'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 3
  4. Научная статья № 42

Просмотры  61 просмотров

Аксенова М.Д., Чикулаева М.Д., Кузнецов А.А.

  


ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ПАРАДИГМА В ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: ГЕНЕЗИС И ТРАНСФОРМАЦИЯ *

  


Аннотация:
в данной научной работе будет рассмотрена синергетическая концепция понимания государства. Будут проведены параллели между властью, синергетикой, кризисами и историей   

Ключевые слова:
государственная система, синергетическая концепция, власть, кризис   


УДК 34

Аксенова М.Д.

Южно-Уральский государственный университет

(г. Челябинск, Россия)

 

Чикулаева М.Д.

Южно-Уральский государственный университет

(г. Челябинск, Россия)

 

Кузнецов А.А.

Южно-Уральский государственный университет

(г. Челябинск, Россия)

 

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

ПАРАДИГМА В ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА:

ГЕНЕЗИС И ТРАНСФОРМАЦИЯ

 

Аннотация: в данной научной работе будет рассмотрена синергетическая концепция понимания государства. Будут проведены параллели между властью, синергетикой, кризисами и историей.

 

Ключевые слова: государственная система, синергетическая концепция, власть, кризис.

 

Анализируемая проблема подразумевается актуальной, так как «государствопонимание» как определенная правовая категория и практика образования конструктивной политической власти, а также обеспечения прав и свобод человека и гражданина является одним из важнейших достижений современной цивилизации.

Основные положения понимания государства в рамках синергетической парадигмы можно представить в виде следующих тезисов (к каждому тезису представлен пример):

  1. Государство следует рассматривать как особую систему организации по осуществлению общественной власти, которая соотносится с универсальными процессами окружающего мира и способную к дальнейшему развитию и длящейся оптимизации функционирования.
  2. Форма государства представляет собой динамическое явление, подверженное необратимым процессам, таким как эволюция и деградация, а также весьма чувствительная к различным новшествам, приводящим к полному изменению и, следовательно, обновлению системы. Результатом является большая устойчивость в развивающейся социальной среде. Такие структуры, включая прошлые элементы и будущие ростки организационного развития, можно определить как статические образы государственных систем в течение определенного периода времени. Новый уровень иерархии ускоряет развитие целого и его составных частей. Так, в начале XX-го века в России форма государства очень быстро сменилась от монархического самодержавия к авторитарной республике раннего СССР. Этим примером доказывается динамичность формы государства как явления.
  3. Практическое применение современных представлений теории организации и самоорганизации позволяет познать природу государственного устройства. Нам необходимо понимать конкретные процессы изменения во времени, как структурные, так и функциональные, при развитии систем, политических организаций и собственно государства.
  4. Власть с точки зрения синергетического подхода стоит рассматривать как системообразующий фактор. Сюда входит реализация силовых функций путем запрета движений в нежелательных направлениях развития, ведущих к различным кризисам. Государственная власть не должна противодействовать процессу социальной самоорганизации. Как пример здесь можно привести приход в 1896 году к власти в Российской империи Александра III, и изменение им политического курса страны: из либерального в более консервативный.
  5. Согласно синергетической теории, властное управление предстает как организация, которая определяется многочисленными микроуровневыми образованиями в государственном секторе. Эволюция порядка, возникающего случайно в процессе преодоления кризисных ситуаций и в процессе выбора вариантов, приобретает значение организационных тенденций, гармонизирующих индивидуальные и общественные интересы, определяющих характер сообщений, деятельность частей государственной системы. Можно проследить развитие микроуровневого образования на примере России. Для сохранения государственной власти Иван Грозный использовал опричнину, Николай I учредил III отдел Собственной Его Императорского Величества Канцелярии (политическая полиция), в СССР существовал НКВД, сейчас же работает ФСБ для обеспечения государственной безопасности. Благодаря этому примеру мы проследили эволюцию микроуровневого образования.
  6. Государственный кризис следует рассматривать как появление организации, целью которой является противодействие нарождающемуся хаосу. Кризис — время большой нестабильности. При рассмотрении вопроса о стратегии государственного управления необходимо иметь в виду, что не существует внешних воздействий, «навязывающих» действия, не допускающимися существующими структурами государства. Для примера можно рассмотреть время смутного периода в России. Тогда происходила массовое внешнее вмешательство, интервенция. Но было множество факторов, допускающих данный кризис: смерть последнего наследника из династии рюриковичей, опричнина, ослабившая экономику страны, «перебежчики» среди боярства и т.п.
  7. Процессы стратегических проекций дальнейшего развития государства связаны с необходимостью создания образа будущего. Существует также набор возможностей для организационной эволюции, определяемой функционированием системы государства. Таким образом, синергетическая футурология может существенно повлиять на прогностические направления теории государства и права. Важность прогнозирования развития государства можно увидеть в непродуманном проекте военных поселений, связанных с фамилией Аракчеева. Реформа должна была привести к уменьшению расходов на армию, но в итоге она провалилась из-за сопротивления крестьян и регулярного казнокрадства.

Таким образом, мы попытались сформулировать некоторые тезисы про единство форм общественной упорядоченности – самоорганизации, организации и средства их обеспечения – государственного управления. Последнее также рассматривается как средство реализации общественной упорядоченности в обеих формах. Это предполагает преодоление в государственной политике рассогласования интересов народа и власти, характерного для замкнутых (самозамыкающихся) обществ. Поскольку становление такой политики государства связано с переходом от силовой основы регулирования общественных связей к информационной, этот процесс приобретает объективное значение и должен лежать в основе разработки стратегии социально-экономического развития страны, всех общественно значимых управленческих проектов [2]

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. К.ю.н, доцент, доцент кафедры теории государства и права, трудового права ЮУрГУ Зырянов А. В. Синергетическая концепция государство-понимания — г. Москва 2019.
  2. К.ю.н, доцент, доцент кафедры теории государства и права, трудового права ЮУрГУ Зырянов А. В. Синергетический подход в научно-правовых исследованиях государства — Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук г. Москва 2010. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Аксенова М.Д., Чикулаева М.Д., Кузнецов А.А. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ПАРАДИГМА В ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: ГЕНЕЗИС И ТРАНСФОРМАЦИЯ // Вестник науки №12 (57) том 3. С. 245 - 249. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6771 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6771



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.