'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 3
  4. Научная статья № 32

Просмотры  295 просмотров

Князева М.Ю.

  


ОСОБЕННОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА *

  


Аннотация:
в статье представлена информация об особенностях коррекционной работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, об особенностях психоречевого развития данной группы детей, даны рекомендации по построению работы   

Ключевые слова:
аутизм, дети с РАС, логопедическая работа   


УДК 376

Князева М.Ю.

учитель-логопед МОУ НШ № 2

(г. Волгоград, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ В РАБОТЕ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ

С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

 

Аннотация: в статье представлена информация об особенностях коррекционной работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, об особенностях психоречевого развития данной группы детей, даны рекомендации по построению работы.

 

Ключевые слова: аутизм, дети с РАС, логопедическая работа.

 

В современной системе образования важное место отводится инклюзивному образованию, а именно коррекционной работе с детьми с ОВЗ, в том числе и с РАС. Коррекционно-развивающая работа с аутичными детьми достаточно сложная, и эти сложности связаны со спецификой данного нарушения.

Некоторое время назад аутизм считался предшественником шизофрении. Лечением таких детей занимались психиатры, не принимая во внимание исследования дефектологов. Психиатры начала и середины XX в. пессимистически оценивали синдром РДА, говоря о том, что прогноз его всегда печален. В последние годы мнение специалистов стало меняться: оказалось, что синдром РДА не всегда приводит к непоправимым изменениям психики [Буянов 1986].

Постепенно начала преобладать точка зрения, что несмотря на специфику расстройств, детей с аутизмом можно рассматривать в рамках нормального течения психо-физического развития.

Аутизм – это особое расстройство психического развития, при котором нарушено формирование эмоционального контакта с окружающим миром [Жукова 2011]. Сопровождается ослаблением или потерей контакта с окружающим миром, качественным нарушением способности к общению, нарушением в сфере социального взаимодействия, ограниченностью интересов; наблюдаются повторяющееся и стереотипное поведение, качественное нарушение речи (страдают просодика, фонематика, лексика, грамматика, связная речь – осмысленное логическое высказывание, логика мышления).

Расстройства аутистического спектра проявляются в различных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития. У детей с РАС мы можем наблюдать целый спектр речевых расстройств: от мутизма до нормы [Рудик 2015].

О.С. Никольская и специалисты лаборатории под её руководством, разработали следующую классификацию таких детей.

1 группа. Дети с отрешенностью от внешней среды. Это дети с наиболее

тяжелыми нарушениями. В тяжелых случаях ребенок не может произносить ни слова, ни отдельные звуки (за исключением спонтанных вокализаций, аутостимуляций).

2 группа. Отвергающие внешнюю среду. Они более контактны, но при этом имеют более высокий порог страха перед изменениями во внешней среде, даже малейшие сдвиги могут вызвать агрессию, истерику, уход в аутостимуляцию. Речь таких детей односложная, в диалог не вступают.

3 группа. Дети эмоционально обеднены, склонны к вспышкам агрессии. Речь у детей 3 группы, более развернутая, эти дети более адаптированы к внешней среде. Способны обучаться в общеобразовательной школе.

4 группа. У детей менее выражены аутистические признаки. Усваивают поведенческие штампы. Но эти дети остро реагируют на резкие замечания, сверхосторожны, пассивны в социальном взаимодействии. У таких детей нередко обнаруживается одаренность в какой-то определенной области.

 

У большинства детей с РАС присутствует эхолалия, которая бывает как естественная, так и патологическая. Естественная эхолалия встречается в возрасте примерно до3- 4 лет. Это связано с тем, что ребенок обучается коммуникативным навыкам путем повторения за взрослым. Патологической эхолалией можно назвать состояние, при котором наблюдаются еще и интеллектуальные нарушения. Если эхолалия проявляется во взрослом возрасте – это всегда патология. Эхолалия может быть как немедленная, возникающая «здесь и сейчас», так и отсроченная – проявляется через какой-то временной промежуток (1 час, 2 часа, день).

Также у многих детей с РАС наблюдаются вокализации. Вокализации можно рассматривать как определённый вид аутостимуляции.

При изучении заключения ПМПК можно встретить такую формулировку – системное недоразвитее речи. СНР ставится в случае нарушения интеллекта, сенсорных дефектах, органическом поражении ЦНС. Уровни речевого развития при СНР определяются по тем же параметрам, что и ОНР.

Логопедическая работа с такими детьми ведется так же, как при ОНР, с поправкой на первичный диагноз. При разработке программы необходимо учитывать особенности развития ребенка при аутизме.

В нашем МОУ мною была разработана «Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы учителя-логопеда по развитию речи для учащихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2)». Данная программа разработана в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ. Программа направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы УУД, выступающей как основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Программа по коррекции речевых нарушений у учащихся с РАС рассчитана на 5 лет обучения.

Целью логопедической работы является освоение учащимися коммуникативной функции языка на основе ценностных ориентиров содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС, развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов, создание условий для успешного освоения основной общеобразовательной программы путём развития речевых навыков у детей с аутизмом. Следует учитывать, что коррекция звукопроизношения не является основной задачей!

Основные задачи логопедической работы при аутизме:

 дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом; · установление эмоционального контакта с ребенком;

 активизация речевой деятельности;

 формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре; развитие речи в обучающей ситуации и развитие речи в целом.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с аутизмом осуществляется

междисциплинарной командой специалистов (учитель, педагог-психолог, учитель- дефектолог, учитель-логопед, тьютор). Коррекционному специалисту важно взаимодействие с учителем класса, учитывать его мнение, пожелания в построении индивидуальной работы с учениками.

Работа логопеда строится с опорой на диагностическое обследование, котороепроводится в начале учебного года среди всех учеников начальных классов:

– наблюдения;

– беседа;

– внесение результатов в индивидуальные речевые карты.

Обследование речи детей проводится по методике Т.А. Фотековой.

Занятия с учащимися с аутизмом проводятся в индивидуальной форме.

Занятия с каждым обучающимся проводятся два раза в неделю. Если в связи с учебной нагрузкой эмоциональное состояние учащегося ухудшается, количество занятий может быть сокращено до одного раза в неделю. Время индивидуальных занятий варьируется от 20 минут до 30 минут (в зависимости от индивидуальных потребностей и возможностей каждого конкретного ученика).

Организация рабочего места – в поле видимости должно быть как можно

меньше предметов. Все материалы располагаются рядом, на отдельном столе/стуле, вверх «рубашкой».

Расположение учителя относительно ученика – напротив, рядом, слегка за спиной (в зависимости от того, требуется ли ученику физическая помощь, и от его эмоционального настроя).

Важно помнить: дети с аутизмом тяжело воспринимают вербальную

инструкцию (так как мыслят образами), особенно длинную, многоступенчатую. Это может вызвать у них агрессию, аффективное поведение.

Необходимо:

– предъявлять четкие, конкретные инструкции, делить длинную инструкцию на несколько частей;

– использовать наглядный материал

– использовать подсказки (физическую, указательный жест, моделирование правильного ответа («сделай как я»), речевую, визуальную).

Важно соблюдать ритуалы урока:

начало урока -артикуляционная гимнастика;

конец урока – поощрение (словесное или визуальное и т.п.), прощание.

Важно помнить, что дети с РАС не могут воспринимать временные рамки.

Необходимо визуализировать время: сначала рисуем, потом играем, потом обед, потом уход домой. Это может быть карточка с картинками (визуальное расписание), карточка с написанным расписанием.

Кроме того, необходима система поощрений внутри урока (жетоны, звезды, возможность поиграть с любимой игрушкой, съесть конфету и т.п.).

Конечно, работой на логопедических занятиях сопровождение детей с РАС учителем-логопедом не ограничивается. Также необходимо проводить наблюдение за детьми на уроках, во время внеурочной деятельности (перемены, различные мероприятия). Важно услышать, как ребенок использует навыки коммуникативной речи в быту, в самостоятельных реакциях (выражает просьбу, вступает в диалог и т.д.); увидеть, как пользуется навыками письменной речи при самостоятельной работе.

 Конечная задача любого специалиста – это помочь ученику с РАС в усвоении УУН (универсальные учебные навыки), помочь стать успешным в учебе, уметь применять полученные навыки во внешней среде.

Если мы будем отталкиваться от того, что не ребенок с аутизмом адаптируется к окружающей среде, а окружающая среда адаптируется под ребенка, то и работать с обучающимися с РАС нам будет легче и понятнее.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: кн. для учителя. М.: Просвещение,1986. 208 с.
  2. Гилберт К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: книга для
  3. педагогов-дефектологов / пер. с англ. О.В. Деряевой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. М.: ВЛАДОС, 2005. 144 с.
  4. Жукова Н.С. Логопедия. Основы терапии и практики / Н.С. Жукова,
  5. Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. М.: Эксмо, 2011. 288 с.
  6. Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком: метод. пособие. М.: ВЛАДОС, 2015. 189 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Князева М.Ю. ОСОБЕННОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА // Вестник науки №12 (57) том 3. С. 183 - 189. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6761 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6761



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.