'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 3
  4. Научная статья № 24

Просмотры  68 просмотров

Бахарев Д.Д.

  


ОЦЕНКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ПЕРМЬ *

  


Аннотация:
статья посвящена анализу реализации муниципальной жилищной политики в городе Перми. В статье выявлены основные проблемы при реализации муниципальной жилищной политики, а также проанализированы целевые программы по реализации жилищной политики и механизм закупок жилья для очередников   

Ключевые слова:
муниципальная жилищная политика, муниципальное образование город Пермь, институт социального арендного жилья, целевые программы, проблемы муниципальной жилищной политики, нормативно-правовые основы, МКУ Управление жилищных отношений администрации города Перми   


УДК 369.032

Бахарев Д.Д.

магистрант II курса по направлению

«Государственное и муниципальное управление»

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

(г. Пермь, Россия)

 

ОЦЕНКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ПЕРМЬ

 

Аннотация: статья посвящена анализу реализации муниципальной жилищной политики в городе Перми. В статье выявлены основные проблемы при реализации муниципальной жилищной политики, а также проанализированы целевые программы по реализации жилищной политики и механизм закупок жилья для очередников.

 

Ключевые слова: муниципальная жилищная политика, муниципальное образование город Пермь, институт социального арендного жилья, целевые программы, проблемы муниципальной жилищной политики, нормативно-правовые основы, МКУ Управление жилищных отношений администрации города Перми.

 

Реализацией муниципальной жилищной политики в муниципальном образовании город Пермь занимается Муниципальное Казенное Учреждение «Управление жилищных отношений администрации города Перми». Основной целью деятельности Управления является создание системы мер, направленных на улучшение жилищных условий жителей города Перми.    

Основные задачи, которые решает Управление жилищных отношений:

-обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городе Перми и нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством;

-организация работы по приватизации муниципального жилищного фонда;

-организация переселения граждан из непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда;

- формирование и управление муниципальным жилищным фондом.[1].

 

В 2020 года Управление поменяло статус с автономного на бюджетное учреждение. Кроме этого, часть полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, а именно инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, ветеранов боевых действий, вставших на жилищный учет до 01.01.2005, ветеранов Великой Отечественной Войны, реабилитированных лиц, молодых семей передало Департаменту социальной политики администрацию города Перми.[2].

Регулирования жилищной политики по предоставлению жилья на местном уровне регулируются решениями Пермской городской Думы и постановлениями Администрацией города Перми.

Осуществление жилищной политики в муниципальном образовании город Пермь основано на реализации ряда программ. В частности, Администрацией г. Перми принято постановление от 17.10.2018 № 746 «Об утверждении муниципальной программы "Обеспечение жильем жителей города Перми», согласно которому одним из путей решения данной проблемы является переселение граждан из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда, муниципальная адресная программа по переселению граждан города Перми из аварийного жилищного фонда на 2019–2025 годы [3]. Решение жилищной проблемы молодых семей, которые проживают на территории города Перми, осуществляется в рамках реализации подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Муниципальная программа по предоставлению жилья детям-сирот, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и малоимущим». Можно констатировать, что реализация программ не происходит должным образом, темпы по переселению из аварийного жилья и предоставлению детям-сиротам отстают от плановых значений. В частности, произошел срыв по расселению граждан из аварийного жилья за 2021 год, в котором удалось освоить лишь 70% средств, выделенных на решение данной задачи. Основная причина – резкое повышение стоимости приобретенного жилья. Решить жилищную проблему возможно за счет строительства социального арендного жилья.

В улучшении своих жилищных условий нуждаются и малоимущие семьи. В городе Перми, на сегодняшний день, в малоимущих семьях проживают более двадцати тысяч человек, из них 75% стоят в очереди на получение жилья по договору социального найма. Одной из главных причин в недостижении плана по предоставлению жилья для малоимущих семей являются низкие темпы обеспечения жильем со стороны властей и большое количество очередников со сроком ожидания до 3–5 лет. Необходимо упрощать механизм получения жилья для малоимущих семей и строить больше жилья с привлечением федеральных средств бюджета.[4].

На территории города Перми по состоянию на октябрь 2022 года расположены 6779 многоквартирных домов (далее – МКД) общей площадью 22,3 млн. кв. м. [5]. В последние годы отмечается рост строительства жилья. Так, за 2019 год в городе Перми было введено в эксплуатацию 598 166 кв. метров жилья, а это 40 многоквартирных домов. В 2020 году было введено жилье площадью 824 001 кв. метров, 50 многоквартирных домов введено в эксплуатацию. За 2021 год было получено 46 разрешений на ввод в эксплуатацию многоквартирных домов. Общая площадь объектов составила 789 715 кв. метров.[6].

 

 

Диаграмма №1. Обеспеченность населения города

Перми жильем в 2014–2020 годах, кв. м на 1 жителя.

 

Несмотря на увеличение строительства жилья, шансы очередников на получения жилья остаются не высокими. По данным службы статистики города Перми, 44 % семей нуждаются в улучшении условий проживания. Неподъемные первоначальные взносы, а также высокие ставки кредитования не позволяют гражданам приобрести жилье. И все это отрицательно сказывается на результативности муниципальной жилищной политики, а также на социально-экономическом развитии муниципального образования.[7].

 

 

 

Число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на конец прошлого года, единиц

Число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на конец отчетного года, единиц

Число семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия, единиц

Удельный вес числа семей, получивших жилые помещения, в числе семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на конец прошлого года, в %

1

2

3

4

Российская Федерация

2266854

2180861

95595

4,2

Приволжский федеральный округ

522179

483904

22170

4,2

Республика Башкортостан

58471

52923

2383

4,1

Республика Марий Эл

13771

12756

461

3,3

Республика Мордовия

22649

20561

486

2,1

Республика Татарстан

77366

69749

4752

6,1

Удмуртская Республика

16538

16327

634

3,8

Чувашская Республика

68355

63655

906

1,3

Пермский край

55706

51043

3439

6,2

Кировская область

24530

23731

901

3,7

Нижегородская область

33256

30518

1219

3,7

Оренбургская область

38890

36316

1693

4,4

Пензенская область

11740

11120

548

4,7

Самарская область

50152

47093

2862

5,7

Саратовская область

34747

33600

1477

4,3

Ульяновская область

16008

14512

409

2,6

 

Таблица 1. Предоставление гражданам жилых помещений

по субъектам Российской Федерации за 2021 г.

 

Более 50% нуждающихся семей ˗ это жители города Перми. В городе Перми остаются напряженные проблемы по предоставлению жилья таким категориям граждан как дети-сироты и жители в аварийном жилье. Несмотря на возросшие темпы расселения аварийного жилищного фонда, прирост площади аварийного жилья не позволяет сокращать долю аварийного жилищного фонда и населения, живущего в аварийном жилье. За 2021 год были оказаны меры социальной поддержки по  улучшению жилищных условий 455 молодым семьям, 6 ветеранам Великой Отечественной войны, одному человеку из числа реабилитированных лиц, 7 ветеранам боевых действий, 13 инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов.

Автор считает, что необходимо применять новые схемы предоставления жилья для таких граждан. Среди них ˗ развитие института социального арендного жилья, закупка Управлением жилищных отношений администрации города Перми жилых помещений для расселения из аварийного жилищного фонда и предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проанализировав государственные закупки УЖО Администрации г. Перми на порталеhttps://zakupki.gov.ru/epz/order/extendedsearch/results.html?searchString=УЖО+Администрации+Г.Перми&morphology=on автор считает,  что покупка квартир осуществляется по завышенным ценам. Так, например, стоимость приобретенного жилья для расселения из аварийного фонда составляет 87 303 тыс. рублей за 1 м2 (таблица.2). Анализ рынка покупки жилья говорит о том, что цена за 1 м2 составляет не более 80 тыс. рублей, проанализировав все районы города Перми.

 

Таблица 2. Расчет начальной (максимальной) цены

контракта нормативным методом.

 

В мае 2022 года в городе Перми заключено 23 договора на приобретение жилья для детей-сирот в строящихся домах. А с начало года, по данным Администрации города Перми, заключено 39 контрактов на общею сумму более 100 млн. руб. На начало 2022 года в городе Перми на учете для получения жилья состоит 1520 детей-сирот. Темпы получения жилья невысокие, что связано с отсутствием нужного количества помещений в спецжилфонде, удовлетворяющих требованиям, а покупка жилья в строящихся домах требует значительного времени. Но необходимо учитывать, что по нормативу только 25% квартир в доме может быть выделено для сирот.

При решении вопросов предоставления жилья детям-сиротам, по мнению автора, не стоит решать это за счет покупки квартир на вторичном рынке, а необходимо строить новое жилье. Проблему предоставления жилья для детей-сирот возможно решить с помощью социального арендного жилья на льготных условиях как временной меры, когда органы местного самоуправления не могут предоставить жилье детям-сиротам и находятся в поисках такого жилья.

Проблема недостаточного предоставления жилья таким категориям населения, как дети-сироты, малоимущие, инвалиды и т. д. в городе Перми остается актуальной, но ее возможно решить с помощью нового механизма - строительство арендных домов, который сможет повысить качество жилищных условий людей. Строительство социальных арендных домов должно решить проблему очередников, малообеспеченных и молодых семей. И с другой стороны, это позволит оживить отрасль строительства и изменить перспективы жилищной политики. Кроме того, развитие института социального арендного жилья — существенный толчок к более гибкой и мобильной трудовой миграции населения, один из существенных механизмов поддержки и развития промышленных кластеров, привлечения в муниципальное образование.

По мнению автора, необходимо менять старые механизмы предоставления жилья для нуждающихся граждан. В частности, необходимо разработать и утвердить современную муниципальную жилищную политику с новыми схемами обеспечения жильем всех нуждающихся категорий граждан. На сегодняшний день муниципальная жилищная политика города Перми требует совершенствования, т. к. не справляется с реализацией целевых программ предоставляю жилья, в частности для детей-сирот и расселению из аварийного жилья.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Постановление администрации города Перми «Об утверждении муниципальной адресной программы по переселению граждан города Перми из аварийного жилищного фонда на 2019–2024 годы» от 31.05.2019 № 238. [Электронный ресурс]. URL:       https://www.gorodperm.ru/upload/pages/2096/2019/MP_PERESELENIJE_IZ_AVARIJNOGO_ZHILFONDA_2019-2025_gody_(1).pdf?ysclid=l3lq25zsu9. (дата обращения: 04.11.2022).
  2. Решение Пермской городской Думы от 21.12.2021 № 324 «О внесении изменений в отдельные решения Пермской городской Думы об утверждении положений о функциональных органах администрации города Перми». [Электронный ресурс]. URL:https://docs.cntd.ru/document/578025052?ysclid=l9bixgywdi215989400. (дата обращения: 06.11.2022).
  3. Отчет Главы города Перми за 2021 год [Электронный ресурс]. URL:      https://www.gorodperm.ru/upload/pages/1001681/dat_1622031681474.pdf?ysclid=l3l2d4hvts. (дата обращения: 05.11.2022).
  4. Официальный сайт Администрации города Перми [Электронный ресурс]. URL:https://www.gorodperm.ru/actions/housing/ujo/ (дата обращения: 05.11.2022).
  5. Официальный сайт службы статистики Пермского края. [Электронный ресурс]. URL: https://permstat.gks.ru. (дата обращения: 06.11.2022).
  6. Онлайн-сервисДом.МинЖКХ. [Электронный ресурс]. URL:https://dom.mingkh.ru/?ysclid=l9bioikbtm2672622. (дата обращения: 06.11.2022).
  7. Официальный сайт газеты business-class. [Электронный ресурс]. URL:https://business--class-su.turbopages.org/turbo/business-class.su/s/news/2020/09/30/v-permskom-krae-zafiksirovano-855-tys-maloimushchih-semei . (дата обращения: 05.11.2022).
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Бахарев Д.Д. ОЦЕНКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ПЕРМЬ // Вестник науки №12 (57) том 3. С. 134 - 143. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6753 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6753



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.