'
Чукаева Д.В.
ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *
Аннотация:
в статье рассматривается деятельность специализированных природоохранных прокуратур на территории Российской Федерации. Сделаны выводы, позволяющие обеспечению экологической безопасности на территории всей страны
Ключевые слова:
природоохранная деятельность прокуратуры, природоохранные прокуратуры, совершенствование работы прокуратуры
УДК 34.096
Чукаева Д.В.
студент Института Права,
Уфимский университет науки и технологий
(Россия, г. Уфа)
ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ
ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: в статье рассматривается деятельность специализированных природоохранных прокуратур на территории Российской Федерации. Сделаны выводы, позволяющие обеспечению экологической безопасности на территории всей страны.
Ключевые слова: природоохранная деятельность прокуратуры, природоохранные прокуратуры, совершенствование работы прокуратуры.
Вопросам охраны окружающей среды и рациональному природопользованию в наше время всё больше внимания уделяется со стороны государства.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42 Конституции Российской Федерации). Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Участниками природоохранных правоотношений являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, общественные объединения. Такая субъектная репрезентативность позволяет рассматривать охрану окружающей среды в качестве общенародного дела, что вполне соответствует характеру ее целей и задач [2, с.144].
Деятельность специализированной природоохранной прокуратуры в Российской Федерации основывается на Приказе Генеральной Прокуратуры [3]. В п. 2.3 данного приказа установлено: «Природоохранным прокурорам (на правах районных) в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации осуществлять:
– надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан органами власти, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по указанным вопросам;
– надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений об экологических и иных преступлениях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан (кроме преступлений, совершенных на объектах Министерства обороны Российской Федерации и военно-промышленного комплекса), а также о преступлениях, совершенных по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов; надзор за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия уполномоченными правоохранительными органами по преступлениям указанной категории».
Особенностью организации работы природоохранных прокуратур по осуществлению надзора в уголовно-процессуальной сфере является отсутствие специализированных правоохранительных органов по противодействию преступности в экологической сфере.
Экологические преступления имеют определенную специфику, связанную с необходимостью установления ущерба компонентам окружающей среды и причинно-следственных связей от действий или бездействия лиц, что требует углубленных познаний в сфере экологии у следователей и дознавателей[4].
Одной из актуальных задач прокурорского надзора является специализация прокуроров на экологическом законодательстве. Усилению борьбы с экологическими преступлениями, будет способствовать возрождение института специализированных правоохранительных органов в данной сфере. Такая специализация органов прокуратуры одновременно с правоохранительными органами позволит объединить усилия по обеспечению экологической безопасности на территории всей страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 2
Ссылка для цитирования:
Чукаева Д.В. ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №12 (57) том 2. С. 245 - 248. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6702 (дата обращения: 25.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*