'
Михеева Я.А.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *
Аннотация:
в статье рассматривается вопросы современного правового регулирования оценки кадастровой стоимости земельного участка, в том числе цель установление единых правил оценки кадастровой стоимости земельного участка, влияние кадастровой стоимости на доходы государства. Определяются проблемы в современном правовом регулировании кадастровой оценки земельных участков
Ключевые слова:
земельный участок, кадастровая и рыночная стоимость; правовое регулирование
УДК 34
Михеева Я.А.
магистрант, 3 курс
Северо–Кавказский федеральный университет
(г. Ставрополь, Россия)
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ
КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: в статье рассматривается вопросы современного правового регулирования оценки кадастровой стоимости земельного участка, в том числе цель установление единых правил оценки кадастровой стоимости земельного участка, влияние кадастровой стоимости на доходы государства. Определяются проблемы в современном правовом регулировании кадастровой оценки земельных участков.
Ключевые слова: земельный участок, кадастровая и рыночная стоимость; правовое регулирование.
В современной экономике России становится одним из актуальных вопросов, в рамках развития правовой системы, стало проведение государственной кадастровой оценки земельных участков. В соответствии с изменениями, которые были внесены в Налоговый кодекс, кадастровая стоимость недвижимого имущества определяется как налогооблагаемая база.
В соответствии с российским законодательством оценка земли является сложной процедурой. Сложность заключается в специфике местности. Она имеет разное назначение и потенциальную полезность. В то же время считается, что стоимость самого земельного участка имеет ценность, а возведенные на нем здания считаются улучшением этой стоимости в качестве вклада в него. Кроме того, все здания имеют определенный срок годности, а сам участок не ограничен по времени своей полезностью.
Земельный участок может быть оценен, если он имеет определенные фиксированные границы и статус. Все основные характеристики земельного участка фиксируются в государственном кадастре и в правоустанавливающих документах на него.
В настоящий момент выделяют два вида стоимости земельного участка это рыночная стоимость и кадастровая стоимость земельного участка. Рыночная стоимость представляет собой единую оценку конкретного демаркированного участка с учетом всех его индивидуальных особенностей. Рыночная стоимость земельного участка определяется в зависимости от спроса и предложения, местонахождения и прочих факторов. Итоговую стоимость конкретного земельного участка определяет его собственник. Обжаловать рыночную стоимость покупатель не может.
Кадастровая стоимость — стоимость объекта недвижимости, определяемая в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в результате проведения государственной кадастровой оценки
Для определения кадастровой стоимости земельного участка в России принят ряд нормативных правовых актов, которые основаны в том числе, на международных договорах, к которым присоединилась Российская Федерация. Примером международного договора является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протокол № 1. В ст. 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации определены принципы и особенности оценки земель. С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», предусматривающий новый порядок проведения государственной кадастровой оценки.
В соответствии с законом от 01.01.2017 г. были приняты подзаконные акты, необходимые для проведения кадастровой оценки, в том числе Методические указания по проведению государственной кадастровой оценки.
Проведение государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством, осуществляется в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель. Кроме того, используются ведомственные правовые акты, в том числе утверждающие Порядок рассмотрения декларирования характеристик недвижимого имущества, в том числе его форму, Порядок формирования и предоставления перечня недвижимого имущества, подлежащего государственной кадастровой оценке, и др.
Главной особенностью современной кадастровой оценки земель состоит в том, что она проводится на основе статистических данных о рыночных ценах на объекты недвижимости в конкретном населенном пункте. Кроме того, она должна учитывать особенности месторасположения участка, его рентабельность и другие ценовые факторы. В то же время процедура оценки земельных участков осложняется поиском источников указанной информации, что в свою очередь требует от органов Росреестра постоянную публикацию сведений о проводимых регистрациях сделок, связанных с недвижимостью.
Иными словами, показатели, учитываемые при оценке земли, очень ограничены, что, затрагивает, прежде всего, интересы собственников земельных участков.
Учитывая недостатки методологической базы кадастровой оценки и невозможность ее модернизации на уровне субъекта Российской Федерации, так как система оценки должна быть общенациональной, органам государственной власти и местного самоуправления в различных субъектах РФ сложно решить эту проблему на своем уровне, и требуется решение этой проблемы на уровне федеральном.
Подводя итог, укажем, что основными проблемами оценки земельных участков являются:
- независимость кадастровой стоимости от фактического состояния экономики (снижение или повышение стоимости рубля), в том числе от изменение рыночной стоимости земельных участков;
- отсутствие единого подхода к определению рентабельности земельного участка и отсутствие четких критериев определения рыночной стоимости земельных участков;
- закрытый механизм кадастровой оценки земель, препятствующий возможности общественного контроля; появление автоматизации в оценке земель, которая является категорически неадекватной методологии соотношения рыночной и кадастровой стоимости; неточный учет природных и других факторов участия земель.
По нашему мнению, для решения этих проблем необходимо принять ряд мер, прежде всего, обеспечить открытую систему ценообразования, обеспечивающую прозрачность заключаемых сделок.
Таким образом, существующие проблемы с кадастровой оценкой должны быть решены в соответствии с действующим законодательством и нормативной базой, которая должна основываться на современных запросах, возникающих в этой сфере правоотношений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 2
Ссылка для цитирования:
Михеева Я.А. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №12 (57) том 2. С. 210 - 214. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6697 (дата обращения: 25.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*