'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 3
  4. Научная статья № 56

Просмотры  46 просмотров

Шеин В.В.

  


ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ В РОССИИ НА ТЕРРИТОРИИ ДОНБАССА, КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ РЕАЛИЗАЦИИ СЛЕДСТВЕННЫМ КОМИТЕТОМ РОССИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В РОССИЙСКОМ ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ *

  


Аннотация:
в статье проводится анализ значимых направлений деятельности Следственного комитета РФ по осуществлению правоохранительной функции на территории Донбасса   

Ключевые слова:
Следственный комитет РФ, правоохранительная функция, основные формы деятельности следственного органа   


УДК 34

Шеин В.В.

студент-магистрант 3 курса юридического факультета

заочной формы обучения

Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева

(г. Астрахань, Россия)

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ В РОССИИ

НА ТЕРРИТОРИИ ДОНБАССА, КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ

РЕАЛИЗАЦИИ СЛЕДСТВЕННЫМ КОМИТЕТОМ РОССИИ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В РОССИЙСКОМ

ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

 

Аннотация: в статье проводится анализ значимых направлений деятельности Следственного комитета РФ по осуществлению правоохранительной функции на территории Донбасса.

 

Ключевые слова: Следственный комитет РФ, правоохранительная функция, основные формы деятельности следственного органа.

 

Так, с 15 января 2011 года в Российском государстве стал функционировать Следственный комитет России, который по настоящее время продемонстрировал свою обособленную жизнеспособность вне органа прокуратуры [5].

Порядок уголовного судопроизводства, куда входит стадия предварительного расследования (предварительного следствия и дознания) в нашей стране устанавливается уголовно-процессуальным российским законодательством, которым определяется профессиональная компетенция указанного следственного органа.

Следственный комитет России, реализуя свои должностные полномочия в сфере уголовного производства, в лице своих должностных лиц выполняет правоохранительную функцию в Российском государстве, которая включает себя следующие назначения, выраженных в виде: 1) производства предварительного следствия; 2) осуществление уголовного преследования от имени Российского государства по уголовным делам частно-публичного и публичного обвинений.

Стоит, и отметить основные задачи, которые Российское государство ставит перед Следственным комитетом России, направлены эффективную борьбу с преступностью при осуществлении правоохранительной функции [4]. Такими задачами являются: 1. оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ; 2. осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов СК России и их должностных лиц; 3. организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств; 4. осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства; 5. участие в разработке мер по реализации государственной политики в сфере исполнения российского законодательства об уголовном судопроизводстве; 6. совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности; 7. определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле в следственных органах СК России. 8. определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле в следственных органах СК России.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что Следственный комитет России можно определить, как федеральный государственный орган, осуществляющий полномочия в соответствии с российским законодательством в сфере уголовного судопроизводства, на всей территории Российского государства. Основной целью, определенной для Следственного комитета России российским законодателем, является неукоснительное исполнение российского законодательства об уголовном судопроизводстве.

Начиная, с 24 февраля 2022 года Россия проводит на территории Украины специальную военную операцию, направленную на защиту мирного населения на территориях Донецкой и Луганской народных Республик, Запорожской и Херсонской областей от противоправных действий властей Украины, которые начались еще в конце 2013 - начале 2014 гг.

С указанного времени украинские радикальные националисты обстреливают социальную инфраструктуру (больницы, школы, детские садики) и жилые дома из тяжелого вооружения с высокими поражающими опасными свойствами, используя запрещенные боеприпасы, средства и методы ведения войны.

Следственный комитет России при этом не остается в стороне от совершенных украинскими властями указанных преступлений и по каждому такому случаю дает правовую оценку, осуществляя тем самым правоохранительную функцию не только внутри нашей страны, но и на территориях проведения СВО.

Как отмечает Председатель Следственного комитета России А.И. Бастрыкин: «Наши следователи работают на месте событий, и мы получаем все больше конкретных доказательств совершения особо тяжких преступлений в отношении русскоязычных жителей Донбасса, которые были не согласны с националистической политикой Киева, запретом русского языка и которые объединились с целью создания автономии юго-восточных областей Украины».

Фигурантами уголовных дел, возбужденных Следственным комитетом России, являются, в том числе и высокопоставленные украинские чиновники, а также представители радикальных националистических организаций Украины. Как уточнил А.И. Бастрыкин, на сегодняшний день их насчитывается 287, почти половине уже предъявлены обвинения. В их числе бывшие глава МВД Украины Арсен Аваков и губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский, замминистра внутренних дел Антон Геращенко, экс-министры обороны Валерий Гелетей и Степан Полторак, первый заместитель и заместители главы Минобороны Иван Руснак, Игорь Павловский, Олег Шевчук, Александр Дублян, командиры отдельных подразделений ВСУ и участники нацбатальонов.

Люди, прибывшие в Россию из Донбасса и с Украины, рассказали о размещении националистов и ВСУ, их военной техники возле пяти школ, а также об использовании украинскими военнослужащими больниц и роддома в качестве укрытия, ведении бойцами «Азова» минометных обстрелов с территории торгового центра «Приморье», размещении украинскими военными огневых позиций на крышах жилых домов.

Сдавшихся в плен украинских военнослужащих допрашивают следователи Следственного комитета России. На допросах они рассказывают, в том числе о наемниках, прибывших на Украину из других стран. На основании полученных данных Следственный комитет России возбудил уголовные дела в отношении 75 наемников, приехавших из Великобритании, США, Норвегии, Канады, Грузии и ряде других государств.

По нашему мнению, Украина не выполняет свои международные обязательства — страна не расследует преступления, которые военнослужащие ВСУ совершают в Донбассе. Хочется отметить, что нормы международного гуманитарного права обязывают государства разыскивать и привлекать к суду тех, кто несет ответственность за военные преступления или серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 года и Дополнительных протоколов I и II к ним 1977 года. Украина же не ведет судебного преследования таких лиц [3].

Основной проблемой и сложностью, по нашему мнению, с которой сталкиваются следователи Следственного комитета России, которые находятся на территориях Донецкой и Луганской народных Республик, Запорожской и Херсонской областей, это постоянные обстрелы со стороны вооруженных формирований Украины указанных мирных территорий, не позволяя в полном объеме собирать доказательную базу, изобличающих их преступную деятельность и проводить на данных территориях следственные и процессуальные действия с участниками уголовного судопроизводства.

Но несмотря на это, следователи Следственного комитета России с взаимодействием с иными должностными лицами правоохранительных органов, достойно несут свою службу, проявляя храбрость и отвагу, при осуществлении правоохранительной функции от имени Российской Федерации, которая направлена на защиту прав и свобод людей, проживающих на вышеуказанных территориях, а также на защиту конституционного строя страны.

Обострение ситуации в Украине вернуло в мировую повестку актуальный вопрос о военных преступлениях в отношении жителей Донбасса. Какой суд будет осуществлять правосудие в отношение военных преступников? Но если Международный уголовный суд планирует разбираться в этом вопросе в Гааге, то в ДНР рассчитывают, что суд пройдёт в Минске.

По нашему мнению, неважно, где будет проходить суд над военными украинскими преступниками, важно то, чтобы судебные процессы происходили в рамках закона и беспристрастно.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. О Следственном комитете Российской Федерации: Федер. закон от 28 декабря 2010 г. № 403- ФЗ (в ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. – 2011. – № 1, ст. 15.
  2. Ведерников Н. Т. Государство и личность в конституционном праве России // Актуальные проблемы современного российского государствоведения: Сб. научных трудов / Под ред. С.Н. Бабурина. – М., 2020. – С. 51-54.
  3. Винокуров А. Ю. Следственный комитет Российской Федерации как объект прокурорского надзора // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – 2021. – № 1. – С. 20-24.
  4. Кувандыкова Г.З. Правовой статус следственного комитета Российской Федерации // Междисциплинарность науки как фактор инновационного развития. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 170-172.
  5. Наумов А.М. Взаимодействие следственного комитета РФ с институтами гражданского общества // Участие гражданского общества в укреплении правопорядка Материалы международной научно-практической конференции. Владимир, 2019. – С. 169-183. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Шеин В.В. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ В РОССИИ НА ТЕРРИТОРИИ ДОНБАССА, КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ РЕАЛИЗАЦИИ СЛЕДСТВЕННЫМ КОМИТЕТОМ РОССИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В РОССИЙСКОМ ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ // Вестник науки №12 (57) том 3. С. 343 - 348. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6785 (дата обращения: 18.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6785



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.