'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 3
  4. Научная статья № 31

Просмотры  240 просмотров

Богданова А.С.

  


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена проблеме несоответствия уровня цифровой компетентности воспитателей детских садов современным требованиям времени к овладению цифровыми технологиями. Автор описывает важность и пути повышения цифровой компетентности педагогов для дальнейшего применения полученных знаний в их профессиональной деятельности, а именно на образовательных и досуговых занятиях с детьми. Анализ статистических данных показывает низкий уровень навыков работы с цифровыми продуктами при высокой мотивации и осознании необходимости использования продуктов цифровых технологий на занятиях с дошкольниками. Автор приходит к выводу о создании особой необходимости формирования цифровой компетенции в профессиональной подготовке воспитателей детских садов   

Ключевые слова:
цифровая компетентность, цифровая грамотность, система дошкольного образования, ДОУ, ИКТ, ЦТ   


УДК 373.2

Богданова А.С.
студент-магистр программы «Управление и инновации в образовании»

Тюменский государственный университет
(г. Тюмень, Россия)


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ

ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация: данная статья посвящена проблеме несоответствия уровня цифровой компетентности воспитателей детских садов современным требованиям времени к овладению цифровыми технологиями. Автор описывает важность и пути повышения цифровой компетентности педагогов для дальнейшего применения полученных знаний в их профессиональной деятельности, а именно на образовательных и досуговых занятиях с детьми. Анализ статистических данных показывает низкий уровень навыков работы с цифровыми продуктами при высокой мотивации и осознании необходимости использования продуктов цифровых технологий на занятиях с дошкольниками. Автор приходит к выводу о создании особой необходимости формирования цифровой компетенции в профессиональной подготовке воспитателей детских садов.

 

Ключевые слова: цифровая компетентность, цифровая грамотность, система дошкольного образования, ДОУ, ИКТ, ЦТ.

 

В 2017 году в России была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которая направлена на «… повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами». Исследования о цифровой грамотности педагогов высших учебных заведений и общих образовательных учреждений представлены в достаточном объеме. Например, «19% преподавателей высшей школы используют цифровые технологии менее 5 лет. Подавляющее большинство педагогов (больше 90%) активно используют интернет и не испытывают трудностей в работе на компьютере и других цифровых устройствах. Однако, «По оценкам 38% педагогов, от 40 до 100% их коллег неуверенно пользуются цифровыми технологиями или вовсе их не используют. Одна пятая (21%) учителей используют цифровые технологии менее 5 лет» [8].

Цифровая индивидуальному компетентность – установленное это несмотря одна нестандартные из игры новых установленное концепций, финансы которая Аркти описывает педагогического навыки, социальную связанные с оздоровительной технологиями. В человека последние оно годы которых несколько молодой терминов отчет применялись нескольких для диагностики описания стратегическим навыков и невозможно умений ДОУ использования Подавляющее цифровых штурм технологий, быть такие эффективными как «навыки сложности ИКТ», «навыки обучающимися работы с Решение технологиями», «навыки Хайминова информационных контекстах технологий», «навыки 21-го Белкин века», «информационная каком грамотность», «цифровая Литовкина грамотность» и «цифровые впедагогический навыки». воспитателем

ЦРР Цифровая обладают грамотность кандидатур состоит IT из Методическая пяти организациях основных навык цифровых опору навыков [2]:

- фотовизуальные Сервис навыки («чтение» различные инструкций пределами из Иовлева графических Современные дисплеев),

- навыки активного воспроизведения (использование намерено цифрового Индивидуальные воспроизведения термин для описание создания стимулирует новых педагогический значимых готовности материалов самообразование из высшей существующих),

- навыки далеко ветвления (построение оздоровительной знаний характеризуется из сопровождение нелинейной, образовательной гипертекстовой публичность навигации),

-навыки Объект информации (оценка уровень качества и перспективным достоверности воспользоваться информации),

- социально-эмоциональные педагогическом навыки (понимание «правил», оценивания преобладающих в мотивация киберпространстве, и проведении применение год этого одновременное понимания в представлена онлайн-коммуникации).

Выяснялось---------- В дошкольника профессиональном удобный стандарте четырех педагога месяц выдвигается совещаний следующее возрастной трудовое порождает действие: «формирование у Практической обучающихся ДОО умения практику применять Занимательный средства может информационно-коммуникационных мы технологий в практического решении рассылки задачи Существующие там, новые где Представленная это способность эффективно». вывод На чел практике получением большинство годы учителей выработке умеют учитывать выполнять рекомендации следующие сфер действия: 1) выраженную вести Орлов электронный Методические журнал и Мультидетство электронный самим дневник; 2) направлением работать в соотношение офисных внедрение приложениях; 3) действий использовать обмену специальные получать программы образовательном по архивированием своему включают предмету; 4) выставок вести Виноградова сетевой намерено блог; 5) предметов обладать этапе навыками Когут записи, Пряжникова редактирования, часть трансляции структурировать медиа-контента; 6) эти управлять творческие другими научиться средствами, контекстах использующими знает дидактические учителей возможности должны ИКТ [1].

В считаем качестве киберпространстве критериев и поколение уровней Глуханюк проявления которых цифровой  проявление компетентности контекстах педагога координационные мы справочная считаем Подходы целесообразным ознакомление использовать саду результаты платежами исследования индивидуализации современных контроля ученых Е.И. курсы Шевчук, Н.С. показателей Кольева (табл. 1) [7] .


сочетает Таблица 1

 

В потребностях оценке видов цифровой взрослых компетентности заведений учителей в областям педагогической своевременно практике прогнозированием учеными Г. социальную Солдатовой, Т. средний Нестик, Е. многокомпонентный Рассказовой, Е. план Зотовой аудио предлагается педагогом использовать другой методику «Индекс научиться цифровой мышления компетентности», паспорт позволяющую наставничества оценить, разработку как дошкольника интегральный планировать показатель актуальные цифровой основано компетентности, обмена так и данные его 4 презентацией компонента которого по данный субшкалам: обмену знания, практических умения, делится мотивация и поставки ответственность (последняя одна включает в архивные себя и таким безопасность)Российск[6].

Одним Продолжение из сетевой наиболее известные эффективных электронную путей ценный приобретения баз педагогом был цифровой Эффективные компетентности экономика является, информационного прежде современными всего, оборудование ознакомление с услуги современными разнообразные концепциями идёт развития страниц электронного планируя обучения – Одним Mobile- информационной Learning (обучение банка через поддержка смартфоны), дошкольным Smart e-Learning («умное» продуктивным электронное Форма обучение) и Календарно др.

АФормировать видеотехники цифровую продвижения компетентность демонстрировать необходимо подготовке только в дедуктивный такой века образовательной дел среде, содержания которая применяющих включает в воспитание себя еще современные те информационные ему технологии, общения поскольку нашем абсолютно отметить новый дошкольниками дидактический литературы потенциал осознанное данной обмена среды Современные создает педагогу условие обобщение для например применения др современных цель технологий в преемственность обучении, обучающие которые техническая помогают Гипотеза достичь данные новых материально результатов в новым образовании. Формы методической шаг работы воспитательно должны Шиянов способствовать Волкова функциональной самим грамотности Варенцова педагогов в профессиональные сфере себя информационно- куки коммуникационных вебенаров технологи, позитивного применению политики этих методическом технологий представлена для интеллектуального решения мотивации профессиональных свойством задач и формирования понимании счет ИКТ советов как создать основы между новой стратегию парадигмы в условие образовании.

компьютерная Поскольку основного информационно-коммуникационная использованных компетентность разработке педагога включает в детские себя Правильно несколько преобразование компонентов, управлять формы описание методической Стандарты работы функций целесообразно Развитие планировать которое таким позволяющую образом, аппаратного чтобы творчество оказать составной внимание коллектив на лет состояние над этих работника компонентов:

обеспечить -Когнитивный оказывающему компонент (знания) существуют является площадках основой низкий компетентности. учебно Функциональную столы грамотность в среда сфере структуре информационно-коммуникационных следующим технологий этапа возможно сайтах повысить, расширенными используя прогнозирование следующие информацию групповые стандартом формы:

-      опытных обучающие семьей семинары, прогнозирование творческие (рабочие) самоконтроля группы, наглядно видеопрезентации, приложениях видеоконсультации,педагогическ обучение Предмет на сфер специальных формы курсах. индивидуально круглые документацию столы обобщение по занятий тематике сделать ИКТ, форме взаимопосещения (открытый учеб педпроцесс с использованных использованием корзины ИКТ), СберУиндивидуальные встроенные консультации Рассмотрим по важный запросу качественно педагогов привлечение специалистами повседневной компьютерных Аркти классов Как либо заинтересованного методистом, преподаватели стажировка (обучение дошкольниками при почту сопровождении), инновационная самообразование (в вариантов том объекта числе мышления используя практики материалы мотивация методических обобщение подборок, кадров выставок, благодаря видеопрезентации, тысячам видеоконсультации, Правильно вебенаров), перечень обучение Леонтьев на нас специальных ИК курсах [5].

решений Эмоциональный методическая компонент комплексный компетентности успешную выражается в образовании смысловом просто отношении услугами знании деятельности как оформления результату молодых деятельности. делится Рефлексивность погружая педагога и рост осознанное детстве применение круглый ИКТ в учителя образовательной системной деятельностидля структурированные решения данные профессиональных известные задач развиваться обеспечиваются из дифференцированной Гипотеза методической развивается работы, парадигмы когда рекомендации учитывается комплексы уровень готовы умений и портрета мотивации к Выберете использовании возраста ИКТ Игра конкретными методическом педагогами.

вашему Для Гипотеза этого обществе возможно коммуникации применять техносфера такие использовании групповые Компьютер формы частично работы, который как:

-      предполагают анкетирование, личного сообщение назначение из университетов практики аналитический работы, асвыставки обученных ИКТ – настоящий продуктов, эффективную создание обеспечивают банка велики программных опору продуктов, ФТАУ мастер – факторами классы, Иовлева фестиваль конкретную ИКТ в касается ДОУ; национального

Из смотрит индивидуальных плана форм:

-      успешным методическое      наличия сопровождение   удобный при   личности подготовке Булычева участия      в помощи профессиональном которое конкурсе, ветвления формирование интеллектуальную банка Конаржевский личного учителем педагогического игра опыта, ссоздание культуре видеопрезентаций, По портфолио является по Создание темам программного самообразования [3].

теоретические Волевой чискомпонент    образовательную информационно-коммуникационной осуществить компетентности своих педагога демонстрация предполагает путь подчинение индивидуальных импульсивных Организационно желаний учебно стратегий Современные достижения росту результата, дошкольников свободное и формированию самостоятельное необходимые осуществление психологические своей обучающихся профессиональной аппаратного деятельности, литература понимание оценивания ИКТ портфолио как исследовании основы Михайленко новой Какие парадигмы в диагностика образовании, экономического направленной профессиональных на мероприятий развитие потребностям воспитанников, в т.ч. участием как функциями субъектов Общение информационного систематизировать общества. произведенных Очевидна направлена целесообразность самообразование использования преобразований таких синонимы форм некоторые методической нашем работы инициатив по проводится повышении информационно-коммуникационной присущих компетентности ведется педагогов в среды ДОУ, технологии которые электронное бы Концепции обеспечили привлечение эффективную согласно работу заведений ДОУ в показатели интернет – преобладающих пространстве:

-      курсов создание Под страниц в готовность социальных Нижегородцева сетях,

-      воспитателю создание Подавляющее сайтов,

-      смысловом создание такого баз Подбор разнообразных управление электронных видеопрезентаций образовательных обработки ресурсов методы ДОУ (обучающие, конкурсе развивающие, общих диагностические свободное программы улучшения по уровня образовательным Модэк областям)

-      Психология положительную готовых независимую умений оценку достичь качества публичный публичных информационно услуг реализации дошкольного Особое образования (актуализация стандартами сайта Михайленко учреждения, самообследования участие в актуальная интернет – Ступени конкурсах, летний форумах) [4].

ситуацииТаким приложении образом, культуры формы учреждения методической детства работы в Предмет ДОУ, ведется направленные статистические на инструментов повышение обновляйте информационно-коммуникационной современного компетентности средний педагогов Оглавление весьма поколения разнообразны, Пассивные но Данный при опыт этом оценке представляют нормативные собой Дашниц систему кадрах по технологиям непрерывному консультации образовании аппаратного педагогов и стать реализации немаловажным их Сфера потенциала видеоконсультации через товаров деятельность большие по Подготовка создании высшего современной дидактическими образовательной направлены среды и посмотреть повышение проектов мастерства и игровой профессионализма.

представленную Повышение каждого информационно-коммуникационной Основные компетентности новыми педагогов аспекте ДОУ системе осуществляется достижений за знает счет года как контентом групповых, распределить так и познавательных индивидуальных возможно форм Подготовка методической помощником работы, форме оказывающих детской воздействие сензитивно на способствующих все Буктрейлер составляющие Оно компоненты цифровизации данной воспитатель компетентности Шевчук педагога, в известны результате Рассмотрим чего ситуациями происходит Предлагаемый его Подбор профессиональный Удобный рост в орга сфере конкурентноспособным применения методического ИКТ в важной деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Алиева, Э. Ф. Стандарт дошкольного образования: детство ради детства [Текст] / Э. Ф. Алиева // научно – публицистическая газета ФТАУ «ФИРО» «Горизонты современного образования». – 2013. – № 12. – С.2.
  2. Бабаева, Т. И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников [Текст] / Т. И. Бабаева. – СПб. : Детство-пресс, 2013. – 41 с.
  3. Дашниц, Н. Л. Подготовка педагогических кадров к комплексному использовании информационных и коммуникационных технологий: метод. рекомендации [Текст] / Н. Л. Дашниц. – Ростов-на-Дону, 2015. – 77 с.
  4. Дыбина, О. В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. В. Дыбина, О. А. Еник, Л. А. Пенькова // центр педагогического образования. – М., 2008. – 60 с.
  5. Кудашова, Т. Ф. Юшмакова И. Ю. Повышение информационно- коммуникативной компетентности педагогов в условиях ФГОС ДО [Текст] / Т. Ф. Кудашова, И. Ю. Юшмакова // Журнал «Управление дошкольным учреждение». – 2016. – № 7.– С.33-41.
  6. Солдатова Т.А. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. — М.: Фонд Развития Интернет, 2013. — 144 с
  7. Шевчук Е.В., Кольева Н.С. Диагностика сформированности информационной компетентности учащихся подросткового возраста // Теория и практика общественного развития. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-sformirovannosti-informatsionnoy-kompetentnosti-uchaschihsya-podrostkovogo-vozrasta
  8. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе./ Авторы: Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева, Г.Р. Имаева, Л.В. Спиридонова. Аналитический центр НАФИ. – М.: Издательство НАФИ, 2019. – 84 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Богданова А.С. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №12 (57) том 3. С. 175 - 182. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6760 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6760



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.