'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 3
  4. Научная статья № 26

Просмотры  68 просмотров

Корепанова Е.А., Дворядкина Е.Б.

  


НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА *

  


Аннотация:
в статье рассматривается экономическая основа формирования местного бюджета. В статье освещаются основные статьи и Федеральные законы формирования местного бюджета. Приведена правовая система нормативных актов бюджетных правоотношений   

Ключевые слова:
местный бюджет, доходы, расходы, органы местного самоуправления, бюджетный кодекс РФ   


УДК 336.11

Корепанова Е.А.

студентка 3 курса,

«Государственное и муниципальное управление»,

Уральский государственный экономический университет

(г. Екатеринбург, Россия)

 

Научный руководитель:

Дворядкина Е.Б.

профессор, д.э.н.,

Уральский государственный экономический университет

(г. Екатеринбург, Россия)

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

 

Аннотация: в статье рассматривается экономическая основа формирования местного бюджета. В статье освещаются основные статьи и Федеральные законы формирования местного бюджета. Приведена правовая система нормативных актов бюджетных правоотношений.

 

Ключевые слова: местный бюджет, доходы, расходы, органы местного самоуправления, бюджетный кодекс РФ.

 

Нормативно-правовое регулирование организации, формирования и исполнения местного бюджета – это комплексная и взаимозависимая правовая система, которая регулирует бюджетные правоотношения и регламентирует процедуры их реализации.

Правовую систему нормативных актов бюджетных правоотношений муниципальных образований условно можно разделить на три уровня: федеральный, региональный, муниципальный.

 1.Федеральный уровень правовых актов, регулирующих организацию, формирование и исполнения местного бюджета:

Основа местного бюджета заложена в Конституции РФ, так статьей 132 органы местного самоуправления наделены самостоятельностью в области формирования, утверждения и исполнения бюджета, установления местных налогов и сборов.

Следующим по важности правовым актом является Бюджетный кодекс РФ, который определяет:

-порядок организации и функционирования бюджетной системы, в том числе местного бюджета;

- бюджетные правоотношения, включая муниципальных образований;

-порядок и принципы межбюджетных отношений в Российской Федерации;

-порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета любого уровня;

-меры ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетный кодекс РФ (далее по тексту - БК РФ) определил, что органы муниципального управления принимают, в соответствии с ним, муниципальные нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения на местном уровне.

К бюджетным полномочиями органов местного самоуправления относятся:

- принятия правового акта, закрепляющий порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, осуществления контроля его исполнения и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

- формирование бюджета;

- определение и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

- установление порядка предоставления из местного бюджета межбюджетных трансфертов;

- осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом.

В статье 9 БК РФ определены бюджетные полномочия муниципальных образований.

Главной составляющей местного бюджета является формирование его доходной части.

Доходная часть включает в себя налоговые доходы, так Налоговым кодексом РФ определен перечень местных налогов и сборов, норматив на отчисления федеральный налогов в местные бюджеты, полномочия представительных органов местного самоуправления по их установлению.

Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон №131) — это основной правовой акт, регулирующий деятельность органов муниципального управления, экономическую основу и бюджетные правоотношения муниципальных образований. В соответствии с вышеуказанным федеральным законом органы федеральной и региональной государственной власти гарантируют муниципальным образованиям местным бюджетам минимальную бюджетную обеспеченность, согласно нормативам, утвержденным региональным законодательством субъектов Российской Федерации.

 В Федеральном законе № 131 закреплены нормы Конституции РФ и реализации бюджетного законодательства для органов местного самоуправления. Статьей 36 Федерального закона № 131 определены составляющие доходной части местного бюджета. Статья 49 Федерального закона № 131 закрепила конституционную норму и определила, что находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований как экономическую основу местного самоуправления.

Органы местного самоуправления самостоятельно, с соблюдением требований, установленных БК РФ и Федеральным законом № 131-ФЗ, а также принимаемых в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, формируют, утверждают, исполняют местный бюджет, а также контролируют его исполнение.

Федеральным законом № 131-ФЗ определено, что относится к собственным доходам местного бюджета. Статья 18 Федерального закона № 131-ФЗ не допускает содержание в федеральных законах, законах субъектов РФ положений, которые определяли бы объем расходов за счет средств местных бюджетов.

  1. К нормативно-правовым актам регионального уровня, регулирующие организацию, формирование и исполнения местного бюджета относятся:

- Устав субъекта Российской Федерации, где определяется порядок межбюджетных отношений на территории субъекта.

- Законы субъекта РФ, регулирующие вопросы налогообложения и бюджетных отношений.

- Закон о бюджете субъекта РФ.

Также законами субъектов РФ определяется порядок выделения муниципальным образованиям целевой финансовой помощи и отчислений от налогов, поступающих в региональные бюджеты.

Устав муниципального образования — это правовой акт, обладающий высшей юридической силой по отношению ко всем нормам, принимаемым органами местного самоуправления, который определяет общие принципы бюджетного процесса, местные налоги, средства самообложения граждан и муниципальные заимствования.

Обязательно для всех муниципальных органов должно быть принято решением представительного органа «о бюджетном процессе муниципального образования», где определяется: порядок формирования и исполнения местного бюджета, участники бюджетного процесса, полномочия органов местного самоуправления, права, обязанность и ответственность участников бюджетного процесса.

В каждом муниципальном образовании должно быть принято решение о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Российская газета, N 153-154, 12.08.1998
  2. Дворядкина Е.Б. Эволюция понятия «местный бюджет» как компонента экономической основы местного самоуправления // Экономика и предпринимательство. 2019. № 7 (72). — С. 946-951.
  3. Васильева Н.В. Доходы местных бюджетов как залог финансовой самостоятельности местного самоуправления: правовой аспект // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2019. – Т. 25. – №1. – С. 117–125
  4. Кисиев З.Э., Токаева С.К. Проблемы формирования местных бюджетов // Научные известия. – 2019. – № 4. – С. 48-51.
  5. Поляк Г.Б. Государственные и муниципальные финансы: учеб, пособие. – М., Инфра-М, 2019. – 541с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Корепанова Е.А., Дворядкина Е.Б. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА // Вестник науки №12 (57) том 3. С. 149 - 154. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6755 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6755



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.