'
Панина К.И.
ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ *
Аннотация:
в статье автором рассматриваются современные тенденции и проблемы применения дистанционных технологий в общеобразовательных организациях. Актуальность данной темы обуславливается определением цифровизации образовательной среда в качестве приоритетной цели и одной из основных стратегических задач государственной политики Российской Федерации. В настоящей работе проводится анализ научной литературы, в которой рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются общеобразовательные организации в процессе внедрения дистанционных технологий. Изучен опыт отдельных общеобразовательных организаций по созданию информационной образовательной среды. Особое внимание автором статьи уделяется практике и основным результатам применения дистанционных технологий в образовательной деятельности школ. По результатам исследования автором резюмируются основные проблемы организации образовательного процесса с применением дистанционных технологий в российских общеобразовательных организациях
Ключевые слова:
образование, дистанционные технологии, общеобразовательные организации, цифровизация, информационные технологии
УДК 37.02
Панина К.И.
магистрант
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)
(г. Белгород, Россия)
ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПРАКТИКЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
Аннотация: в статье автором рассматриваются современные тенденции и проблемы применения дистанционных технологий в общеобразовательных организациях. Актуальность данной темы обуславливается определением цифровизации образовательной среда в качестве приоритетной цели и одной из основных стратегических задач государственной политики Российской Федерации. В настоящей работе проводится анализ научной литературы, в которой рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются общеобразовательные организации в процессе внедрения дистанционных технологий. Изучен опыт отдельных общеобразовательных организаций по созданию информационной образовательной среды. Особое внимание автором статьи уделяется практике и основным результатам применения дистанционных технологий в образовательной деятельности школ. По результатам исследования автором резюмируются основные проблемы организации образовательного процесса с применением дистанционных технологий в российских общеобразовательных организациях.
Ключевые слова: образование, дистанционные технологии, общеобразовательные организации, цифровизация, информационные технологии.
Последние годы, сопровождающиеся мировым кризисом и пандемией новой коронавирусной инфекцией, обусловили крупнейший сбой функционирования мировой системы образования. Только в 2020 году более полутора миллиарда обучающихся во всем мире были вынуждены перейти на дистанционный формат обучения [8].
Наша страна не стала исключением, система общего образования в России не была подготовлена к такому стечению обстоятельств. В теоретическом и практическом осмыслении не было сформировано единого подхода, понимания, каким образом должна функционировать система общего образования с применением дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ). Однако ситуация сложилась таким образом, что государство было вынуждено принимать экстренные решения, направленные на срочную цифровизацию системы образования, чтобы не останавливать процесс обучения в условиях пандемии. Так, цифровизация образовательных систем Указом Президента России была определена в качестве приоритетной задачи национальной политики [5].
Проблема внедрения ДОТ в общеобразовательных организациях занимает центральное место в научных исследованиях многих отечественных авторов. Например, Е.А. Сазанова и Ю.А. Шайдо в своей работе отмечают необходимость создания возможности дистанционного обучения, однако связывают его с рядом проблем, которые обуславливаются, в том числе отсутствием необходимого оснащения в общеобразовательных организациях для его реализации [3]. Процесс дистанционного обучения подразумевает под собой необходимость наличия определенных технических средств, в том числе компьютера, средств аудио и видео связи. На начальном этапе ускоренного внедрения ДОТ большинство образовательных организаций столкнулись с проблемой несоответствия материального оснащения для реализации образовательного процесса в дистанционной форме, равно как и обучающиеся. Несмотря на то, что информационные технологии активно развиваются в современном мире, на сегодняшний день не каждая семья обладает необходимыми техническими средствами и соответствующей возможностью ее приобретения. Государство активно нацелено на развитие информационных технологий в системе общего образования путем выделения дополнительных средств из федерального бюджета, в частности, в рамках национальных проектов «Образование» и «Цифровая экономика» [4].
Л.К. Фортова и Ю.В. Ваганова в качестве основной проблемы внедрения ДОТ определяют проблемы адаптации педагогических работников к новым условиям преподавания и контроля знаний обучающихся [6]. В.А. Яковлев описывает проблемы, связанные с несовершенством информационных образовательных систем дистанционного обучения в ходе их практического использования. Автор отмечает, что зачастую возможности информационной образовательной среды препятствуют осуществлению эффективного образовательного процесса в дистанционной форме [7].
Вышеуказанные проблемы внедрения ДОТ находят свое подтверждение в отчетной документации о результатах организации образовательного процесса с применением дистанционных технологий в некоторых общеобразовательных организациях. Так, например, в отчете МБОУ «Лицей № 51» г. Ростова-на-Дону в качестве основных трудностей при внедрении ДОТ в образовательный процесс определяются следующие тенденции [2]:
Во-первых, отсутствие у обучающихся необходимых технических средств для обучения в дистанционной форме. В результате, реализуя конституционное право обучающихся на образование, образовательная организация вынуждена направлять таким обучающимся все учебные материалы в распечатанном виде. Во-вторых, отсутствие определенного уровня ответственности обучающихся и их родителей при организации обучения в дистанционной форме. В настоящем отчете указывается на большое количество пропусков занятий, особенно в первой половине дня, причиной которых является невозможность вовремя разбудить обучающихся. Решением данной проблемы нам представляется в проведении организационных и разъяснительных бесед с обучающимися и их родителями о целях и задачах организации образовательного процесса с применением ДОТ.
Вместе с тем в МБОУ гимназия № 7 г. Балтийска имени К.В. Покровского Калининградской области единственным затруднением, с которыми столкнулась образовательная организация при внедрении ДОТ, является отсутствие соответствующей подготовки у педагогических работников. При этом, согласно аналитическому отчету МБОУ гимназия № 7, данная проблема была в короткие сроки решена путем прохождения педагогическими работниками необходимых курсов с целью приобретения навыков работы с информационными технологиями. В целом, как отмечается в отчете, внедрение ДОТ открывает новые возможности при организации образовательного процесса, в том числе обеспечивает оперативность учебной деятельности; стимулирует повышение инновационных компетенций у педагогических работников и обучающихся; обеспечивает реализацию образовательного процесса на современном уровне при помощи актуальных ресурсов; исчезает необходимость прерывания образовательного процесса в случае неблагоприятной эпидемиологической обстановки и иных внешних факторов, влияющих на деятельность общеобразовательных организаций [1].
Таким образом, на основании вышеизложенного следует сделать вывод, что внедрение ДОТ в деятельность общеобразовательных организаций является необходимой тенденцией, которая открывает новые возможности в реализации образовательного процесса и в целом выводит российскую систему общего образования на современный уровень. Безусловно, в условиях ускоренного перехода на дистанционную форму обучения в 2020 году образовательные организации столкнулись с рядом проблем при внедрении ДОТ. При этом активная поддержка данного направления со стороны государства помогает нивелировать затруднения, связанные с материально-технические обеспечением. Вместе с тем необходимо помнить, что каждое изменение, которое вносится в образовательные процесс, так или иначе затрагивает всех его участников. Особо уязвимой категорией являются обучающиеся, поэтому при внедрении ДОТ, как и любого другого нововведения, необходима детальная разработка механизмов, планов и инструментария. Зона ответственности за ее реализацию распространяется как на саму общеобразовательную организацию, так и на все уровни государственного управления в сфере общего образования. Поспешные и неправильные решения в данном случае могут привести к непоправимым последствиям, так как поколение обучающихся является будущим нашей страны, от которого в дальнейшем будет зависеть социально-экономическая стабильность и мировое положение России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 3
Ссылка для цитирования:
Панина К.И. ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ // Вестник науки №12 (57) том 3. С. 219 - 224. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6768 (дата обращения: 29.03.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*