'
Корепанов Н.В., Пьянкова С.Г.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ПОНЯТИЕ И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ *
Аннотация:
в статье рассматривается нормативно-правовое обеспечение деятельности муниципальных предприятий. В статье раскрываются основные правовые нормы, регулирующие деятельность муниципальных предприятий. Российская Федерация – это демократическое и правовое государство, поэтому все общественные отношения и деятельность подлежат законодательному регулированию. Нормы, регулирующие деятельность муниципальных предприятий, в-первую очередь содержатся в Конституции РФ
Ключевые слова:
муниципальное предприятие, правовой акт, федеральный закон, регулирование, деятельность
УДК 342.553
Корепанов Н.В.
студент 3 курса, напр. «Государственное и муниципальное управление»,
Уральский государственный экономический университет
(г. Екатеринбург, Россия)
Научный руководитель:
Пьянкова С.Г.
профессор, д.э.н.,
Уральский государственный экономический университет
(г. Екатеринбург, Россия)
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА:
ПОНЯТИЕ И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Аннотация: в статье рассматривается нормативно-правовое обеспечение деятельности муниципальных предприятий. В статье раскрываются основные правовые нормы, регулирующие деятельность муниципальных предприятий. Российская Федерация – это демократическое и правовое государство, поэтому все общественные отношения и деятельность подлежат законодательному регулированию. Нормы, регулирующие деятельность муниципальных предприятий, в-первую очередь содержатся в Конституции РФ.
Ключевые слова: муниципальное предприятие, правовой акт, федеральный закон, регулирование, деятельность.
Муниципальное предприятие — «это коммерческая организация, целью деятельности которой является получение прибыли» [3]. Муниципальные предприятия, в зависимости от права владения муниципальным имуществом могут быть:
- муниципальным унитарным предприятием;
- муниципальным казенным предприятием.
Муниципальное унитарное предприятие создается на праве хозяйственного ведение имущества, казенное на праве оперативного управления имуществом, которое не может быть распределено по вкладам и между работниками.
Муниципальное предприятие является коммерческой организацией, которая владеет муниципальной собственностью, но при этом не имеет право распоряжаться ей и излеченной прибылью на свое усмотрение.
То есть муниципальное предприятие только использует закрепленное за ними имущество, а фактически всем обладает муниципальное образование, которое выделило изначальный капитал.
Учредительным документом муниципального предприятия, как юридического лица является устав, где отражаются сведения о целях его деятельности и размере уставного фонда [3].
Муниципальное предприятия не является собственником имущество, а только им пользуются, собственником остается муниципальное образование несмотря на то, что оно является коммерческой организацией.
Муниципальное предприятие не вправе:
- отчуждать, сдавать в аренду или под залог имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
- вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ без согласия собственника – муниципального образования.
Муниципальное предприятие по свои обязательствам отвечает принадлежащем ему имуществом, не будучи ответственным перед обязательствами собственника имущества.
Уставной капитал муниципального предприятия должен быть не менее 100 000 рублей.
Муниципальные предприятия создаются органами местного самоуправления с целью:
- проведение мероприятий по решению социально значимых проблем, реализация отдельных видов товаров и услуг по минимальным;
- эффективного использования имущество, которое не может быть приватизировано;
- обеспечение конкретных видов деятельности, на которые предоставляются субсидии и ведение убыточного производства.
Органы местного самоуправления своим решением образуют унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на праве хозяйственного ведения. Их создают с определенной целью – выполнять конкретные работы, оказывать разнообразные услуги и производить определенную продукцию.
Такое унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.
Характерные черты деятельности муниципальных предприятий [24, с.101]:
-образование муниципального предприятия, как юридического лица происходит при выделении собственником определенной доли имущества, а не при слиянии имущества нескольких лиц;
- управляет имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, которое не может быть разделено;
- единоличное управление предприятием, в лице как правило директора, который назначается на должность собственником имущества.
Как уже было сказано выше муниципальные предприятия делятся на два типа [3]:
- муниципальные унитарные предприятия (далее по тексту – МУП), где имущество закреплено на праве хозяйственного ведения;
- муниципальные казенные предприятия (далее по тексту -МКП), где имущество закреплено на праве оперативного управления.
Типы муниципальных предприятий имеют следующие существенные различия:
- МУП самостоятельно распоряжаются закрепленным имуществом, а также продукцией и доходами, использование которых имеют несколько ограничений.
- МКП распоряжаются закрепленным имуществом, а также продукцией и доходами только с согласия собственника имущества - муниципального образования.
К положительным сторонам создания муниципальных предприятий можно отнести:
-быстрое решение наиболее проблемных и болевых точек муниципального образования;
- более устойчивые, так как осуществляет деятельность в тех сферах экономики, где практически нет конкуренции из-за отсутствия интереса со стороны бизнес-структур.
- имеют финансовую поддержку со стороны местного бюджета, что является своеобразной защитой от банкротства.
- регулярная выплата заработной платы.
Негативной стороной муниципальных предприятий является:
- малоэффективность хозяйственной деятельности;
- низкий уровень заработной платы;
- низкая производительность труда.
Таким образом, подводя итог, мы определили, что муниципальное предприятие – это коммерческая организация, созданная муниципальной власти на базе муниципального имущества, с целью решения вопросов местного значения в тех сферах экономики, где отсутствует конкуренция и сдерживается рост цен на услуги для населения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 3
Ссылка для цитирования:
Корепанов Н.В., Пьянкова С.Г. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ПОНЯТИЕ И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ // Вестник науки №12 (57) том 3. С. 144 - 148. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6754 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*