'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 3
  4. Научная статья № 38

Просмотры  342 просмотров

Нимаева Х.Д.

  


НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ *

  


Аннотация:
в статье подробно рассмотрены нейроигры и упражнения, которые использует в работе учитель-логопед с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями   

Ключевые слова:
нейрокоррекция, нейроигры, упражнения, речевые нарушения   


УДК 37 

Нимаева Х.Д.

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №52 «Ая-Ганга»

общеразвивающего вида г. Улан-Удэ»

(г. Улан-Удэ, Россия)

 

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ

РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

 

Аннотация: в статье подробно рассмотрены нейроигры и упражнения, которые использует в работе учитель-логопед с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

 

Ключевые слова: нейрокоррекция, нейроигры, упражнения, речевые нарушения.

 

В настоящее время в коррекционной педагогике достаточно актуален нейропсихологический подход, базирующийся на современных представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций. В основе метода лежит системный подход к коррекции развития ребёнка, в том числе, к коррекции речевых нарушений.

Речь является высшей психической функцией, поэтому при различных мозговых дисфункциях речь страдает в первую очередь. У детей поздно появляются первые слова, простые фразы. Нарушены все основные компоненты единой речевой многофункциональной системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. К моменту поступления в школу дети с тяжёлыми нарушениями речи, как правило, недостаточно овладевают устной речью, поэтому письменная речь (письмо, чтение) формируются изначально на дефицитарной основе. В связи с этим, у первоклассников возникают выраженные трудности при обучении письму, чтению, счёту.

Нейропсихология – отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

 Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями.

 Цель нейропсихологических игр: активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать высшие психические функции, контроль и регуляцию поведения, межполушарное взаимодействие.

 Нейрокоррекционные игры и упражнения можно использовать с самого раннего детства, как в индивидуальной, так и в групповой работе и не только с детьми, но и со взрослыми. Нейрокоррекция может проводиться в форме игровых занятий, комплекса двигательных упражнений (сенсомоторная коррекция), дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции. Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.

Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:

- игровая форма обучения;

-эмоциональная привлекательность;

-многофункциональность;

-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;

-формирование стойкой      мотивации и       произвольных     познавательных интересов;

-формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем – логопедом.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения детей с нарушениями в развитии.

Нейроигры и упражнения можно применять от момента выполнения подготовительных артикуляторных упражнений до автоматизации поставленного звука на материале чистоговорок и стихотворений.

Нейростимуляция с помощью «биоэнергопластики»

 Биоэнергопластика предполагает совместное, синхронное, одновременное движение рук и органов артикуляционного аппарата. Проведенные исследования ряда авторов подтвердили, что биоэнергопластика является эффективным средством нейростимуляции: синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка, помогает повысить мотивацию к занятиям,помогает длительно удерживать интерес ребенка.

Артикуляционная гимнастика с «биоэнергопластикой»

Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Автоматизация звуков с «биоэнергопластикой»

С целью усиления кинестезии используется, оптимизирующие логопедическую работу, приемы, включающие пальцевые движения на тренажере – массажном коврике.

Уточнив артикуляцию гласных, научив детей активно работать губами при произнесении гласных звуков, а также после овладения ребенком поочередными прижимами каждым пальцем к игольчатой поверхности тренажера с колючей поверхностью можно переходить к упражнениям с биоэнергопластикой.

 Вводятся зрительные опоры – символы для гласных звуков (Ткаченко Т.А.), которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать. Это обеспечивает четкость артикуляции.

Каждому пальцу и ладони присваивают гласный звук. Этот тренажер поможет ребенку быстрее закрепить соотнесение пальцев и букв.

 

А       Большой палец

О       Указательный палец

У       Средний палец

И       Безымянный палец

Ы      Мизинец

Э       Вся ладонь

 

Нейроигра «Передай другому». Ребенок выполняет руками перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая).

На этапе автоматизации и дифференциации звуков можно применять разнообразные виды нейроупражнений.

Например, в процессе выполнения нейроупражнения «Колечко» автоматизируем звуки в слогах.

Инструкция: соединяй большие пальчики с остальными и произноси слог ЛА (или цепочку слогов ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ).

Нейроупражнение «Кулак-ребро-ладонь». Применяю данное упражнение для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков. Инструкция: 1 вариант: если услышишь звук «Ш» — ставь кулак, звук «Ж» — ставь ладонь. 2 вариант: звук С – кулак, звук З - ребро, звук Ц — ладонь.

Нейроупражнение «Ухо-нос». Описание нейроупражнения: левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот. Упражнение применяется при автоматизации звуков в чистоговорках и скороговорках.

Нейроупражнение «Локоть-колено». Описание нейроупражнения: Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Данное нейроупражнение используется при автоматизации и дифференциации звуков, также при обогащении словаря по лексическим темам.

Нейроупражнения с мячами (обычными, прыгунами, су-джоку). Описание нейроупражнения: 1 вариант: на звук «Ш» отбивай мяч правой рукой, на звук «Ж» левой. Или катаем мячик между ладоней, если звук «Ш» то сверху правая рука, если «Ж» – то левая. 2 вариант: при автоматизации звуков ребенок перебрасывает мяч из рук в руки, проговаривая скороговорки.

Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга.

Нейроупражнение «Путаница». Нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот. Затем поглаживайте по голове от макушки к лицу, а живот поглаживайте круговыми движениями сопровождая проговариванием речевого материала.

Нейроупражнение «Зеркальное рисование». Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листе бумаги, или возле бассейна с песком, взяв в обе руки по карандашу, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

 Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование нейроупражнения в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья, повышает интерес к занятиям и положительный эмоциональный настрой, активизирует познавательную и мыслительную деятельность, способствует профилактике и коррекции нарушений письма и чтения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Архипова Е.Ф., Южанина И.В. Автоматизация звуков с приёмами нейростимуляции. Автоматизация звука «Р». – М.: В. Секачев, 2018. – 89 с.
  2. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 64с. + вкл.8с.
  3. Буйко В. И. Чудо-обучайка. Серия «Учимся играя». - Екатеринбург: - ООО «Издательский дом ЛИТУР", 2009. - 31 с.
  4. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
  5. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
  6. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2017. — 264 с.
  7. Голдберг Э. Управляющий мозг. Москва, 2003.
  8. Деннисон П., Деннисон Г. Образовательная кинестетика для детей. Москва, 1998.
  9. Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.
  10. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис-пресс, 2015.
  11. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
  12. Пьянова Л.А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого развития и оздоровления детей дошкольного возраста // Сборник «Образование и психологическое здоровье» в сетевом издании «Региональный социопсихологический центр». – М., 2018. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Нимаева Х.Д. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ // Вестник науки №12 (57) том 3. С. 212 - 218. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6767 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6767



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.