'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 2
  4. Научная статья № 38

Просмотры  55 просмотров

Михеева Я.А.

  


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается вопросы современного правового регулирования оценки кадастровой стоимости земельного участка, в том числе цель установление единых правил оценки кадастровой стоимости земельного участка, влияние кадастровой стоимости на доходы государства. Определяются проблемы в современном правовом регулировании кадастровой оценки земельных участков   

Ключевые слова:
земельный участок, кадастровая и рыночная стоимость; правовое регулирование   


УДК 34

Михеева Я.А.

магистрант, 3 курс

Северо–Кавказский федеральный университет

(г. Ставрополь, Россия)

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ

КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Аннотация: в статье рассматривается вопросы современного правового регулирования оценки кадастровой стоимости земельного участка, в том числе цель установление единых правил оценки кадастровой стоимости земельного участка, влияние кадастровой стоимости на доходы государства. Определяются проблемы в современном правовом регулировании кадастровой оценки земельных участков.

 

Ключевые слова: земельный участок, кадастровая и рыночная стоимость; правовое регулирование.

 

В современной экономике России становится одним из актуальных вопросов, в рамках развития правовой системы, стало проведение государственной кадастровой оценки земельных участков. В соответствии с изменениями, которые были внесены в Налоговый кодекс, кадастровая стоимость недвижимого имущества определяется как налогооблагаемая база.

В соответствии с российским законодательством оценка земли является сложной процедурой. Сложность заключается в специфике местности. Она имеет разное назначение и потенциальную полезность. В то же время считается, что стоимость самого земельного участка имеет ценность, а возведенные на нем здания считаются улучшением этой стоимости в качестве вклада в него. Кроме того, все здания имеют определенный срок годности, а сам участок не ограничен по времени своей полезностью.

Земельный участок может быть оценен, если он имеет определенные фиксированные границы и статус. Все основные характеристики земельного участка фиксируются в государственном кадастре и в правоустанавливающих документах на него.

В настоящий момент выделяют два вида стоимости земельного участка это рыночная стоимость и кадастровая стоимость земельного участка. Рыночная стоимость представляет собой единую оценку конкретного демаркированного участка с учетом всех его индивидуальных особенностей. Рыночная стоимость земельного участка определяется в зависимости от спроса и предложения, местонахождения и прочих факторов. Итоговую стоимость конкретного земельного участка определяет его собственник. Обжаловать рыночную стоимость покупатель не может.

Кадастровая стоимость — стоимость объекта недвижимости, определяемая в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в результате проведения государственной кадастровой оценки

Для определения кадастровой стоимости земельного участка в России принят ряд нормативных правовых актов, которые основаны в том числе, на международных договорах, к которым присоединилась Российская Федерация. Примером международного договора является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протокол № 1. В ст. 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации определены принципы и особенности оценки земель. С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», предусматривающий новый порядок проведения государственной кадастровой оценки.

В соответствии с законом от 01.01.2017 г. были приняты подзаконные акты, необходимые для проведения кадастровой оценки, в том числе Методические указания по проведению государственной кадастровой оценки.

Проведение государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством, осуществляется в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель. Кроме того, используются ведомственные правовые акты, в том числе утверждающие Порядок рассмотрения декларирования характеристик недвижимого имущества, в том числе его форму, Порядок формирования и предоставления перечня недвижимого имущества, подлежащего государственной кадастровой оценке, и др.

Главной особенностью современной кадастровой оценки земель состоит в том, что она проводится на основе статистических данных о рыночных ценах на объекты недвижимости в конкретном населенном пункте. Кроме того, она должна учитывать особенности месторасположения участка, его рентабельность и другие ценовые факторы. В то же время процедура оценки земельных участков осложняется поиском источников указанной информации, что в свою очередь требует от органов Росреестра постоянную публикацию сведений о проводимых регистрациях сделок, связанных с недвижимостью.

Иными словами, показатели, учитываемые при оценке земли, очень ограничены, что, затрагивает, прежде всего, интересы собственников земельных участков.

Учитывая недостатки методологической базы кадастровой оценки и невозможность ее модернизации на уровне субъекта Российской Федерации, так как система оценки должна быть общенациональной, органам государственной власти и местного самоуправления в различных субъектах РФ сложно решить эту проблему на своем уровне, и требуется решение этой проблемы на уровне федеральном.

Подводя итог, укажем, что основными проблемами оценки земельных участков являются:

- независимость кадастровой стоимости от фактического состояния экономики (снижение или повышение стоимости рубля), в том числе от изменение рыночной стоимости земельных участков;

- отсутствие единого подхода к определению рентабельности земельного участка и отсутствие четких критериев определения рыночной стоимости земельных участков;

- закрытый механизм кадастровой оценки земель, препятствующий возможности общественного контроля; появление автоматизации в оценке земель, которая является категорически неадекватной методологии соотношения рыночной и кадастровой стоимости; неточный учет природных и других факторов участия земель.

По нашему мнению, для решения этих проблем необходимо принять ряд мер, прежде всего, обеспечить открытую систему ценообразования, обеспечивающую прозрачность заключаемых сделок.

Таким образом, существующие проблемы с кадастровой оценкой должны быть решены в соответствии с действующим законодательством и нормативной базой, которая должна основываться на современных запросах, возникающих в этой сфере правоотношений.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации ч. 1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Российская газета. – 06.08.1998 г. N 148-149; Налоговый кодекс Российской Федерации ч. 2 от от 05.08.2000 г. N 117-ФЗ // Российская газета – 10.08.2000 г. N 153-154,
  2. Симачкова Н.Н. Правовые аспекты оценки кадастровой стоимости земельных участков в Российской Федерации // Урал - драйвер неоиндустриального и инновационного развития России. Материалы I Уральского экономического форума, в 2-х т. Том 1. 2019 С. 222
  3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) (с изм. от 13 мая 2004 г.) // Бюллетень международных договоров. — 2001. — № 3.
  4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // российская газета. - № 46. - 2001
  5. Федеральный закон «О государственной кадастровой экспертизе» от 03.07.2016 № 237-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Российская газета. - № 1. - 2017
  6. Троценко О. С. Правовое обеспечение землеустройства и государственного кадастра недвижимости : учеб. пособие. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2017 

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Михеева Я.А. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №12 (57) том 2. С. 210 - 214. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6697 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6697



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.