'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 3
  4. Научная статья № 48

Просмотры  545 просмотров

Киселёв М.А.

  


ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА *

  


Аннотация:
признание, соблюдение и защита прав человека, прав и свобод граждан - важнейшая задача государства. Деятельность прокуратуры Российской Федерации в сфере соблюдения прав человека, прав и свобод граждан является приоритетной для прокуратуры Российской Федерации и основывается на положениях ст. ст. 2 Конституции Российской Федерации, которая провозгласила императивное положение о том, что человек, его права и свободы считаются высшей ценностью. Проблема повышения эффективности надзора за исполнением законов, как в целом, так и на отдельных участках работы прокурора, является более важным вопросом для юридической науки и практики прокурорского надзора. В Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" надзор за соблюдением прав человека, прав и свобод граждан выделен в отдельное направление деятельности прокуратуры - яркое подтверждение значительного усиления роли прав человека в современных условиях   

Ключевые слова:
права человека, свободы человека, права гражданина, прокуратура, прокурорский надзор, гарантии, защита, соблюдения прав   


УДК 34

Киселёв М.А.

студент 2 курса, группы Б(ОП)О-2.1

Института права

Уфимский университет науки и технологий

(г. Уфа, Россия)

 

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

 

Аннотация: признание, соблюдение и защита прав человека, прав и свобод граждан - важнейшая задача государства. Деятельность прокуратуры Российской Федерации в сфере соблюдения прав человека, прав и свобод граждан является приоритетной для прокуратуры Российской Федерации и основывается на положениях ст. ст. 2 Конституции Российской Федерации, которая провозгласила императивное положение о том, что человек, его права и свободы считаются высшей ценностью. Проблема повышения эффективности надзора за исполнением законов, как в целом, так и на отдельных участках работы прокурора, является более важным вопросом для юридической науки и практики прокурорского надзора. В Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" надзор за соблюдением прав человека, прав и свобод граждан выделен в отдельное направление деятельности прокуратуры - яркое подтверждение значительного усиления роли прав человека в современных условиях.

 

Ключевые слова: права человека, свободы человека, права гражданина, прокуратура, прокурорский надзор, гарантии, защита, соблюдения прав.

 

Главной задачей Российского государства является надлежащее обеспечение прав и свобод человека и гражданина, основной перечень которых закреплен в главе 2 Конституции РФ. Ее содержание находит свое развитие как в положениях последующих глав Конституции РФ, так и нормах действующего конституционного законодательства. Права и свободы человека занимают особое место в структуре правового статуса личности, подлежат повышенному научно-практическому вниманию, осмыслению и защите [3, c. 22].

Эффективная реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина способствует процессу конституционализации отраслевого законодательства, что влечет за собой укрепление конституционного правопорядка, повышение эффективности правового регулирования деятельности государственного аппарата, в том числе правоохранительных органов. Несмотря на то, что в конституционно-правовой механизм обеспечения конституционных прав граждан вовлечены многие органы государственной власти, в которых периодически происходят конституционные преобразования, важно обеспечить качество конституционного законодательства, которое также динамично развивается, а его правовым центром является Конституция Российской Федерации. Он формирует основу построения и функционирования правовой системы и закладывает ключевые параметры для всей системы российского законодательства.

Конституция РФ является не только приоритетной фундаментально ценностной и нормативно-правовой основой законодательства и конституционного правопорядка, но и их скрепой и ориентиром, и такие ценностные ориентиры находят развитие в отраслевых и межотраслевых правовых изысканиях. Консолидированная и четко структурированная система конституционного законодательства способствует как конституционализации, так и эффективному обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

Впервые за многолетнюю историю развития нашего государства права человека были признаны на конституционном уровне. Они объявлены высшей ценностью и занимают главенствующий уровень во всей иерархии общечеловеческих ценностей. Идея прав человека продолжает укореняться в правосознании российских граждан, что, несомненно, оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Однако проблемные вопросы, связанные с обеспечением прав человека, по-прежнему остаются актуальными, в связи с этим изучение содержательной стороны категории «обеспечение» имеет принципиально важное значение. Как справедливо отмечает Е. А. Лукашева, обеспечение прав человека — обязанность всех ветвей государственной власти; если эта обязанность соблюдается, общество может быть охарактеризовано как стабильное и устойчивое, если государство пренебрегает ею, в обществе создается напряженность, образуется угроза его устойчивому развитию [1, c. 205].

В Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» впервые законодательно освящен вопрос прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Включение данного главы в закон о прокуратуре свидетельствует не только об особой актуальности для нашего государства данного вопроса, но и о повышении роли прокуратуры в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина в переходный период времени. В Указе Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», указано, что наряду с иными органами власти, органы прокуратуры выступают инструментом для реализации политики государства по обеспечению прав и свобод граждан, установленных в основном законе.

Значимость прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина отмечается тем, что в ст.2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека отмечены как наивысшая ценность. Со своей стороны, страна должна признавать, соблюдать, а еще защищать прав и свобод человека и гражданина [9, c. 182].

В ходе осуществления проверки соблюдения законов о правах и свободах человека и гражданина нужно брать во внимания требования международных актов, которые Российской Федерации ратифицировала, и акты, имеющие общепризнанные принципы и нормы международного права, которые считаются составной частью национального законодательства. Характерно, что данные акты имеют главное положения в случаях расхождения с российским законодательством.

В список актов международно-правового характера нужно отнести такие, как: Всеобщая декларация прав человека (1946), Конвенция международной организации труда (1958), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) и др. При этом необходимо учитывать, что подзаконные акты, издаваемые на основании и для выполнения законов, играют значительную роль в обеспечении их выполнения.

Но из исполнения — это не предмет надзора органов прокуратуры, а предмет работы иных органов, и в первую очередь контролирующих органов. Прокурор проверяет:

1) соответствие актов, которые издаются всеми органами исполнительной власти и местного самоуправления, их должностными и служебными лицами, требованиям Конституции РФ, действующим законам и указам Президента РФ;

2) соблюдение законов, прежде всего требований Конституции РФ о правах и свободах, а также других законов.

Применяя собственные полномочия, прокурор хочет достичь неуклонного соблюдения прав и свобод граждан органами государственной власти, местного самоуправления, их должностными и служебными субъектами, а еще своевременной отмены незаконных правовых актов, прекращения их работы и привлечения в определенном законом порядке к ответственности субъектов, допустивших нарушения.

В государстве образована система контролирующих, правоохранительных, судебных органов, которые по сущности собственной работы обязаны стоять на страже конституционных прав и свобод человека и гражданина [8, c. 97].

В теперешнее время в работе органов прокуратуры особенное положения придается защите конституционных прав и свобод граждан. При данном отмечается категория граждан, защита прав которых имеет первостепенное положения. Это участники войны, инвалиды, престарелые и иные лица, которые нуждаются в социальной защите и государственной поддержке.

Главные задачи прокурорского надзора — обеспечить верховенство Конституции Российской Федерации, правовая защита прав граждан. Своевременное выявление и пресечение нарушений законов хорошо влияет на укрепление законности и потому обоснованно признается действенным методом недопущения преступлений.

В случае поступления в прокуратуру информации о нарушении прав и свобод человека и гражданина прокурор должен осуществить проверку либо претворить в жизнь иные надзорные действия на любом предприятии, в учреждении либо организации, в том числе в общественных организациях и объединениях. При данном надо иметь в виду, что организация прав и свобод человека и гражданина сообразно Конституции РФ ложится на все без исключения органы.

Так как защита прав и свобод граждан и интересов государства по закону считается исключительной компетенцией определенных органов государственного контроля, проверки осуществляются лишь с целью обозначения законности их деятельности. В целях дать принципиальную законную оценку действиям должностных субъектов отмеченных органов по исполнению возложенных на них полномочий. При неимении определенного уполномоченного государственного органа принимаются меры прокурорского реагирования, нацеленные на защиту прав и свобод человека и гражданина, интересов страны.

Прокурорский надзор имеет обширные границы, т. е. распространяется на все министерства, органы местного самоуправления, предприятия и организации. Прокуратура претворяет в жизнь надзор и за теми органами и организациями, которые сами в границах собственной компетенции претворяют в жизнь контроль за законностью [1, c. 206].

Осуществления каких угодно экономических, политических, культурных или экологических прав может быть лишь притом критерии, если государство надежно гарантирует личные права. Но, как показал опыт государства, ситуация с личными правами оказалась не менее проблематичной, чем с иными правами и свободами человека и гражданина. Ведь зачастую мы сталкиваемся с нарушением конкретно личных прав человека. Данное вызывает большее беспокойство, так как если даже на данном фундаментальном уровне государство работает далеко не всегда хорошо, то что уж говорить о иных правах и свободах граждан, для обеспечения и защиты которых нужны конкретные и скоординированные критерии различных ветвей государственной власти. Таким образом важной задачей современной юридической науки (конечно же, она не лимитируется только границами науки конституционного права) считается обращение к проблемам, связанным с реализацией и обеспечением личных прав и свобод человека и гражданина в работающем законодательстве Российской Федерации.

Сегодня в России несмотря на то, что в государстве действует Конституция, в которой закреплены гарантии прав и свобод человека, положение с выполнением положений международных пактов и других международно-правовых документов нельзя считать благополучным. Нужно привести обеспечение прав и свобод человека в соответствие с требованиями правового государства.

Мировая практика конституционализма показывает, что органы конституционной юрисдикции не рассматривают вопросы политического характера. Анализ деятельности Конституционного Суда РФ свидетельствует, что он имеет собственный подход к решению данной проблемы. При этом названный орган конституционной юрисдикции направляет свои усилия на определение компетенции уполномоченного органа осуществлять определенные действия.

В ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что в случае выявления нарушения прав человека, которые защищаются нормами гражданского судопроизводства, когда пострадавший в силу состояния возраста, здоровья и других причин, не может лично реализовывать защиту своих прав в суде или же имеет место быть нарушение прав и свобод большой части граждан или же нарушение имеет массовый характер, прокурор наделяется правом предъявления и поддержания иска в интересах данных пострадавших в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства [2, c. 238].

Отсюда следует, что на сегодняшний день проблема участия прокурора в гражданском процессе обусловлена явным сужением его полномочий по принципу круга лиц, за защитой которых, прокурор правомочен обращаться в суд, Федеральным законом о прокуратуре, и Гражданско-процессуальным кодексом Российской Федерации.

На практике получается, что прокурорский надзор проводится только за соблюдением прав и свобод строго определенного круга лиц, что существенным образом ограничивает его полномочия, и как следствие, делает невозможным достижение целей прокурорского надзора.

Поскольку основной закон провозгласил наше государство как социальное, в основе всех институтов власти должна лежать забота об улучшении жизни граждан. Не является исключением данная обязанность для органов прокуратуры.

Генеральный прокурор Российской Федерации определяет основные направления деятельности в области прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Очевидно, что прокурорский надзор должен проводиться в отношении наиболее неблагоприятных областей общественных отношений. Не является исключением трудовая сфера.

На практике довольно часто встречаются такие нарушения, как: увольнение женщин, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком, отправление в отпуск без выплаты заработной платы и т.д. [6, c 7].

Производственный травматизм чаще встречается на предприятиях с честной формой собственности, нежели на государственных предприятиях. Это связано с повальным несоблюдением правил техники безопасности со стороны работодателя.

В свою очередь, работники не всегда с готовностью защищают свои нарушенные права. Практика свидетельствует о том, что обращения в суд со стороны работников довольно редки, поскольку они довольно сильно зависят от работодателя, боятся ухудшения своего положения и т. д.

Усиление прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод в данной сфере, испытывает значительные затруднения, поскольку на законодательном уровне ограничен круг лиц, за защитой которых, прокурор может обращаться в суд.

Отсюда следует, что существующие, на законодательном уровне, запреты создают ряд проблем в ходе осуществления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Подытожив сказанное выше, следует отметить, что в настоящее время, практическая реализация прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина характеризуется как малоэффективная [5, c. 188].

Для решения данной проблемы необходимо реформировать действующее законодательство. В частности, внести изменения в ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ч.4 ст.27 Федерального закона О прокуратуре, следующего характера: «при выявлении нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, прокурор наделен правом предъявления и поддержания в суде иска в интересах пострадавших граждан с их согласия, или же при наличии их просьбы».

Данные изменения в указанные статьи помогут в полной мере реализовать прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Подводя итог сказанному выше, следует отметить, что основной целью прокурорского надзора, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, должно служить достижение такого баланса, при котором права и свободы граждан будут иметь реальное соблюдение всеми должностными лицами, правоохранительными органами, а граждане, в свою очередь, будут иметь уверенность в оказании защиты своих прав и свобод. В случае нарушения, они могут рассчитывать на оказание помощи со стороны органов прокуратуры [8, c. 104].

Таким образом, реализация любых экономических, политических, культурных или экологических прав возможна только при том условии, если государство надежно гарантирует личные права. В связи с этим актуальной задачей современной юридической науки является обращение к проблемам, связанным с реализацией и обеспечением политических прав и свобод человека и гражданина.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Ахмедов Р.А. Роль прокуратуры РФ в защите прав и свобод человека и гражданина в современных условиях // Новая наука: от идеи к результату. — 2017. — № 2. — С. 204–207.
  2. Ахмедов Р.А Правовая основа и приоритетные направления деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением прав человека // Евразийский юрид. журнал. 2017. — № 7 (110).– С. 235–238.
  3. Бекишиева С.Р. Конституционные основы развития правовых систем субъектов Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. — 2019. — № 4. — С. 22–25.
  4. Беляков П.А. Защита прав граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления // Законность. — 2019. — № 4. — С. 11–16.
  5. Братановский С.Н. Прокуратура Российской Федерации в механизме защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина: монография. — Саратов: Электронно-библиотечная система IPRbooks, 2018. — 244 c.
  6. Воробьев С.Д. Защита трудовых прав граждан органами прокуратуры // Законность. — 2014. — № 4. — С. 3–6.
  7. Габоев А.Б. Защита прав и свобод человека — важнейший составной элемент при осуществлении государственной национальной политики // Гос-во и право. 2018. — № 1.– С. 35–39.
  8. Громова О.М. Права и свободы человека и гражданина как одно из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры // Стратегическое управление: теория, практика, проблемы: материалы 14-й Региональной научно-практической конференции. — Владимир, 2017. — № 3. — С. 93–104.
  9. Еримбетов С.С. Конституционно-право -вые основы деятельности прокуратуры в области надзора за соблюдением прав, свобод и законных интересов человека и гражданина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017.– № 3.– С. 181–184.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Киселёв М.А. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА // Вестник науки №12 (57) том 3. С. 280 - 290. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6777 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6777



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.