'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 3
  4. Научная статья № 5

Просмотры  67 просмотров

Веверица Д.М., Покрамович В.В., Боркова Е.А.

  


ВЛИЯНИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрено влияние государственного долга и бюджетного дефицита на развитие экономики в стране. Также подробно рассмотрено понятия дефицита бюджета и государственный долг. В статье подробно описаны последствия влияния бюджетного дефицита и государственного долга на экономику государства   

Ключевые слова:
бюджетный дефицит, государственный долг, экономика, развитие   


УДК 33

Веверица Д.М.

группа М-2106

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

Покрамович В.В.

группа М-2106

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

Научный руководитель:

Боркова Е.А.

д.э.н., наук, проф.

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

ВЛИЯНИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА

И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ

 

Аннотация: в статье рассмотрено влияние государственного долга и бюджетного дефицита на развитие экономики в стране. Также подробно рассмотрено понятия дефицита бюджета и государственный долг. В статье подробно описаны последствия влияния бюджетного дефицита и государственного долга на экономику государства.

 

Ключевые слова: бюджетный дефицит, государственный долг, экономика, развитие.

 

Для государственного бюджета важны такие характеристики, как дефицит или профицит, которые указывают на его состояние.

При благоприятном развитии экономики доходы и расходы равновесны по отношению друг к другу. Но существуют определенные факторы, из-за которых расходы превышают доходы, что негативно отражается на всей экономики, вызывая инфляцию.

Главными причинами возникновения дефицита являются:

- рост теневого сектора экономики;

- спад общественного производства;

- завышенные расходы на реализацию социальных программ.

Если дефицит бюджета составляет не более 3% ВВП. Существует возможность его преодоления. Если дефицит составляет больше 20%, то его называют критическим для экономики страны [1, с. 90].

Дефицит бюджета негативно отражается на всей экономики государства. Уменьшается финансирование социальных программ, истощаются валютные резервы, сокращается экспорт и снижается уровень жизни населения. Все это приводит к тому, что государство начинается стремительно падать по уровню развития по сравнению с другими странами. Это в свою очередь приводит к тому, что страна перестает быть привлекательной для иностранных инвестиций, и тем самым уменьшается приток финансов.

Под государственным долгом понимают задолженность, которая копиться у государства в результате заимствования финансовых средств для финансирования предшествующих бюджетов. Государственный долг – это разница суммы прошлых бюджетов минус бюджетные излишки.

Поэтому все причины, по которым возник бюджетный дефицит, часто приводят к росту государственного долга.

Бюджетный дефицит превращается в государственный долг с помощью:

- получение государством кредитов от иностранных стран;

- займ Правительства в национальном банке.

Так государство старается привлечь дополнительные финансовые средства для удовлетворения общественных потребностей.

Следует сказать, что наличие постоянного государственного долга и бюджетного дефицита не всегда является показателем плохой экономической ситуации в стране. В развитых государствах бюджетные дефициты и государственный долг являются встроенными в экономический цикт факторами развития экономики.

Если Правительство может эффективно распоряжаться заемными средствами при росте государственного долга, то оно может улучшить экономическую ситуацию в государстве, применяя эти средства производительно.

Также бюджетный дефицит и государственный долг могут быть спланированными факторами по стабилизации экономики.

Государственный долг разделяется на два основных вида:

- внутренний;

- внешний.

Под внутренним государственным долгом понимают задолженность государства перед экономическими субъектами внутри государства. Внешний долг – это обязательства перед иностранными странами.

Экономически развитые страны часто имеют большой внутренний долг перед экономическими субъектами. С одной стороны, это заем внутренних средств, который не приводит к прямому сокращению богатств народа. Положительным эффектом является стабилизация темпов экономического роста [2, с. 70].

Но нельзя не учитывать и отрицательные последствия внутреннего долга, среди которых можно отметить следующие:

- когда государство «закрывает» свою задолженность, то это значит, что часть бюджетных средств переходит к владельцам ценных бумаг, что увеличивает имущественную дифференциацию;

- так долг необходимо заплатить, то государство повышает налоги, из-за чего снижается деловая активность в экономике;

- когда внутренний долг достаточно большой, то может появиться эффект вытеснения частных инвестиций.

Облигации и акции частных предприятий, с одной стороны, и государственные облигации – с другой, являются для экономических субъектов взаимозаменяемыми. Вторые могут быть для определенных групп населения даже привлекательнее, поскольку обладают большей надежностью по сравнению с ценными бумагами частного сектора [4, с. 78].

Средства, которые могли бы производительно использоваться в экономике, вкладываться в развитие реального частного сектора, тратятся на приобретение государственных ценных бумаг и в конечном счете могут превратиться в значительной степени в непроизводительные расходы государства.

В настоящее время различные теории инфляции уделяют большое внимание связи темпов инфляции и величиной государственного долга. Существует большое количество механизмов данной связи. В частности, экономические агенты могут ожидать, что государство в будущем профинансирует выплаты по долгам за счет денежной эмиссии, а это приведет к росту цен, который через механизм рациональных ожиданий приведет к росту цен в настоящем.

Существование внешнего долга является обычной мировой практикой. Даже с развитой экономикой, многие страны имеют внешний долг. Среди отрицательных последствий внешнего долга можно выделить следующие:

- при большой внешней задолженности, в государстве может возникнуть экономический кризис;

- уплачивая внешний долг, большое количество денежных средств отправляется государству-кредитору, что уменьшает возможности потребления экономики;

- если внешний долг быстро растет, то национальное государство может попасть в зависимое положение от кредиторов, а также снизиться ее международный авторитет [3, с. 308].

Данные последствия негативно скажутся на обеспечении высоких темпов экономического роста. Вместе с тем, учитывая все указанные отрицательные последствия, при оценке масштабов государственного долга и степени его воздействия па национальную экономику следует основываться не на абсолютной величине долга, а на соотношении последней с величиной ВВП.

Подводя итог, следует сказать, что бюджетный дефицит и государственный долг играют важную роль в процессах, которые могут разрушить экономику государства, если государство не будет их контролировать. Актуальными задачами экономической политики России является сокращение бюджетного дефицита и государственного долга.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Ахатова Л.А. Влияние бюджетного дефицита и государственного долга на развитие экономики//Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2017. - № 5. – С. 90-98.
  2. Баранова Л.Г. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие /Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская и др. - М.: «Перспектива»: ИНФРА-М, 2013 – 124 с.
  3. Кирюшкина А.Н. К вопросу о дефиците бюджета субъекта Российской Федерации // Молодой ученый. - 2016. - № 26. - С. 307-310.
  4. Петрова С.С. Влияние бюджетного дефицита на государство//Economics. – 2018. - № 6. – С. 78-86. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Веверица Д.М., Покрамович В.В., Боркова Е.А. ВЛИЯНИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ // Вестник науки №12 (57) том 3. С. 32 - 37. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6734 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6734



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.