'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 3
  4. Научная статья № 27

Просмотры  62 просмотров

Мингазов Н.Р.

  


ОЦЕНКА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА *

  


Аннотация:
статья посвящена выявлению проблем создания благоприятной социально-культурной среды регионов России после пандемии коронавируса. Автор сосредоточил внимание на современном состоянии социального восприятия происходящего в регионах России, определил стратегические важные задачи улучшения доверия граждан государству   

Ключевые слова:
социально-культурная среда, пандемия, уровень неопределенности, планирование будущего, доверие государству   


УДК 1

Мингазов Н.Р.

студент

Казанский федеральный университет

(г. Казань, Россия)

 

ОЦЕНКА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

 

Аннотация: статья посвящена выявлению проблем создания благоприятной социально-культурной среды регионов России после пандемии коронавируса. Автор сосредоточил внимание на современном состоянии социального восприятия происходящего в регионах России, определил стратегические важные задачи улучшения доверия граждан государству.

 

Ключевые слова: социально-культурная среда, пандемия, уровень неопределенности, планирование будущего, доверие государству.

 

Социально-экономические и эпидемиологические вызовы 2020 г. привели к изменению образа жизни и падению доходов значительной части россиян. В 2020 г. мир столкнулся с одним из наиболее серьезных вызовов за последние десятилетия. Распространение коронавирусной инфекции и последовавшие за этим ограничения перевели значительную часть рабочих и образовательных процессов в дистанционный режим, изменили потребительское поведение, стали проверкой на прочность для системы здравоохранения. Многие столкнулись с экономическими сложностями.

Согласно данным исследования, проведенного РВК и ИНП, уже в июле 2020 г. люди отмечали, что почувствовали на себе следующие экономические последствия коронакризиса:

- у 21% россиян упала зарплата или доходы от бизнеса;

- 8% потеряли источник дохода или бизнес;

- 6% были отправлены в неоплачиваемый отпуск. Если в 2018 г. наиболее частым ответом на вопрос о доходе был вариант «На бытовую технику денег хватает, но автомобиль купить не можем» (28% россиян), то в июле 2020 г. им стал «На одежду, обувь денег хватает, но крупную бытовую технику купить не можем» (34% россиян).

На фоне изменения образа жизни и падения доходов россиян можно ожидать трансформации восприятия населением окружающей действительности.

События 2020 г. привели к резкому росту неопределенности. В мае индекс неопределенности мировой экономики достиг максимума за весь период наблюдений (с 1997 г.).

В июле 2020 г. только 48% жителей России по-прежнему считали, что новые ситуации могут давать новые возможности (по сравнению с 75% осенью 2018 г.), только у 14% были планы на срок три года и более (по сравнению с 31% осенью 2018 г.), а у 38% планы отсутствовали полностью (осенью 2018 г. не имели планов только 14% россиян).

 

Рис.1. Отношение людей к новым незнакомым ситуациям

 

Рост страха неопределенности может привести к отказу от действий, способных принести отложенные результаты, в т.ч. от инвестирования ресурсов (времени, денег и др.) в будущее.

Рис.2. Планы населения на будущее

 

Актуализировался запрос на активное участие государства в жизни общества:

- 51% россиян считает, что государство должно заботиться о каждом человеке (а не только предоставлять всем равные возможности). Аналогичный показатель в 2018 г. составлял 41%;

- по мнению 39% россиян, при проведении изменений в первую очередь нужно руководствоваться максимально быстрым повышением уровня жизни граждан – по сравнению с 32% респондентов, которые предпочли бы, чтобы в этом случае не нарушались принципы справедливости, и 27%, которые предпочли бы, чтобы не ограничивались свободу граждан, и они не лишались возможности выбора.

 

Рис.3. Усиление патерналистских установок

 

Усиление патерналистских установок в долгосрочной перспективе может привести к росту спроса на перераспределение ресурсов, а также сокращению частной инициативы, в т.ч. в области предпринимательства и инноваций.

Эксперты отмечают риски патерналистских настроений в бизнес-среде: предприниматели, которые считают, что государство должно заботиться о каждом человеке, «могут “свесить лапки”, а это очень рискованная дорожка» (на основе экспертных интервью, 2020 г.).

Общество охотно готово принимать государственную помощь, направленную на сохранение уровня жизни, но такая поддержка не должна приводить к вытеснению частной инициативы.

Для наращивания доверия государству важно обеспечить достоверность обязательств, прозрачность системы управления и поддержки населения, работающие механизмы обратной связи, а также, учитывая активные процессы цифровизации, защиту персональных данных, собираемых государством.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Верховская О.Р., Александрова Е.А. (2017). Предпринимательская активность в России: результаты проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» 2006–2016 // Российский журнал менеджмента. Т. 15. №1. С. 3–26.
  2. Доклад Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (май 2020 г.).
  3. Мау В.А., Идрисов Г.И., Кузьминов Я.И., Радыгин А.Д., Садовничий В.А., Синельников-Мурылев С.Г. (ред.) (2020). Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Мингазов Н.Р. ОЦЕНКА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА // Вестник науки №12 (57) том 3. С. 155 - 159. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6756 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6756



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.