'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 3
  4. Научная статья № 10

Просмотры  59 просмотров

Дьячков В.Е., Ткаченко В.М., Боркова Е.А.

  


ТРАНСФОРМАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается приспособление логистики к введенным санкциям против Российской Федерации в 2022 году, путем анализа сложившегося положения разбираются пути решения логистических проблем в данной ситуации   

Ключевые слова:
логистическая система, трансформация, санкции, проблемы, решение   


УДК 33

Дьячков В.Е.

студент 2 курса Факультета управления

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

Ткаченко В.М.

студент 2 курса Факультета управления

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

Научный руководитель:

Боркова Е.А.

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

ТРАНСФОРМАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

В ОТНОШЕНИИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ

ОГРАНИЧЕНИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

 

Аннотация: в данной статье рассматривается приспособление логистики к введенным санкциям против Российской Федерации в 2022 году, путем анализа сложившегося положения разбираются пути решения логистических проблем в данной ситуации.

 

Ключевые слова: логистическая система, трансформация, санкции, проблемы, решение.

 

Транспортно-логистическая сфера составляет одну из ключевых сфер в вопросе обеспечения различными ресурсами всех отраслей деятельности государства. Однако налаженные цепочки поставок и партнёрских отношений могут быть нарушены и разорваны вследствие влияния различных факторов. В 2022 году в результате наложения небывалых по масштабам санкционных ограничений Россия оказалась в ситуации нарушения функционирования целого ряда логистических направлений, связанных с работой международных компаний-перевозчиков, что требует не только анализа сложившегося положения, но и оперативного поиска решений возникших проблем.

 Санкционные ограничения в отношении России стали беспрецедентными по количеству направлений, которые они затронули, поэтому можно говорить, что так или иначе, они коснулись всех направлений логистической деятельности. В первую очередь, запреты коснулись железнодорожных и воздушных транспортных коридоров, большая часть из которых были перекрыты. В отношении перевозок грузов воздушным транспортом практически сразу после введения первых санкций наблюдались определённые проблемы в работе даже на тех маршрутах, которые не были перекрыты. Так, частой практикой стали сокращения рейсов грузовых самолётов, а также разрыв лизинговых соглашений, что создавало угрозу изъятия авиа-бортов в другой стране [2].

Значительные негативные последствия санкционных ограничений проявились в направлении морских перевозчиков, а также операторов контейнерных транспортировок. В первую очередь, рядом последних были разорваны отношения с Россией – например, крупнейшими компаниями Maersk, DSV и DB Schenker. Кроме того, закрываются порты и изменяется маршрутизация грузопотоков. Ярким примером в отношении морских перевозок в данном отношении является акватория Азовского моря: ведущие мировые страховые компании объявили Азовское море зоной военных рисков, что значительно повлияло на работу стандартных для международной логистической системы маршрутов. Например, заместитель министра экономического развития Дона Елена Федотова обращает внимание, что именно на морской транспорт приходилось 65% основных экспортных и импортных грузов Ростовской области, равно как и всего Юга РФ [3].

Несколько меньший по масштабам урон в условиях санкционных ограничений на сегодняшний день получила сфера автомобильных перевозок. Однако и в данном случае наблюдается ряд проблем и препятствий, которые возникают в отношении работы логистических связей с Россией. Так, с первых месяцев введения санкций сформировалась ситуация задержек грузовых автомобилей на границах. С другой стороны, наблюдается проблема утраты доверия к российским компаниям в отношении их платежеспособности. В частности, член правления СТМЛК (сообщество топ-менеджеров логистических компаний) Екатерина Лазуткина упоминала случаи, когда иностранные перевозчики, если не отказывают в предоставлении услуги совсем, то настаивают на полной предоплате, так как не опасаются, что не увидят оплаты в связи с санкциями, которые направлены на российскую банковскую сферу [5].

Важно выделить и человечески фактор, который также оказывает негативное влияние на работу логистической системы. Рассмотрим данную проблему в отношении автомобильных перевозок. Так, с одной стороны наблюдается негативное отношении к водителям автотранспорта на российских номерах в ряде государств, которые иногда сопровождаются актами вандализма. С другой стороны, российские сотрудники проявляют опасения в отношении поездок в другие страны вышеперечисленных прецедентов. В свою очередь, аналогичные страхи присутствуют и у иностранных водителей, которые боятся ехать в Россию, из-за случаев нападения на транспортные средства. «В августовском докладе «Социально-экономическое положение России» Росстат сообщает, что грузооборот автотранспорта в первом полугодии вырос на 1,8%, а объём перевезённых грузов — на 0,5%.» [4].

Все вышеперечисленные проблемы требуют, от представителей логистической системы определённых решений, которые будут направлены на улучшение ситуации, причём как со стороны российских, так и со стороны иностранных компаний.

Одним из глобальных преобразований, которые происходят с российской транспортно-логистической сферой, является переориентация с западного направления на восточное, а также с европейского пространства на азиатское. Так, наиболее применяемым механизмом работы в этом отношении основатель Simple Logistics Дмитрий Паснов считает схему доставки товара транзитом через третьи страны, например Казахстан и Узбекистан. Кроме того, политика переориентации привела к некоторой смене списка основных стран партнёров по транзиту - на сегодняшний день ими являются Турция, Китай, ОАЭ и некоторые государства ЕАЭС. ОАО "РЖД" с марта 2022 года увеличило перевозку экспортных грузов в Китай через Казахстан на 53,6%. через порты Каспия с 15 марта РЖД увеличили объем перевозок на 82%. Что касается Турции то в этом направлении выросло на 125% [1].

В остальном же трансформации логистической системы проявляются в форме разработки новых схем движения по существующим транспортным коридорам, российские компании снижают тарифы для экспортёров и импортёров. Рассмотрим один из ключевых транспортных коридоров. Президент РФ Владимир Путин представил новый международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг», который создаётся Россией вместе с союзниками по «каспийской пятёрке». Проект позволит восстановить некоторые транспортные цепочки и нарастить грузооборот, даже с учётом введённых США и Евросоюзом ограничений. Однако с его реализацией связаны определённые риски, считают эксперты. Также транспортный коридор «Север — Юг» представляет собой системный инструмент расширения потенциала угольного экспорта. Это и возможность нарастить объёмы торговли с Индией, которая пока совершенно не налажена. И новый маршрут доставки. Это и снижение правовых рисков для торговли энергоносителями. И более короткое транспортное плечо, то есть более низкие затраты Кроме того, специалисты занимаются разработкой практических рекомендаций для простой и эффективной перестройки цепочек поставок, а также оформления сопроводительных документов и организации валютных операций[6].

Таким образом, международная логистическая система переживает период значительных трансформаций, которые вызваны санкционными ограничениями в отношении России. В первую очередь, наблюдается разрушение ранее функционировавших логистических цепочек, отказ от сотрудничества с компаниями из РФ и запретами в банковской сфере, что также значительно усложняет работу. В свою очередь, российский бизнес активно работает над тем, чтобы приспособиться к новым реалиям и находит различные пути решения из сложившейся ситуации с целью дальнейшего обеспечения российских покупателей необходимыми товарами.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. ДР: особенности импорта в условиях санкций обсудили в «Деловой России» [Электронный ресурс] // https://deloros.ru/osobennosti-importa vusloviyah-sankcij-obsudili-v-delovoj-rossii.html (дата обращения: 07.10.2022).
  2. Логистика в условиях санкций 2022 [Электронный ресурс] // URL: https://logistics.ru/logistika-scm/logistika-v-usloviyakh-sankciy-2022 (дата обращения: 06.10.2022).
  3. Логистика на Юге в условиях санкций и ограничений [Электронный ресурс] // URL: https://events.kommersant.ru/rostov/events/logistika-na-yuge vusloviyah-sankczij-i-ogranichenij/ (дата обращения: 06.10.2022).
  4. Санкции и их влияние на грузоперевозки российских компаний. Удар пришелся по всем видам транспорта [Электронный ресурс] https://trans.info/ru/sanktsii-i-ih-vliyanie-na-gruzoperevozki-rossiyskih-kompaniy-278810 (дата обращения: 07.10.2022).
  5. Что в свете введения санкций против России происходит с грузоперевозками? [Электронный ресурс] https://www.bfm.ru/news/494247 (дата обращения: 06.10.2022).
  6. Транспортный коридор «Север — Юг». [Электронный ресурс] https://vgudok.com/eksperty/transportnyy-koridor-sever-yug-balans-na-grani-fola-nastoyashchee-rzhd-proshloe-sng (дата обращения: 06.10.2022).
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Дьячков В.Е., Ткаченко В.М., Боркова Е.А. ТРАНСФОРМАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ // Вестник науки №12 (57) том 3. С. 58 - 63. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6739 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6739



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.