'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 2
  4. Научная статья № 35

Просмотры  121 просмотров

Брусницын Д.Д., Колосовский В.В.

  


СОВРЕМЕННЫЕ ТОЛКОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИИ *

  


Аннотация:
гражданство – это важнейший фактор, который определяет взаимоотношения человека и государства. Гражданство является основой правового статуса личности, а также главной предпосылкой обязанности государства защищать права и свободы личности. Закон закрепляет общепризнанные принципы гражданства, что имеет важное значение для построения системы отечественного законодательства и для межгосударственных отношений по вопросам гражданства. Актуальность темы исследования заключается в том, что проблема гражданства имеет огромное значение и для международного права, и для национального права. Понятие гражданства тесно связано с государством и правом. Государства долгое время жестко регламентировали процедуру приобретения гражданства, но ситуация сегодня меняется и данный вопрос постоянно совершенствуется   

Ключевые слова:
гражданство РФ, институт гражданства, государство   


УДК 34

Брусницын Д.Д.

Челябинский государственный университет

(г. Челябинск, Россия)

 

Научный руководитель:

Колосовский В.В.

Челябинский государственный университет

(г. Челябинск, Россия)

 

СОВРЕМЕННЫЕ ТОЛКОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИИ

 

Аннотация: гражданство – это важнейший фактор, который определяет взаимоотношения человека и государства. Гражданство является основой правового статуса личности, а также главной предпосылкой обязанности государства защищать права и свободы личности. Закон закрепляет общепризнанные принципы гражданства, что имеет важное значение для построения системы отечественного законодательства и для межгосударственных отношений по вопросам гражданства. Актуальность темы исследования заключается в том, что проблема гражданства имеет огромное значение и для международного права, и для национального права. Понятие гражданства тесно связано с государством и правом. Государства долгое время жестко регламентировали процедуру приобретения гражданства, но ситуация сегодня меняется и данный вопрос постоянно совершенствуется.

 

Ключевые слова: гражданство РФ, институт гражданства, государство.

 

Взаимоотношение государства и личности является центральным аспектом в механизме правового регулирования всей системы общественных отношений. В любом современном демократическом государстве гражданство является одним из главных институтов правового положения личности. На сегодняшний день, как в Российской Федерации, так и за рубежом происходят миграционные и иммиграционные процессы, вследствие чего возникают проблемы определения взаимоотношений человека и государства.

Гражданство РФ – это сложная система социальных ожиданий и моральных обязательств. Основная сфера его действия – «российское государство», так как в нем живут люди.

Гражданство РФ предоставляется в соответствии с нормами Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». В нём отражены основания и условия государственной принадлежности к РФ. Дополнительно закрепляется порядок присвоения соответствующего статуса. Вышеуказанный нормативно-правовой акт фиксирует права лиц, которые находятся в РФ, а также обеспечивает их защиту [1].

Легальное определение гражданства содержится в Федеральном законе №62: «Гражданство Российской Федерации – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей» [1]. Данная дефиниция гражданства выражает в четкой и лаконичной форме сущность гражданства, при этом выражая принцип верховенства права. Представление гражданства в качестве правовой связи отвечает принципу правового государства, к которому следуют все современные демократические государства.

В советский период ряд ученых понимали под гражданством принадлежность человека к определенному государству. Приведем мнения некоторых правоведов, которые в свое время исследовали особенности гражданства [2, с. 320-321]:

Н.В. Витрук под гражданством понимал некое оформление состава населения страны.

В.С. Шевцов о гражданстве говорил, как о правовой связи лица и государства, которая служит предпосылкой для установления правового статуса гражданина.

М.В. Баглаем под гражданством понимается «устойчивая правовая связь лица со своим государством, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

А.А. Югов под гражданством понимает сложную и тонко дифференцированную правовую связь этих субъектов, которой характерны особые свойства.

Г.И. Тункин утверждал, что «гражданство – это политико-правовая связь человека с государством, которая характеризуется устойчивостью, обладанием правами и обязанностями в отношении государства, а также правами и обязанностями государства в отношении человека».

А.Б. Серошин придерживается схожей позиции и полагает, что под гражданством понимается стабильная правовая взаимосвязь человека и страны, которая проявляется в комплексе их взаимных прав и базируется на признании ключевых прав и свобод человека. При этом указанные права и свободы, по мнению автора подхода, должны быть формально закреплены в нормативно-правовых актах о гражданстве, которые, непосредственно признают эту связь и имеют цель – урегулирование вопросов в соответствующей области.

Т.Е. Парамзин, подвергнув критике многие определения понятия гражданства, выдвинул собственное, довольно специфическое мнение относительно данного явления. Т.Е. Парамзин считает, что гражданство – это ядро правового статуса человека, которое выражается в исполнении лицом обязательств в отношении определенного государства. К таким обязательствам относится подчинение действующему в государстве законодательству, уплата налогов и сборов, служба в Вооруженных силах и т. д. Что касается предоставления прав и свобод гражданам, то они имеют второстепенную роль, так как именно исполнение обязательств гражданами РФ обеспечивает нормальное функционирование государства при взаимодействии, как с отдельным индивидом, так и с обществом в целом.

И.В. Лаптева гражданство считает необходимой составляющей правового статуса гражданина, от которого зависит нормальное существование человека в государстве, так как именно данная связь со своей страной способствует воплощению в жизнь естественных прав человека, без которых жизнь человека в обществе стала бы попросту невыносимой. Также и государство без гражданства, по мнению Лаптевой, существовать, как таковое не может, ведь оно создано именно для организации общества, а без стабильной правовой связи с человеком эти два элемента станут обособленными и не зависящими друг от друга.

В современной научной среде существуют различные подходы и научные взгляды на категорию гражданства, которые являются достаточно противоречивыми и вызывают определенные споры.

Рассматривая понятие и содержание гражданства, прежде всего необходимо учитывать следующие его аспекты [3, с. 166]:

Во-первых, гражданство есть субъективное право гражданина принадлежать к определенному государству

Во-вторых, гражданство – правоотношение, содержание которого составляют взаимные права и обязанности государства и гражданина;

В-третьих, гражданство – правовой институт, нормы которого закрепляют отношения гражданства.

Все вышеуказанные элементы взаимосвязаны между собой, так как право на гражданство реализуется в процессе вступления личности в отношения по поводу приобретения гражданства с государством, а возникшие правоотношения регулируются нормами института гражданства.

Следовательно, можно говорить о важности и необходимости развития гражданства как комплексного государственно-правового явления, поскольку его составные элементы взаимосвязаны и позволяют выявить действительную сущность гражданства РФ.

Гражданство обладает устойчивым характером. Устойчивость гражданства как правоотношения выявляется как в пространстве, так и во времени. В пространстве она характеризуется тем, что правовая связь между человеком и государством не исчезает даже в случае временного покидания гражданина государства своей принадлежности. Пребывание российского гражданина за рубежом не пресекает его гражданства. То есть, рассматриваемая устойчивая связь не может ограничиваться территориально. Что касается устойчивости гражданства во времени, то она проявляется в его непрерывности и бессрочности. То есть, данная связь между государством и гражданином не может быть подвергнута внешнему воздействию каких-либо обстоятельств, а также не может пропадать, а потом вновь возникать и, как правило, сохраняется на протяжении всей жизни гражданина.

Если государство является унитарным, то в нем будет иметься единое гражданство, если федеративное – лицо будет расцениваться не только гражданином федерации, но и ее субъекта. Следовательно, на такого гражданина будет распространяться как федеральные законы, так и законы данного субъекта федерации.

Уточнение понятия и содержания гражданства как сложного, динамичного государственно-правового явления предполагает их дальнейшее развитие в рамках складывающихся правоотношений в деятельности органов государственной власти. И в первую очередь такой деятельности, которая способствовала бы соблюдению важнейшего права человека – права на гражданство. А это, соответственно, предполагает рассмотрение и исследование определенных механизмов обеспечения права на гражданство.

Представляется, что под механизмом обеспечения права на гражданство необходимо понимать систему, которая складывается в процессе функционирования правового режима приобретения и прекращения гражданства. Соблюдение же условий такого правового режима как раз и позволяет говорить об обеспечении права на гражданство в России.

Анализ известных мнений ученых, а также действующего законодательства позволяет говорить о том, что правовой режим приобретения и прекращения гражданства представляет собой совокупность правовых условий, соблюдение которых необходимо для реализации права на гражданство.

В Российской Федерации правовой режим приобретения и прекращения гражданства разделен на несколько составляющих:

- приобретение гражданства по рождению;

- приобретение и прекращение гражданства в общем порядке;

- приобретение и прекращение гражданства в упрощенном порядке.

Итак, гражданство Российской Федерации можно определить как устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей, а также взаимной ответственности государства и гражданина. Значение института гражданства в обществе целиком и полностью определено взаимоотношениями, как отдельного индивида, так и населения в целом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. 24.09.2022) «О гражданстве Российской Федерации».
  2. Курин, Д.Н. Формирование и реализация института гражданства Российской Федерации / Д.Н. Курин // Молодой ученый. – 2020. – № 47 (337). – С. 320-322.
  3. Хафизов, Д.Х. Гражданство Российской Федерации: общая характеристика / Д.Х. Хафизов // Вестник Науки и Творчества. – 2017. – № 2 (14). – С. 166-171.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Брусницын Д.Д., Колосовский В.В. СОВРЕМЕННЫЕ ТОЛКОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИИ // Вестник науки №12 (57) том 2. С. 194 - 200. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6694 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6694



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.