно с этим, образовательные системы призваны производить и развивать знания, распространять их использование и применение, что не может не способствовать поддержке развития социально-экономической базы в регионах и стране в целом   

Ключевые слова:
цифровизация, образовательная среда, университет, факторы цифровизации, цифровые технологии   


УДК 378.147:004

Сигитова А.А.

студент кафедры цифровая экономика и информационные технологии
Южно-Уральский государственный университет

(национальный исследовательский университет)
(г. Челябинск, Россия)

 

Цепель А.С.

студент кафедры цифровая экономика и информационные технологии
Южно-Уральский государственный университет

(национальный исследовательский университет)
(г. Челябинск, Россия)

 

Гернега К.С.
директор центра профилактики асоциального поведения
Южно-Уральский государственный университет

(национальный исследовательский университет)
(г. Челябинск, Россия)



КОМПОНЕНТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ УНИВЕРСИТЕТОВ

 

Аннотация: в данной статье рассмотрены вопросы вовлеченности образовательной среды высшей школы в современные процессы цифровизации. Образование в последние годы является одним из лидеров развития цифровой экономики в нашей стране. Параллельно с этим, образовательные системы призваны производить и развивать знания, распространять их использование и применение, что не может не способствовать поддержке развития социально-экономической базы в регионах и стране в целом.

 

Ключевые слова: цифровизация, образовательная среда, университет, факторы цифровизации, цифровые технологии.

 

Сегодня в стране существует множество университетов, которые не используют современные цифровые технологии в качестве коммуникации с пользователем (студент, преподаватель, сотрудник). В цифровую эпоху меняются ценности, установки как студентов, так и преподавателей [1, c. 5]. А ведь наличие Электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) высшего учебного заведения — это требование ФГОС ВО, предъявляемое к вузам и выступающее необходимым условием его эффективности. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», ЭИОС включает в себя «электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» [2, с. 1].

К сожалению, курсы и программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава во многих ВУЗах не велики по объему и не затрагивают темы цифровизации. Стремительное развитие цифровых технологий в обучении студентов стало внедряться в период ухудшения эпидемиологической обстановки и введения в стране жёсткого карантина. Остро встал вопрос дефицита средств для взаимодействия в информационно-коммуникационной среде университетов, в частности небольшое количество ноутбуков (стационарные компьютеры бесполезны), невысокая скорость Интернета и использование устаревшего оборудования. Вышеизложенные факторы отражают уровень цифровизации в университете на сегодняшний день. Из-за низкого уровня финансирования этого аспекта замедлен процесс цифровизации в высших учебных заведениях.

Компоненты цифровизации высшей школы: образовательный процесс (занятия проводятся в формате вебинаров, контроль знаний осуществляется посредством электронного тестирования (зачета/экзамена); электронная библиотека); научная сфера (виртуальные конференции и олимпиады через интернет платформы); организационно-управленческая сфера (электронные зачетные книжки, личный кабинет, аудитории с мультимедийным оборудованием, конференц-залы, скоростной интернет  в учебных корпусах); имиджевое позиционирование (сайт университета, аккаунты в социальных сетях, университетская телерадиокомпания).

 

Рис. 1. Компоненты цифровизации высшей школы

 

Анализ цифровых сервисов рисунка 1 показывает, что главное – это организация обучения с применением дистанционных форм и внедрение электронных образовательных ресурсов. С помощью таких сервисов у ВУЗов появилась возможность сократить затраты, освободить часть аудиторного фонда и возможность привлекать студентов из других регионов и стран. С развитой электронно-образовательной средой в университете студент может работать в системе в режиме реального времени, экономить деньги на проезд и возможность совмещать учёбу с работой. А студенты с ограниченными физическими возможностями могут получить образование наравне со всеми.

Недостаточное финансирование для развития цифровизации является актуальным для всех университетов. Однако этот вопрос является ключевым для развития цифровой среды и безусловно является дорогостоящим. Но использование электронно-цифровых технологий имеет и ряд преимуществ: возможность обучения у работающих граждан, инвалидов, женщин в декрете, жителей сельской местности. Внедрение электронного документооборота позволяет экономить бумагу, защищая экологию (экономия лесных массивов). Но есть риски и отрицательные стороны цифровизации образовательного процесса: технические неполадки (сбой в системе, зависание интернета и программ, потеря информации); информационная безопасность, которая требует квалифицированных it-специалистов для отражения хакерских атак. Еще одной проблемой является отсутствие социального общения как между студентами, так и между студентами и преподавателями. В университетах осуществляется взаимодействие посредством личных кабинетов абитуриентов, студентов или сотрудников вуза. Материально-техническое обеспечение университетов можно охарактеризовать наличием парка компьютеров, имеющих доступ в интернет, с учётом износа оборудования. Данные факторы позволяют оценить качество деятельности ВУЗов, а также показать уровень конкурентоспособности между университетами. Цифровая трансформация образования предполагает использование специализированных сервисов для популяризации образования в целом. К таким цифровым сервисам можно отнести 3-D тур по университету, QR- технологии, университетский форум [3, c. 102].

Таким образом, цифровизация служит формированию информационной структуры современного университета, адаптирует учебное заведение для целевой аудитории с применением систем управления на основе данных, индивидуальных образовательных технологий [4, c. 145]. Повышает конкурентоспособность и имидж ВУЗа, мотивацию преподавателей и студентов для исследования и в целом повышения эффективности деятельности университета. Рано или поздно каждый ВУЗ пройдет путь цифровой трансформации, которая выведет его на новый уровень, отвечая запросам рынка образования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Игнатова Н.Ю. Образование в цифровую эпоху: монография // Нижнетагильский технологический институт (филиал) УрФУ: Нижний Тагил. 2017. С.5.
  2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: принят Государственной Думой 21.12.2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 19.10.2022).
  3. Плотникова Е.В. Ефремова М.О. Заборовская О.В. Комплексная оценка уровня цифровизации ведущих университетов Российской Федерации // Вестник Алтайской академии экономики и права. № 9-2.  С. 98-108.
  4. Цифровой университет: факторы трансформации / Кондюкова Е.С., Шершнева Е.Г., Савченко Н.Л., Леонов А.О. [Электронный ресурс]. С. 145 URL: https://cyberleninka.ru/(дата обращения: 25.11.2022).

 

Sigitova A.A.

Student of the Department of Digital Economy

and Information Technology
South Ural State University

National Research University

(Chelyabinsk, Russia)

 

Tsepel A.S.

Student of the Department of Digital Economy

and Information Technology
South Ural State University

National Research University

(Chelyabinsk, Russia)

Gernega K.S.

Director of the Center

for the Prevention of Antisocial Behavior
South Ural State University

National Research University

(Chelyabinsk, Russia)


COMPONENTS OF DIGITALIZATION IMPLEMENTATION

IN EDUCATIONAL SYSTEM OF UNIVERSITIES

 

Abstract: this article discusses the issues of involvement of the educational environment of higher education in the modern processes of digitalization. Education has been one of the leaders in the development of the digital economy in our country in recent years. At the same time, educational systems are designed to produce and develop knowledge, disseminate their use and application, which cannot but contribute to supporting the development of the socio-economic base in the regions and the country as a whole.

 

Keywords: digitalization, educational environment, university, factors of digitalization, digital technologies.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Сигитова А.А., Цепель А.С., Гернега К.С. КОМПОНЕНТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ УНИВЕРСИТЕТОВ // Вестник науки №12 (57) том 2. С. 188 - 193. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6693 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6693



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.