'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 2
  4. Научная статья № 60

Просмотры  104 просмотров

Печенкин В.А.

  


СОКРАЩЕНИЕ ПОТЕРЬ ПРИ ИСПАРЕНИИ ЛЕГКИХ ФРАКЦИЙ БЕНЗИНА *

  


Аннотация:
в статье автор пытается найти оптимальный вариант снижения потерь бензина, связанных с перевозкой и хранением   

Ключевые слова:
борная кислота, стеариновая кислота, испарение, продукт конденсации, сокращение потерь   


УДК 1

Печенкин В.А.

студент

Ухтинский государственный технический университет

(г. Ухта, Россия)

 

СОКРАЩЕНИЕ ПОТЕРЬ ПРИ ИСПАРЕНИИ

ЛЕГКИХ ФРАКЦИЙ БЕНЗИНА

 

Аннотация: в статье автор пытается найти оптимальный вариант снижения потерь бензина, связанных с перевозкой и хранением.

 

Ключевые слова: борная кислота, стеариновая кислота, испарение, продукт конденсации, сокращение потерь.

 

Нефть, поступающая на производства, для переработки проходит огромный путь с места добычи до нефтеперерабатывающего завода, а дальше до потребителя.  На всем пути происходят потери продукта, связанные с испарением, переливом из цистерн и резервуаров, большую роль играют метеорологические факторы и устаревшие технологии приема, а так же транспортировки нефти, нефтепродуктов. Колоссальная потеря продукта приходится на испарение. По данным за 2019-2021 год потеря бензина при транспортировке, за счет испарения составила примерно равна 5-6% от всего числа использованного объёма.  Решением сокращения потерь нефти и нефтепродуктов считается первой задачей, так как реализация и разработка способов о сокращения потерь в 2, а то и 3 раза меньше, чем добыча соответствующего количества продукта исходным потерям.

Рассмотрим потери легкой фракции нефтепродукта, бензина для испарения. Доказано, что после добычи нефти и до самого потребителя, нефть проходит большой путь, переливаясь в среднем десять раз из цистерн и резервуаров, а так же хранилищ до момента попадания в бак потребителя. После транспортировки бензина общий размер потери только за счет испарения, составляет около 10%, что является в переводе на тонны или литры, колоссальными потерями как продукта так и финансов, и уменьшение прибыли производства.

При правильном подходе к хранению бензина, потери определенной части продукта от испарения можно минимизировать. К этому относится перелив и перевозка бензина в цистернах (автомобильных и железнодорожных), так как при переливе и сливе с цистерны  получается быстрое испарение легких фракций , за счет не плотности и герметичности способа налива цистерн. Для меньшего испарения рекомендуется хранения бензина под давлением специального понтона или собственного давления в резервуаре, а так же исполнения окраса резервуара в серый или белый цвет, для уменьшения нагрева стенок резервуара и соответственно бензина.

Схема-1 Налив бензина в цистерны.

 

Сокращение потерь от испарения можно получить еще за счет добавления искусственных присадок, которые можно использовать на нефтебазах и хранилищах горючего. В общем использование присадок в бензине, это направление нужно развивать и достигать новых результатов в сокращении потерь бензина. Ранее использовались присадки по типу снижения потерь бензинов от испарения при хранении и применении поверхностно-активное вещество [CnH2n+1COO]2Zn, где n=10-16, в концентрации 0,000925-0,001%.

Недостатком данной присадки является то, что катионы цинка, входящие в состав ПАВ, и оксид цинка, образующийся в процессе эксплуатации, ускоряют процессы окисления углеводородов, и тем самым снижается детонационная стойкость бензинов. После использования данной присадки в бензине, было выявлено: при работе двигателя наблюдались отложения в выпускном коллекторе, то есть коксование, что приводило к ухудшению выхода отработанных газов и уменьшению КПД работы двигателя на низких оборотах. А так же в трубопроводе стенки своевременно подогреваются, а с данной присадкой идет процесс окисления углеводородов бензина и оседания их на горячих стенках трубопровода, патрубках двигателя и систем двигателя, в том числе и стенках камер сгорания, что постепенно приводит к уменьшению ресурса двигателя.

Предлагаю использовать новую присадку запатентованную от 22.03.2016, 2016110523 

Техническим результатом изобретения является повышение устойчивости бензинов к окислению, снижение потерь бензинов от испарения в процессе хранения и применения.

Данный результат достигается введением в бензины в качестве присадки продукта конденсации борной кислоты, этаноламина и стеариновой кислоты при их мольном соотношении 1:1,5:1,5 соответственно в количестве 0,001-0.01 масс.%.

Введение продукта конденсации менее 0,001 масс.% не позволяет существенно снизить испаряемость при хранении и применении, а введение его более 00,1 масс.% нецелесообразно, так как дальнейшего снижения потерь от испарения не происходит.

Получение продукта конденсации борной кислоты, этаноламина и стеариновой кислоты осуществляют следующим образом.

В трех горловую круглодонную колбу, снабженную мешалкой, обратным холодильником, термометром и загрузочной воронкой, при работающей мешалке поочередно вводят 1 моль борной кислоты (H3BO3) и 1,5 моль этаноламина (NH2C2H4OH). Реакционную среду нагревают до 50-60°C и выдерживают ее в течение 0,5 ч, после чего загружают 1,5 моль стеариновой кислоты (C17H35COOH), поднимают температуру реакционной смеси до 150-170°C и проводят реакцию амидизации при этой температуре в течение 1,5-2 ч до образования однородной массы. Образуется продукт конденсации H3BO3, NH2C2H4OH и C17H35COOH в следующем мольном соотношении: 1:1,5:1,5.

Таблица 1 – Влияние присадки на давление насыщенных паров и потери от испарения бензина.

 

Из анализа видно, что максимальное снижение потерь бензина от испарения при 0,001% масс, продукта конденсации борной кислоты, этаноламина и стеариновой кислоты при соотношении 1*1.5*1.5. Значит введение в использование данной присадки приведет к существенному снижению испарения бензина и его легких фракций, а также к снижению давления насыщенных паров.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Виды потерь топлива и изменение их свойств при транспортировке, хранении и использовании. — Текст : электронный // studfile.net : [сайт]. — URL: https://studfile.net/preview/3625451/page:6/ (дата обращения: 06.12.2022).
  2. ПРИСАДКА ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ПОТЕРЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ ОТ ИСПАРЕНИЯ ПРИ ИХ ХРАНЕНИИ И ПРИМЕНЕНИИ. — Текст : электронный // ru : [сайт]. — URL: Вhttps://yandex.ru/patents/doc/RU2630674C1_20170912 (дата обращения: 06.12.2022).
  3. Топливные присадки для бензина. — Текст : электронный // ru.epec.com : [сайт]. — URL: https://ru.epec.com/portal/store/home.do?companyId=100683&_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTs3MzcxMTU3NDsxMjA1MjYwNjI4MDt5YW5kZXgucnU6cHJlbWl1bQ&yclid=3036533336464162815 (дата обращения: 06.12.2022).
  4. Присадка для снижения потерь автомобильных бензинов от испарения при их хранении и применении. — Текст : электронный // findpatent.ru : [сайт]. — URL: https://findpatent.ru/patent/263/2630674.html (дата обращения: 06.12.2022).
  5. способ снижения потерь бензинов от испарения при их хранении и использовании. — Текст : электронный // www.freepatent.ru : [сайт]. — URL: https://www.freepatent.ru/patents/2400528 (дата обращения: 06.12.2022).

 

Pechenkin V.A.

student

Ukhta State Technical University

(Ukhta, Russia)

 

REDUCTION OF EVAPORATION LOSSES

LIGHT FRACTIONS OF GASOLINE

 

Abstract: in the article, the author tries to find the best way to reduce gasoline losses associated with transportation and storage.

 

Keywords: boric acid, stearic acid, evaporation, condensation product, loss reduction.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Печенкин В.А. СОКРАЩЕНИЕ ПОТЕРЬ ПРИ ИСПАРЕНИИ ЛЕГКИХ ФРАКЦИЙ БЕНЗИНА // Вестник науки №12 (57) том 2. С. 320 - 325. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6719 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6719



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.