'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 3
  4. Научная статья № 41

Просмотры  39 просмотров

Федорова Ю.В.

  


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГБОУ СО «АЛАПАЕВСКАЯ ШКОЛА» НА ОСНОВАНИИ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫХ ДОКУМЕНТОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются основные направления развития образования на основании национального проекта «Образование», региональных проектов. Особое внимание уделяется развитию образования детей с ограниченными возможностями здоровья (с интеллектуальными нарушениями) в конкретной образовательной организации   

Ключевые слова:
школа, образование, программно-целевая документация   


УДК 37

Федорова Ю.В.

мЗУПО – 204

ГБОУ СО «Алапаевская школа»

(г. Алапаевск, Россия)

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

ГБОУ СО «АЛАПАЕВСКАЯ ШКОЛА»

НА ОСНОВАНИИ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫХ

ДОКУМЕНТОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются основные направления развития образования на основании национального проекта «Образование», региональных проектов. Особое внимание уделяется развитию образования детей с ограниченными возможностями здоровья (с интеллектуальными нарушениями) в конкретной образовательной организации.

 

Ключевые слова: школа, образование, программно-целевая документация.

 

Социально-экономические перемены общественной жизни нашей страны вносят определенные изменения в российскую систему школьного образования. По своему предназначению она становится сегодня многофункциональной. За последние несколько лет появились значимые нормативные документы, которые определяют новые приоритеты развития образования.

На основании ключевых приоритетов государственной политики в сфере общего образования и принятых в Российской Федерации программно-целевых документов обозначены основные цели, задачи и направления развития образовательной организации.

Ключевые приоритеты государственной политики в сфере общего образования до 2030 года определены в следующих стратегических документах:

  1. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
  2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 в части решения- задач и достижения стратегических целей по направлению «Образование».
  3. Национальный проект «Образование», утвержден президиумом Совета при- президенте РФ (протокол от 03.09.2018 №10).

Одним из стратегических приоритетов в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" до 2030 года является реализация государственной политики в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и формируется по двум основным направлениям

- развитие системы инклюзивного образования и одновременно поддержка и развитие существующей сети отдельных общеобразовательных организаций. Продолжает выстраиваться преемственная вертикаль и межведомственное взаимодействие в части обеспечения указанным лицам прав на образование

- от оказания ранней помощи, создания условий для получения качественного доступного общего образования, психолого-педагогического сопровождения до профессиональной ориентации, профессионального образования и трудоустройства [6].

Ключевыми вопросами в сфере общего образования являются преодоление школьной неуспешности детей, подъем престижа учительской профессии, укоренение социальных практик в школьной жизни.

На решение задач, предусмотренных в рамках стратегических национальных приоритетов, направлены цели Программы до 2030 года:

вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, до 63,3 процента;

формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;

развитие системы кадрового обеспечения сферы образования, позволяющей каждому педагогу повышать уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности [6].

Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере образования и сфере государственного управления Российской Федерации, которые обозначены в Программе говорят о необходимости обеспечения повышения уровня компетентности управленческих команд профессиональных образовательных организаций и квалификации преподавателей (мастеров производственного обучения) в соответствии с мировыми стандартами в реальных производственных условиях, их сертификация.

Ежегодное проведение национальных чемпионатов по профессиональному мастерству по международным стандартам, а также конкурсов по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" будет способствовать эффективной профессиональной ориентации и мотивации.

Для достижения целей Программы решаются следующие задачи:

обеспечение общедоступного и качественного образования;

поэтапное обновление федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и внедрение обновленных на его основе примерных основных образовательных программ, реализация концепций преподавания учебных предметов и (или) предметных областей (русский язык и литература, математика, физика, астрономия, химия, биология, география, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности, технология, физическая культура, искусство);

обеспечение возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка, в том числе за счет внедрения в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального, основного и среднего общего образования, современной и безопасной цифровой образовательной среды, способствующей также совершенствованию традиционных форм обучения, разработки и верификации цифрового образовательного контента, содержащего интерактивные и адаптивные цифровые инструменты, оснащения образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением, создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленности в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах;

совершенствование системы итоговой аттестации (измерительных материалов, технологий и инструментов). Внедрение при проведении единого государственного экзамена технологии поведенческого анализа с использованием нейросетей позволит выявлять нарушителей.

реализация комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности в образовательных организациях;

укрепление здоровья школьников и поддержка семей с детьми, включающие продолжение работы по организации качественного бесплатного горячего питания для всех учеников 1 - 4 классов, медицинского обслуживания, подвоза детей до общеобразовательных организаций и к месту проживания;

создание механизмов поддержки компетентного и ответственного родительства - получение каждым родителем полной информации о ребенке в системе образования, воспитания и развития, психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь родителям в развитии ребенка, правовое сопровождение родителей, в том числе с использованием онлайн-сервисов;

совершенствование условий получения общего образования, дополнительного образования, профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, предусматривающее соблюдение баланса между развитием инклюзивного образования и сохранением сети отдельных общеобразовательных организаций для предоставления родителям (законным представителям) права выбора, консолидации материально-технического оснащения и кадрового потенциала в субъектах Российской Федерации, совершенствование нормативно-правовой базы и учебно-методического обеспечения и модернизацию дефектологического образования, деятельности центров психолого-педагогической и социальной помощи;

внедрение принципов цифровизации в деятельность системы образования. Элементы безопасной цифровой образовательной среды с верифицированным контентом дополнят традиционную систему образования, обеспечат равные условия для получения качественного образования на всей территории Российской Федерации.

Повышение качества общего образования неразрывно связано с квалификацией и эффективностью работы учителя, его активной вовлеченностью в профессиональную деятельность, ростом престижа учительской профессии.

Планируется создание системы непрерывного профессионального роста, задающей карьерную вертикаль от молодого педагога до педагога-методиста и педагога-наставника (путем введения соответствующих квалификационных категорий). Для создания прозрачной системы оплаты труда педагогов будут изменены подходы и требования к оплате труда педагогических работников, установлены перечни стимулирующих и компенсационных выплат.

Повысится эффективность и производительность труда учителя за счет внедрения цифровых помощников (инструментов автоматического планирования, генерации отчетов, проверки домашних заданий, сервисов общения с родителями) на базе цифровой платформы "Моя школа", являющейся ключевым элементом формируемой цифровой образовательной среды.

Важнейшим приоритетом в образовании является современная подготовка будущих учителей.

  1. Реализация Федерального проекта "Современная школа" национального проекта «Образование» направлена на внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс. Помимо прочего, школы будут привлекать специалистов без педобразования.

Основные мероприятия в рамках проекта, которые будут актуальны также для образования детей с ОВЗ:

 обновление методик, стандарта и технологий обучения;

создание условий для освоения обучающимися отдельных предметов и образовательных модулей, основанных на принципах выбора ребенка, а также применения механизмов сетевой формы реализации;

осуществление подготовки педагогических кадров по обновленным программам повышения квалификации [6].

3.Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Результаты реализации проекта окажут существенное влияние на оптимизацию деятельности образовательных организаций, а также обеспечит создание условий для глобальной конкурентоспособности российского образования, обеспечения высокого качества обучения, направленных на улучшение качества жизни в каждом регионе [3].

4.Реализация Федерального проекта «Успех каждого ребенка» направлена на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. Среди основных мероприятий в рамках реализации проекта есть актуальные для образования детей с ОВЗ:

- Реализация образовательных программ основного общего и среднего общего образования в сетевой форме с участием организаций дополнительного образования детей, среднего профессионального и высшего образования, предприятий реального сектора экономики, учреждений культуры, спорта, негосударственных образовательных организаций

- Работа детских общественных объединений

- Обеспечение доступности дополнительного образования обучающимся с инвалидностью и ОВЗ до уровня 70 % от общего числа детей указанной категории, в том числе с использованием дистанционных технологий [4].

Основным документом в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья является федеральный государственный стандарт (Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"). Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Он касается обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Стандарт является основой объективной оценки качества образования обучающихся с ОВЗ и соответствия образовательной деятельности организации установленным требованиям.

Нацелен на обеспечение разработки критериальной оценки результатов освоения АООП, деятельности педагогических работников, организаций, функционирования системы образования в целом. Направлен на решение задач образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое); охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия; создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования; формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и специфических образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [5].

Еще один документ, который также определяет приоритеты развития образования детей с ОВЗ – это региональный проект «Доброшкола», целью которого является создание современных условий для обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через обновление инфраструктуры отдельных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, которое влечет за собой изменение содержания и повышение качества образовательного процесса. Обновление инфраструктуры позволит организовать в школах качественное доступное образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью [8].

Таким образом, все перечисленные выше ключевые приоритеты государственной политики в сфере общего образования, а также содержание нормативных документов, образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья нацелены на:

- внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области "Технология";

- создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды;

- внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников,

- создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства)

- обновление инфраструктуры образовательный организаций.

В рамках специального образования необходимо обеспечить объективную оценку качества образования обучающихся с ОВЗ, разработать критерии оценки результатов освоения АООП, деятельности педагогических работников, организаций, функционирования системы образования в целом, формировать образовательную среду с учетом общих и специфических образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Обеспечение доступности дополнительного образования обучающимся с инвалидностью и ОВЗ до уровня 70 % от общего числа детей указанной категории, в том числе с использованием дистанционных технологий также является приоритетным направлением развития образования.

Учитывая содержание программно-целевых документов в сфере образования Российской Федерации, определены основные направления развития ГБОУ СО «Алапаевская школа»:

  1. Совершенствование профессионализма педагогических работников образовательного учреждения (повышение информационной грамотности педагогов)

- Реализация плана повышения квалификации педагогических и руководящих работников.

- Осуществление мониторинга за повышением квалификации и ростом профессионализма педагогов образовательного учреждения.

- Использование информационных технологий в организации образовательного процесса.

- Обобщение и представление опыта работы педагогов педагогическому сообществу города и области, участие в кнкурсах профессионального мастерства.

- Разработка и внедрение критериев эффективности деятельности педагогов.

  1. Совершенствование системы трудового обучения

- Обновление содержания образовательных программ предметной области «Технология» для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

- Совершенствование профориентационной работы с учащимися

- обучение лиц с ОВЗ и инвалидностью, помещенных в психоневррлогические интернаты и не получивших основное общее образование.

- Развитие взаимодействия с Алапаевским многопрофильным техникум с целью согласования профилей, обеспечения преемственности.

  1. Обеспечение взаимодействия с родителями обучающихся в ходе образовательного процесса

Родительское просвещение.

Индивидуальные консультации.

Информирование родителей в отношении выбора профессии учащихся, организации профессионального обучения.

Вовлечение родителей в совместную внеурочную деятельность.

  1. Формирование здоровьесберегающей среды

Осуществление мониторинга физического развития детей.

Содействие в организации диспансеризации обучающихся.

Участие обучающихся школы в программе «Специальная Олимпиада Свердловской области».

Профилактическая работа по предупреждению вредных привычек (в соответствии с планом работы).

Физкультурно-оздоровительная работа (в соответствии с планом работы).

Развитие социального партнерства с Клиникой дружественной к молодежи города.

 

  1. Развитие систем дополнительного образования и социального партнерства, направленных на развитие творческого потенциала обучающихся

Развитие социального партнерства образовательного учреждения с Домом Детского Творчества, Городской детской библиотекой, музеем им. П.И Чайковского, музеем изобразительного искусства.

Развитие детского соуправления.

Расширение спектра дополнительных образовательных услуг внутри образовательного учреждения с учетом интересов обучающихся и возможностей педагогического коллектива.

Охват обучающихся в системе дополнительного образования – 75%.

  1. Улучшение материально-технической базы

Текущий ремонт зданий ГБОУ СО «Алапаевская школа».

Обновление и приобретение компьютерного оборудования.

Приобретение школьной мебели и современного оборудования для уроков трудового обучения (ремонт кабинетов).

Создание условий для организации безопасного образовательного процесса.

Приобретение лицензионного программного обеспечения.

Выполнение мероприятий, обеспечивающих архитектурную доступность зданий и сооружений, доступность предоставляемых образовательных услуг.

Обеспечение методической поддержки педагогических работников в области информационно-коммуникационных технологий.

Создание и комплектование ресурсного класса для детей с расстройством аутистического спектра.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Национальный проект «Образование», утвержден президиумом Совета при- президенте РФ (протокол от 03.09.2018 №10)
  2. Федеральный проект «Современная школа»
  3. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда»
  4. Федеральный проект «Успех каждого ребенка»
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
  6. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
  7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 в части решения- задач и достижения стратегических целей по направлению «Образование».
  8. Региональный проект «Доброшкола»
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Федорова Ю.В. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГБОУ СО «АЛАПАЕВСКАЯ ШКОЛА» НА ОСНОВАНИИ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫХ ДОКУМЕНТОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №12 (57) том 3. С. 232 - 244. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6770 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6770



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.