'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 2
  4. Научная статья № 42

Просмотры  61 просмотров

Фазылов Д.А., Файзуллина А.А.

  


ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЁМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ ДОПРОСЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ (ОБВИНЯЕМЫХ) *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются вопросы сущности тактического приёма психологического воздействия и определяются проблемы целесообразности его применения на допрашиваемых лиц в конфликтных ситуациях. Обосновывается необходимость более конкретного изучения данного приёма при допросе несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых. Выделяются особенности применения психологического воздействия при данном следственном действии   

Ключевые слова:
допрос, показания, конфликтная ситуация, психологического воздействие, несовершеннолетний, подозреваемый, обвиняемый   


УДК 343.985

Фазылов Д.А.

студент 4 курса бакалавриата очной формы обучения Института права

Уфимский университет науки и технологий

(г. Уфа, Россия)

 

Научный руководитель:

Файзуллина А.А.

к.ю.н., доцент кафедры криминалистики Института права

Уфимский университет науки и технологий

(г. Уфа, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЁМОВ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ ДОПРОСЕ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ (ОБВИНЯЕМЫХ)

 

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы сущности тактического приёма психологического воздействия и определяются проблемы целесообразности его применения на допрашиваемых лиц в конфликтных ситуациях. Обосновывается необходимость более конкретного изучения данного приёма при допросе несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых. Выделяются особенности применения психологического воздействия при данном следственном действии.

 

Ключевые слова: допрос, показания, конфликтная ситуация, психологического воздействие, несовершеннолетний, подозреваемый, обвиняемый.

 

Допрос является следственным действием, в ходе которого допрашиваемое лицо даёт показания. Эти показания в последующем, в случае соблюдения процессуального порядка проведения данного следственного действия, становятся одними из важных доказательств по уголовному делу, поскольку содержат информацию фактически «от первого лица». В этом состоит информативная роль допроса как следственного действия.

Однако в теории криминалистической тактики отмечается, что, как правило, поскольку основным объектом при допросе является человек, очень часто в ходе его проведения могут возникать различные конфликтные ситуации, как-то: допрашиваемый отказывается от дачи показаний или уклоняется от них; дача ложных показаний, неполное сообщение информации, которой может обладать допрашиваемое лицо; уничтожение доказательств, шантаж, угрозы свидетелю и потерпевшим со стороны допрашиваемого; физическое сопротивление при даче показаний в форме нанесения себе ранений, нападения на следователя и присутствующих при допросе [6, с. 303]. То есть, оказывается явное противодействие следователю.

По Уголовно-процессуальному Кодексу Российской Федерации (далее – УПК РФ) допросить можно потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого либо сведущих лиц (экспертов и специалистов) [2]. Наибольшую трудность с тактической точки зрения представляет допрос подозреваемых или обвиняемых: и по вероятности возникновения конфликтной ситуации, и по самому характеру допроса, и по тактическим приёмам выхода из сложившихся конфликтных ситуаций, и по характеру процессуальных прав самих подозреваемых или обвиняемых (например, показания подозреваемого или обвиняемого, которые были даны в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде могут повлечь признание их недействительными). Всё отмеченное может значительно затруднять получение необходимых для следствия показаний, получаемых при допросе, особенно осложнённом конфликтной ситуацией.

В зависимости от возраста допрашиваемых лиц выделяют допрос совершеннолетних, несовершеннолетних и малолетних лиц. Именно допрос несовершеннолетних и малолетних лиц вызывает наибольшие трудности, в первую очередь, в силу психологических особенностей таких допрашиваемых лиц. Общий возраст наступления уголовной ответственности по Уголовному Кодексу РФ (далее – УК РФ) – 16 лет. По ряду составов по ст. 20 УК РФ уголовная ответственность наступает с 14 лет [3]. Таким образом, несовершеннолетние могут оказаться в процессуальном статусе подозреваемых или обвиняемых лиц. Учитывая в совокупности раннее сказанное, для следователя особую сложность может представлять допрос соответствующих лиц.

Нужно понимать, что процесс формирования показаний осуществляет в три стадии: запечатление, отображение и воспроизведение в памяти человека обстоятельств произошедшего события. Всё это требует не только высокий профессионализмом следователя в части непосредственной организации допроса, но и подразумевает использование им определённых навыков и приёмов в сфере психологической науки для более эффективного получения необходимой для следствия информации через получение показаний. Этим и объясняется тот факт, что львиная доля тактических приёмов проведения такого следственного действия как допрос (в частности, тактические приёмы выхода из конфликтных ситуаций) основана, в первую очередь, на положениях такой науки как психология.

Однако даже эффективное использование соответствующих приёмов не всегда может приводить к положительным результатам и разрешения сложившийся трудной конфликтной ситуации. Криминалистическая наука в таких случаях допускает применение так называемого «психологического воздействия». Однако дискуссии о пределах и формах его применения сводятся не только к этической и практической составляющей, но также и к процессуальной.

В соответствии с положениями УПК РФ Любое уголовное доказательство должно отвечать критериям относимости, допустимости и достоверности. Относимым доказательством является «доказательство, которое прямо или косвенно подтверждает какие-либо из обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. 73 УПК РФ)» [2]. Под допустимостью понимают «соответствие способа их получения нормам УПК РФ и иным федеральным законам, действующим на территории Российской Федерации» [4, с. 169]. Данное положение вытекает из положения ч. 2 ст. 50 Конституции РФ [1]. Понятие достоверного доказательства формулируется доктриной как «возможность определения его как истины, внутренняя согласованность составных элементов, позволявшая построить логическую связь между событием и сведением, на него указывающим» [4, с. 169]. УПК РФ в ч. 4 ст. 164 категорично указывает, что «при производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц». В УК РФ содержится состав такого преступления как «принуждение к даче показаний» (ст. 302), которая предусматривает уголовную ответственность за применение насилия к допрашиваемому лицу или другого лица с указания или молчаливого согласия следователя, или лица, производящего дознание [3]. Таким образом уголовно-процессуальные требования значительно ограничивают возможность применения психологического воздействия на допрашиваемого лица и требуют особой осторожности и осмотрительности от следователя, ведь в противном случае соответствующие показания будут признаны недопустимыми, а сам следователь впоследствии может быть привлечён к уголовной ответственности. То есть применение психологического воздействия на допрашиваемого может быть осуществлено только в исключительных случаях и в ненасильственных формах, то есть, не предполагающих нарушение конституционных и иных прав человека и гражданина.   

Существуют различные понимания категории психологического воздействия как тактического приёма разрешения конфликтной ситуации при допросе. Ряд авторов формулирует его в негативном ключе, подразумевая, что само применение психологического воздействия при проведении любого следственного действия в принципе недопустимо [5, с. 87]. Другая часть учёных, однако указывает, что применение такого тактического приёма «вполне правомерно, полезно и необходимо» [8, с. 221]. На этом делает акцент и А. Р. Ратинов, отмечая, что «воздействие следователя на психику участвующих в деле лиц является одним из основных элементов следственной тактики» [9, с. 195] . В. В. Глоба, соглашаясь с данной точкой зрения, формулирует определение психологического воздействия, применяемого при допросе. Она предлагает понимать под ним «положительное влияние на психику человека, создание наиболее благоприятных условий для течения психологических процессов, поддержания активных психических состояний и проявления положительных свойств личности» [5, c. 87].

 Что касается непосредственно применения психологического воздействия при допросе подозреваемого или обвиняемого, А.А. Файзуллина, в частности, отмечает, что «спецификой тактики допроса обвиняемого в условиях конфликтной ситуации является применение тактических приемов, основанных на предъявлении собранных по делу доказательств, и более широкое применение приемов психологического воздействия (активизация положительных качеств лица, разъяснение правовых последствий деятельного раскаяния)» [11, с.188].

При допросе несовершеннолетних подозреваемых или обвиняемых разновидностями психологического воздействия могут считаться: демонстрация владения информацией по делу, понимания всей ситуации; беседа на отвлечённые для подростка темы; рассказ о значении признания своей вины [10, с. 437]. Поскольку по нормам УПК РФ при допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, обязательно участие педагога или психолога (ч. 3 ст. 425), а в иных случаях следователь и по совей инициативе может осуществить из привлечение для проведения допроса (ч. 4 ст. 425) [2], то при применении правомерного психического воздействия на указанных лиц следователю целесообразно активно обращаться к их помощи. Это может дать следователю дополнительные возможности для осуществления правомерного и эффективного использования психологического воздействия на указанную категорию допрашиваемых лиц.

То есть, анализируя выше отмеченное, можно утверждать, что основой психологического воздействия будет выступать рефлексия в мышлении следователя: «следователь как бы встаёт на позицию подозреваемого (обвиняемого) и с его точки зрения смотрит на самого себя, весь процесс общения, анализирует прошлое и прогнозирует перспективу развития следственного действия» [7, с. 61].

Таким образом, можно выделить следящие особенности применения приёмов психологического воздействия при допросе несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых):

– более широкое применение приемов психологического воздействия с учётом личностных положительных качеств допрашиваемого лица;

– обращение к помощи педагога или психолога при допросе указанных лиц;

– использование метода отражения или рефлексии следователем, с целью преодоления конфликтной ситуации, возникшей при допросе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 09.12.2020).
  2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 21 ноября 2022 г. № 447-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 09.12.2022).
  3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 21 ноября 2022 г. № 446-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 09.12.2022).
  4. Амирбекова Г. Г., Асельдеров М. Г. К вопросу о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств в уголовном судопроизводстве // Государственная служба и кадры. 2020. №5. С. 168-170.
  5. Глоба В. В. Психологическое воздействие на допрашиваемого в целях получения правдивых показаний: критерии допустимости // Общество: политика, экономика, право. 2022. № 7. С. 86-89.
  6. Егоров Н. Н. Криминалистика: учебник и практикум для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2022. 613 с.
  7. Игнатенко Е. А. Критерии психологического воздействия на допрашиваемого в ходе производства допроса подозреваемого (обвиняемого) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 5 (19): в 2 ч. Ч. 2. C. 59-61.
  8. Пантелеев И.Ф. Некоторые вопросы психологии расследования преступлений // Труды Всесоюзного юридического заочного института. 1973. № 29. С. 221.
  9. Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2001. 352 с.
  10. Семенова П. К. Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого // Вопросы российской юстиции. 2020. № 10. С. 431-438.
  11. Файзуллина А.А. Особенности расследования умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества, совершенного путем поджога: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Уральский государственный юридический университет. Екатеринбург, 2015. 272 с.

 

Fazylov D.A.

Institute of Law,

Ufa University of Science and Technology

(Ufa, Russia)

 

Scientific advisor:

Fayzullina A.A.

Institute of Law,

Ufa University of Science and Technology

(Ufa, Russia)

 

PECULIARITIES OF USE OF TECHNIQUES

OF PSYCHOLOGICAL IMPACT DURING INTERROGATION

OF MINOR SUSPECTS (ACCUSED)

 

Abstract: the article deals with the essence of the tactical method of psychological influence and determines the problems of the expediency of its use on interrogated persons in conflict situations. The necessity of a more specific study of this technique during the interrogation of juvenile suspects, accused is substantiated. The features of the use of psychological influence in this investigative action are highlighted.

 

Keywords: interrogation, testimony, conflict situation, psychological impact, minor, suspect, accused.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Фазылов Д.А., Файзуллина А.А. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЁМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ ДОПРОСЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ (ОБВИНЯЕМЫХ) // Вестник науки №12 (57) том 2. С. 237 - 244. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6701 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6701



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.