'
Бахарев Д.Д.
ОЦЕНКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ПЕРМЬ *
Аннотация:
статья посвящена анализу реализации муниципальной жилищной политики в городе Перми. В статье выявлены основные проблемы при реализации муниципальной жилищной политики, а также проанализированы целевые программы по реализации жилищной политики и механизм закупок жилья для очередников
Ключевые слова:
муниципальная жилищная политика, муниципальное образование город Пермь, институт социального арендного жилья, целевые программы, проблемы муниципальной жилищной политики, нормативно-правовые основы, МКУ Управление жилищных отношений администрации города Перми
УДК 369.032
Бахарев Д.Д.
магистрант II курса по направлению
«Государственное и муниципальное управление»
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
(г. Пермь, Россия)
ОЦЕНКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ПЕРМЬ
Аннотация: статья посвящена анализу реализации муниципальной жилищной политики в городе Перми. В статье выявлены основные проблемы при реализации муниципальной жилищной политики, а также проанализированы целевые программы по реализации жилищной политики и механизм закупок жилья для очередников.
Ключевые слова: муниципальная жилищная политика, муниципальное образование город Пермь, институт социального арендного жилья, целевые программы, проблемы муниципальной жилищной политики, нормативно-правовые основы, МКУ Управление жилищных отношений администрации города Перми.
Реализацией муниципальной жилищной политики в муниципальном образовании город Пермь занимается Муниципальное Казенное Учреждение «Управление жилищных отношений администрации города Перми». Основной целью деятельности Управления является создание системы мер, направленных на улучшение жилищных условий жителей города Перми.
Основные задачи, которые решает Управление жилищных отношений:
-обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городе Перми и нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством; -организация работы по приватизации муниципального жилищного фонда; -организация переселения граждан из непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда; - формирование и управление муниципальным жилищным фондом.[1]. |
В 2020 года Управление поменяло статус с автономного на бюджетное учреждение. Кроме этого, часть полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, а именно инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, ветеранов боевых действий, вставших на жилищный учет до 01.01.2005, ветеранов Великой Отечественной Войны, реабилитированных лиц, молодых семей передало Департаменту социальной политики администрацию города Перми.[2].
Регулирования жилищной политики по предоставлению жилья на местном уровне регулируются решениями Пермской городской Думы и постановлениями Администрацией города Перми.
Осуществление жилищной политики в муниципальном образовании город Пермь основано на реализации ряда программ. В частности, Администрацией г. Перми принято постановление от 17.10.2018 № 746 «Об утверждении муниципальной программы "Обеспечение жильем жителей города Перми», согласно которому одним из путей решения данной проблемы является переселение граждан из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда, муниципальная адресная программа по переселению граждан города Перми из аварийного жилищного фонда на 2019–2025 годы [3]. Решение жилищной проблемы молодых семей, которые проживают на территории города Перми, осуществляется в рамках реализации подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Муниципальная программа по предоставлению жилья детям-сирот, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и малоимущим». Можно констатировать, что реализация программ не происходит должным образом, темпы по переселению из аварийного жилья и предоставлению детям-сиротам отстают от плановых значений. В частности, произошел срыв по расселению граждан из аварийного жилья за 2021 год, в котором удалось освоить лишь 70% средств, выделенных на решение данной задачи. Основная причина – резкое повышение стоимости приобретенного жилья. Решить жилищную проблему возможно за счет строительства социального арендного жилья.
В улучшении своих жилищных условий нуждаются и малоимущие семьи. В городе Перми, на сегодняшний день, в малоимущих семьях проживают более двадцати тысяч человек, из них 75% стоят в очереди на получение жилья по договору социального найма. Одной из главных причин в недостижении плана по предоставлению жилья для малоимущих семей являются низкие темпы обеспечения жильем со стороны властей и большое количество очередников со сроком ожидания до 3–5 лет. Необходимо упрощать механизм получения жилья для малоимущих семей и строить больше жилья с привлечением федеральных средств бюджета.[4].
На территории города Перми по состоянию на октябрь 2022 года расположены 6779 многоквартирных домов (далее – МКД) общей площадью 22,3 млн. кв. м. [5]. В последние годы отмечается рост строительства жилья. Так, за 2019 год в городе Перми было введено в эксплуатацию 598 166 кв. метров жилья, а это 40 многоквартирных домов. В 2020 году было введено жилье площадью 824 001 кв. метров, 50 многоквартирных домов введено в эксплуатацию. За 2021 год было получено 46 разрешений на ввод в эксплуатацию многоквартирных домов. Общая площадь объектов составила 789 715 кв. метров.[6].
Диаграмма №1. Обеспеченность населения города
Перми жильем в 2014–2020 годах, кв. м на 1 жителя.
Несмотря на увеличение строительства жилья, шансы очередников на получения жилья остаются не высокими. По данным службы статистики города Перми, 44 % семей нуждаются в улучшении условий проживания. Неподъемные первоначальные взносы, а также высокие ставки кредитования не позволяют гражданам приобрести жилье. И все это отрицательно сказывается на результативности муниципальной жилищной политики, а также на социально-экономическом развитии муниципального образования.[7].
|
Число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на конец прошлого года, единиц |
Число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на конец отчетного года, единиц |
Число семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия, единиц |
Удельный вес числа семей, получивших жилые помещения, в числе семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на конец прошлого года, в % |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Российская Федерация |
2266854 |
2180861 |
95595 |
4,2 |
Приволжский федеральный округ |
522179 |
483904 |
22170 |
4,2 |
Республика Башкортостан |
58471 |
52923 |
2383 |
4,1 |
Республика Марий Эл |
13771 |
12756 |
461 |
3,3 |
Республика Мордовия |
22649 |
20561 |
486 |
2,1 |
Республика Татарстан |
77366 |
69749 |
4752 |
6,1 |
Удмуртская Республика |
16538 |
16327 |
634 |
3,8 |
Чувашская Республика |
68355 |
63655 |
906 |
1,3 |
Пермский край |
55706 |
51043 |
3439 |
6,2 |
Кировская область |
24530 |
23731 |
901 |
3,7 |
Нижегородская область |
33256 |
30518 |
1219 |
3,7 |
Оренбургская область |
38890 |
36316 |
1693 |
4,4 |
Пензенская область |
11740 |
11120 |
548 |
4,7 |
Самарская область |
50152 |
47093 |
2862 |
5,7 |
Саратовская область |
34747 |
33600 |
1477 |
4,3 |
Ульяновская область |
16008 |
14512 |
409 |
2,6 |
Таблица 1. Предоставление гражданам жилых помещений
по субъектам Российской Федерации за 2021 г.
Более 50% нуждающихся семей ˗ это жители города Перми. В городе Перми остаются напряженные проблемы по предоставлению жилья таким категориям граждан как дети-сироты и жители в аварийном жилье. Несмотря на возросшие темпы расселения аварийного жилищного фонда, прирост площади аварийного жилья не позволяет сокращать долю аварийного жилищного фонда и населения, живущего в аварийном жилье. За 2021 год были оказаны меры социальной поддержки по улучшению жилищных условий 455 молодым семьям, 6 ветеранам Великой Отечественной войны, одному человеку из числа реабилитированных лиц, 7 ветеранам боевых действий, 13 инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов.
Автор считает, что необходимо применять новые схемы предоставления жилья для таких граждан. Среди них ˗ развитие института социального арендного жилья, закупка Управлением жилищных отношений администрации города Перми жилых помещений для расселения из аварийного жилищного фонда и предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проанализировав государственные закупки УЖО Администрации г. Перми на порталеhttps://zakupki.gov.ru/epz/order/extendedsearch/results.html?searchString=УЖО+Администрации+Г.Перми&morphology=on автор считает, что покупка квартир осуществляется по завышенным ценам. Так, например, стоимость приобретенного жилья для расселения из аварийного фонда составляет 87 303 тыс. рублей за 1 м2 (таблица.2). Анализ рынка покупки жилья говорит о том, что цена за 1 м2 составляет не более 80 тыс. рублей, проанализировав все районы города Перми.
Таблица 2. Расчет начальной (максимальной) цены
контракта нормативным методом.
В мае 2022 года в городе Перми заключено 23 договора на приобретение жилья для детей-сирот в строящихся домах. А с начало года, по данным Администрации города Перми, заключено 39 контрактов на общею сумму более 100 млн. руб. На начало 2022 года в городе Перми на учете для получения жилья состоит 1520 детей-сирот. Темпы получения жилья невысокие, что связано с отсутствием нужного количества помещений в спецжилфонде, удовлетворяющих требованиям, а покупка жилья в строящихся домах требует значительного времени. Но необходимо учитывать, что по нормативу только 25% квартир в доме может быть выделено для сирот.
При решении вопросов предоставления жилья детям-сиротам, по мнению автора, не стоит решать это за счет покупки квартир на вторичном рынке, а необходимо строить новое жилье. Проблему предоставления жилья для детей-сирот возможно решить с помощью социального арендного жилья на льготных условиях как временной меры, когда органы местного самоуправления не могут предоставить жилье детям-сиротам и находятся в поисках такого жилья.
Проблема недостаточного предоставления жилья таким категориям населения, как дети-сироты, малоимущие, инвалиды и т. д. в городе Перми остается актуальной, но ее возможно решить с помощью нового механизма - строительство арендных домов, который сможет повысить качество жилищных условий людей. Строительство социальных арендных домов должно решить проблему очередников, малообеспеченных и молодых семей. И с другой стороны, это позволит оживить отрасль строительства и изменить перспективы жилищной политики. Кроме того, развитие института социального арендного жилья — существенный толчок к более гибкой и мобильной трудовой миграции населения, один из существенных механизмов поддержки и развития промышленных кластеров, привлечения в муниципальное образование.
По мнению автора, необходимо менять старые механизмы предоставления жилья для нуждающихся граждан. В частности, необходимо разработать и утвердить современную муниципальную жилищную политику с новыми схемами обеспечения жильем всех нуждающихся категорий граждан. На сегодняшний день муниципальная жилищная политика города Перми требует совершенствования, т. к. не справляется с реализацией целевых программ предоставляю жилья, в частности для детей-сирот и расселению из аварийного жилья.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 3
Ссылка для цитирования:
Бахарев Д.Д. ОЦЕНКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ПЕРМЬ // Вестник науки №12 (57) том 3. С. 134 - 143. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6753 (дата обращения: 24.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*