'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 3
  4. Научная статья № 49

Просмотры  57 просмотров

Костикова О.Г.

  


ПОНЯТИЕ «УСЛУГИ» В КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЕ *

  


Аннотация:
в статье проводится анализ гражданско-правовой катего¬рии «услуги», как особого объекта гражданских прав   

Ключевые слова:
услуга, признаки, развитие   


УДК 34

Костикова О.Г.

магистрант

Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

(г. Москва, Россия)

 

ПОНЯТИЕ «УСЛУГИ» В КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЕ

 

Аннотация: в статье проводится анализ гражданско-правовой катего­рии «услуги», как особого объекта гражданских прав.

 

Ключевые слова: услуга, признаки, развитие.

 

Современное законодательство при определении отношений, возникаю­щих в коммунальной сфере, использует конструкцию «коммунальные услуги [5]. Поэтому мы не можем обойти вниманием гражданско-правовую катего­рию «услуги», которая в рамках ст. 128 ГК РФ выделяется как особый объект гражданских прав.

«Услуга» как правовая категория перешла в гражданское право из рим­ского частного права. Развернутого понятия «услуга» источники римского права не дают, тем не менее воссоздать общие признаки возможно, проанализиро­вав договор найма услуг. Содержанием данного договора было выполнение от­дельных услуг по указаниям нанявшего, как правило, это «повседневные до­машние работы, не предполагающие никаких особых способностей или специальных знаний» [9]. В некоторых источниках (Трансильванские триптихи) в ка­честве предмета договора найма услуг указывается переписывание. Уже в рим­ском праве прослеживается разграничение найма услуг и подряда. Отличие ус­луги от подряда состоит в том, что получатель рассчитывает на получение оп­ределенного положительного эффекта, а не готового результата. Данный при­знак услуг нашел свое отражение и в современном гражданском праве (ст. 779 ГК РФ).

Следует отметить, что услуга является не только объектом гражданских прав. В периодической литературе все чаще поднимается вопрос о необходимо­сти выделения государственных, публичных и социальных услуг[7]. Особенно­стью публичных и государственных услуг, позволяющей разграничить их с гражданско-правовыми услугами, — наличие публичного интереса в осуществ­лении деятельности, связанной с оказанием такого рода услуг. При этом отно­шения, связанные с оказанием государственных услуг, являются объектом ад­министративно-правового регулирования, а публичные и социальные услуги могут подпадать как под административно-правовое, так и гражданско-правовое воздействие. В теории гражданского права услуги в качестве самостоятельного объек­та прав стали выделяться относительно недавно, при этом в данное понятие не­редко вкладывается различное содержание: от самого широкого, когда им охва­тывается практически любая полезная деятельность, до предельно узкого — ко­гда услуги сводятся к предмету договора возмездного оказания услуг [11].

При исследовании правовой природы услуги в научном сообществе существуют различные мнения, которые можно разделить условно на три группы.

Сторонники первой точки зрения отстаивают следующую позицию: услуга - это результат деятельности, выра­женный в потребительной стоимости, полезный эффект, удовлетворяющий ка­кие-либо человеческие потребности (А.О. Дмитриева) [4].

Другими цивилистами услуги воспринимаются как специфическая потре­бительская стоимость в форме конкретной деятельности, то есть услуга — это деятельность (Ю.В. Торкунова, М.Н. Хабриева) [13].

Сторонники третьей группы рассматривают услуги как определенное экономическое отношение, которое складывается по поводу полезного дейст­вия труда (Л.Демидова)[3]. Отличное от вышеизложенных мнений по поводу природы «услуг», кото­рое заслуживает особого внимания, было высказано Е.В. Пассеком. С его точки зрения, услуги являются нематериальным благом, поскольку в большинстве своем представляют собой действия, которые сами по себе никак не относятся к имуществу. Коренным отличием услуг является личный характер исполнения[8]. «Услугам» как разновидности благ в теории гражданского права проти­вопоставляется «работа». Тесная взаимосвязь данных категорий проявляется в том, что действия приобретают характер услуг, когда они выражаются в какой-то работе. Отсутствие четких различий в понятиях «работа» и «услуга» приво­дит зачастую к их подмене. В свете этого, интересной представляется позиция М.И. Брагинского, который с целью выявления критериев обособления данных категорий определяет их следующим образом: услугой является действие, ока­зывающее помощь, приносящее пользу другому лицу, а работой — определенное занятие, применение своих навыков, своего труда [2]. В качестве еще одного из критериев разграничения этих категорий приводится характер результата: ра­бота предполагает материальный результат, а услуга характеризуется отсутствием овеществленного результата.

Особого внимания заслуживает мнение В.А. Яковлева, указывающего на двойственный характер услуги. Он, в частности, отмечает диалектическое единство двух сторон услуги: услуги как процесса труда (и в этом плане она не является потребительной стоимостью) и услуги как результата конкретного труда, его полезного эффекта, имеющего потребительную стоимость [15]. Анало­гичное мнение было высказано и М.С. Баранников [1].

По итогам комплексного анализа точек зрения на природу и содержание «услуги» как правовой категории, и доводов, приводимых авторами в их обос­нование, а также позиции двойственного характера услуг, наиболее точным ви­дится определение услуги как деятельности. Подобный вывод подтверждается целым рядом обстоятельств. Исходя из легального определения договора возмездного оказания услуг, содержащегося в п. 1 ст. 779 ГК РФ, оказать услуги означает совершить опре­деленные действия или осуществить определенную деятельность. Но далеко не всякая деятельность является услугой как объектом прав. Например, соверше­ние действий по строительству нового объекта по своей правовой природе яв­ляется не услугой, а работой. Следовательно, услуга как объект интереса дейст­вительно является деятельностью, но с определенными правовыми последст­виями, и здесь важно правильно выявить признак, который позволит провести четкую грань между схожими категориями «услуга» и «работа».

Рассматривая услугу как объект гражданских прав, Л.В. Санникова отме­чает, что «специфику работы необходимо искать не в результате, а в предмете, по поводу которого осуществляет свою деятельность исполнитель», и в каче­стве такового предлагается «вещь». Таким образом, к работам Л.В. Санникова относит действия по созданию вещи, переработке, обработке, ремонту, техни­ческому обслуживанию вещи и т. п., услуги же определяет как действия услугодателя по сохранению или изменению состояния невещественных благ (иму­щественных прав, информации, нематериальных благ), совершаемые в пользу услугополучателя [10].

Подчеркивая также присутствие в качестве квалифицирующего признака услуги отсутствие нематериального результата, Е.Г. Шаблова предлагает сле­дующее определение: услуга - способ удовлетворения индивидуальных по­требностей лица, который связан с нематериальным результатом деятельности исполнителя, допускаемой действующим правопорядком, на возмездных нача­лах [14].

В данном определении имеется несколько спорных моментов. Во-первых, как уже неоднократно отмечалось ранее, результат услуги может быть не толь­ко нематериальным. Во-вторых, если рассматривать услугу только как «способ удовлетворения индивидуальных потребностей», то получается, что услуги не могут оказываться юридическим лицам. Ранее, в первом параграфе, нами было установлено, что «потребность» присуща только физическим лицам.

Е.В. Ким, не раскрывая понятия услуги, в качестве основного ее квали­фицирующего признака выделяет непригодность отдельно от услуги ее резуль­тата, как товара, независимо от его формы (материальный или нематериальныи) [6].

Бесспорно, любое определение, каким бы современным оно ни представ­лялось, может быть подвергнуто критическим замечаниям. Предлагаемый Е.В. Кимом квалифицирующий признак позитивен, по нашему мнению, хотя бы по­тому, что содержит указание на неразрывность результата и действия.

Действительно, вступая в общественные отношения, в рамках которых оказываются услуги, потребности и интересы субъекта сводятся не только к самому процессу осуществления деятельности, но и определенному результату. Именно данный результат (или, как его часто называют, «положительный эф­фект») и ставит итоговую точку в формировании потребительной стоимости услуги как объекта прав. Результат деятельности может быть как овеществлен­ным, так и неовеществленным, но в любом случае он не отделим от самой дея­тельности.

Возникает другой вопрос: какой объект ставится в причинную связь с удовлетворением интереса получателя услуги? Видиться, что ответ на постав­ленный вопрос и позволит найти тот признак, который проводит черту между «работой» и «услугой». Поскольку речь идет об услуге как разновидности материального блага, было бы правильно при выявлении квалифицирующего признака исходить из того, что цель деятельности — это прежде всего удовлетворение интереса. В противном случае у субъекта не возникает правовой интерес в обладании конкретным благом. Представляется, что специфику услуги как деятельности, отличной от ра­боты, необходимо искать не в форме результата. Цель любого вида деятельно­сти — это удовлетворение интереса, следовательно, их различия необходимо ис­кать в моменте, когда достигается цель, то есть происходит удовлетворение ин­тереса. Представляется ценным и очень актуальным утверждение Д.И. Степано­ва, что при оказании услуг «ценность представляют именно действия», а не ре­зультат, если под ним понимать «результат деятельности» [12].

Когда речь идет об услуге, удовлетворение интереса начинается не по достижению результата деятельности, а в ее процессе. Что же касается работы, то сам процесс находится вне интереса потенциального правообладателя, момент его удовлетворения соотносится с моментом сдачи результата работы (деятельности).

С учетом вышеизложенного, наиболее обоснованным видится определе­ние «услуги», предложенное Л.В. Санниковой: услуга — это действия услугодателя по сохранению или изменению состояния невещественных благ (имуще­ственных прав, информации, нематериальных благ), совершаемые в пользу услугополучателя.

В качестве единственного недостатка данного определения отметим ог­раничение объекта воздействия исключительно невещественными благами, в связи с чем предлагается использовать определение «услуги», предложенное Л.В. Санниковой, но с некоторой корректировкой: услуга - это действия услугодателя по сохранению или изменению состояния невеществен­ных благ и вещественных благ, совершаемые в пользу услугополучателя.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Баранников М.С. Оказание услуг как объект гражданских прав // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 1. С. 23.
  2. Брагинский М.И. Договор подряда и подобные ему договоры / М. И. Брагинский. - Москва: Статут, 1999. С. 254.
  3. Демидова Л. Сфера услуг России: трудный путь модернизации // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2008. - № 2. - С.38-50.
  4. Дмитриева А.О. Основные подходы к управлению качеством в сфере услуг // Синергия Наук. 2022. № 67. С. 303-312..
  5. Жилищного кодекса РФ Статья 154 , п. 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 // Собрание законодательства РФ. 2006. № 23. Ст. 2501.
  6. Ким Е.В. Услуга как объект обязательства // Правоведение. 2005. № 3. С. 40
  7. Пардаева Г.П. Жилищно-коммунальное хозяйство как отрасль сферы услуг // Мировая наука. 2020. № 8. С. 119-122.
  8. Пассек Е.В. П19 Неимущественный интерес в обязательстве / Е. В. Пассек – Москва: Книга. по Требованию, 2013. С. 24-25
  9. Римское частное право. Учебник / Под ред. Новицкий И. Б., Перетерский И. С. Москва.: Зерцало, 2019. С. 43.
  10. Санникова Л.В. Услуги в гражданском праве России / Л. В. Санникова; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права. - Москва : Волтерс Клувер, 2006. С. 96
  11. Сергеев А. П. Гражданское право : учебник : в 3 т. Т. 1 / Сергеев А. П. - Москва : Проспект, 2018. С. 198
  12. Степанов Д.И. Услуги как объект гражданских прав / Степанов Д.И. - Москва: Статут, 2005. С. 8.
  13. Торкунова Ю.В., Хабриева М.Н. Трансформация в сфере услуг // Сборник научных статей. Под общей редакцией М. Э. Вильчинской-Бутенко. Санкт-Петербург, 2021. С. 50.
  14. Шаблова Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг : автореферат дис. ... доктора юридических наук : 12.00.03 / Ур. гос. юрид. акад. - Екатеринбург, 2003. С. 12.
  15. Яковлев В.А. Услуги: вопросы теории и методологии: [Учеб. пособие] / М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР. Кубан. гос. ун-т. - Краснодар: 1973, вып. дан. 1974. С. 16.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Костикова О.Г. ПОНЯТИЕ «УСЛУГИ» В КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЕ // Вестник науки №12 (57) том 3. С. 291 - 297. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6778 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6778



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.