'
Шеин В.В.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ В РОССИИ НА ТЕРРИТОРИИ ДОНБАССА, КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ РЕАЛИЗАЦИИ СЛЕДСТВЕННЫМ КОМИТЕТОМ РОССИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В РОССИЙСКОМ ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ *
Аннотация:
в статье проводится анализ значимых направлений деятельности Следственного комитета РФ по осуществлению правоохранительной функции на территории Донбасса
Ключевые слова:
Следственный комитет РФ, правоохранительная функция, основные формы деятельности следственного органа
УДК 34
Шеин В.В.
студент-магистрант 3 курса юридического факультета
заочной формы обучения
Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева
(г. Астрахань, Россия)
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ В РОССИИ
НА ТЕРРИТОРИИ ДОНБАССА, КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ
РЕАЛИЗАЦИИ СЛЕДСТВЕННЫМ КОМИТЕТОМ РОССИИ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В РОССИЙСКОМ
ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
Аннотация: в статье проводится анализ значимых направлений деятельности Следственного комитета РФ по осуществлению правоохранительной функции на территории Донбасса.
Ключевые слова: Следственный комитет РФ, правоохранительная функция, основные формы деятельности следственного органа.
Так, с 15 января 2011 года в Российском государстве стал функционировать Следственный комитет России, который по настоящее время продемонстрировал свою обособленную жизнеспособность вне органа прокуратуры [5].
Порядок уголовного судопроизводства, куда входит стадия предварительного расследования (предварительного следствия и дознания) в нашей стране устанавливается уголовно-процессуальным российским законодательством, которым определяется профессиональная компетенция указанного следственного органа.
Следственный комитет России, реализуя свои должностные полномочия в сфере уголовного производства, в лице своих должностных лиц выполняет правоохранительную функцию в Российском государстве, которая включает себя следующие назначения, выраженных в виде: 1) производства предварительного следствия; 2) осуществление уголовного преследования от имени Российского государства по уголовным делам частно-публичного и публичного обвинений.
Стоит, и отметить основные задачи, которые Российское государство ставит перед Следственным комитетом России, направлены эффективную борьбу с преступностью при осуществлении правоохранительной функции [4]. Такими задачами являются: 1. оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ; 2. осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов СК России и их должностных лиц; 3. организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств; 4. осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства; 5. участие в разработке мер по реализации государственной политики в сфере исполнения российского законодательства об уголовном судопроизводстве; 6. совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности; 7. определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле в следственных органах СК России. 8. определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле в следственных органах СК России.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что Следственный комитет России можно определить, как федеральный государственный орган, осуществляющий полномочия в соответствии с российским законодательством в сфере уголовного судопроизводства, на всей территории Российского государства. Основной целью, определенной для Следственного комитета России российским законодателем, является неукоснительное исполнение российского законодательства об уголовном судопроизводстве.
Начиная, с 24 февраля 2022 года Россия проводит на территории Украины специальную военную операцию, направленную на защиту мирного населения на территориях Донецкой и Луганской народных Республик, Запорожской и Херсонской областей от противоправных действий властей Украины, которые начались еще в конце 2013 - начале 2014 гг.
С указанного времени украинские радикальные националисты обстреливают социальную инфраструктуру (больницы, школы, детские садики) и жилые дома из тяжелого вооружения с высокими поражающими опасными свойствами, используя запрещенные боеприпасы, средства и методы ведения войны.
Следственный комитет России при этом не остается в стороне от совершенных украинскими властями указанных преступлений и по каждому такому случаю дает правовую оценку, осуществляя тем самым правоохранительную функцию не только внутри нашей страны, но и на территориях проведения СВО.
Как отмечает Председатель Следственного комитета России А.И. Бастрыкин: «Наши следователи работают на месте событий, и мы получаем все больше конкретных доказательств совершения особо тяжких преступлений в отношении русскоязычных жителей Донбасса, которые были не согласны с националистической политикой Киева, запретом русского языка и которые объединились с целью создания автономии юго-восточных областей Украины».
Фигурантами уголовных дел, возбужденных Следственным комитетом России, являются, в том числе и высокопоставленные украинские чиновники, а также представители радикальных националистических организаций Украины. Как уточнил А.И. Бастрыкин, на сегодняшний день их насчитывается 287, почти половине уже предъявлены обвинения. В их числе бывшие глава МВД Украины Арсен Аваков и губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский, замминистра внутренних дел Антон Геращенко, экс-министры обороны Валерий Гелетей и Степан Полторак, первый заместитель и заместители главы Минобороны Иван Руснак, Игорь Павловский, Олег Шевчук, Александр Дублян, командиры отдельных подразделений ВСУ и участники нацбатальонов.
Люди, прибывшие в Россию из Донбасса и с Украины, рассказали о размещении националистов и ВСУ, их военной техники возле пяти школ, а также об использовании украинскими военнослужащими больниц и роддома в качестве укрытия, ведении бойцами «Азова» минометных обстрелов с территории торгового центра «Приморье», размещении украинскими военными огневых позиций на крышах жилых домов.
Сдавшихся в плен украинских военнослужащих допрашивают следователи Следственного комитета России. На допросах они рассказывают, в том числе о наемниках, прибывших на Украину из других стран. На основании полученных данных Следственный комитет России возбудил уголовные дела в отношении 75 наемников, приехавших из Великобритании, США, Норвегии, Канады, Грузии и ряде других государств.
По нашему мнению, Украина не выполняет свои международные обязательства — страна не расследует преступления, которые военнослужащие ВСУ совершают в Донбассе. Хочется отметить, что нормы международного гуманитарного права обязывают государства разыскивать и привлекать к суду тех, кто несет ответственность за военные преступления или серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 года и Дополнительных протоколов I и II к ним 1977 года. Украина же не ведет судебного преследования таких лиц [3].
Основной проблемой и сложностью, по нашему мнению, с которой сталкиваются следователи Следственного комитета России, которые находятся на территориях Донецкой и Луганской народных Республик, Запорожской и Херсонской областей, это постоянные обстрелы со стороны вооруженных формирований Украины указанных мирных территорий, не позволяя в полном объеме собирать доказательную базу, изобличающих их преступную деятельность и проводить на данных территориях следственные и процессуальные действия с участниками уголовного судопроизводства.
Но несмотря на это, следователи Следственного комитета России с взаимодействием с иными должностными лицами правоохранительных органов, достойно несут свою службу, проявляя храбрость и отвагу, при осуществлении правоохранительной функции от имени Российской Федерации, которая направлена на защиту прав и свобод людей, проживающих на вышеуказанных территориях, а также на защиту конституционного строя страны.
Обострение ситуации в Украине вернуло в мировую повестку актуальный вопрос о военных преступлениях в отношении жителей Донбасса. Какой суд будет осуществлять правосудие в отношение военных преступников? Но если Международный уголовный суд планирует разбираться в этом вопросе в Гааге, то в ДНР рассчитывают, что суд пройдёт в Минске.
По нашему мнению, неважно, где будет проходить суд над военными украинскими преступниками, важно то, чтобы судебные процессы происходили в рамках закона и беспристрастно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 3
Ссылка для цитирования:
Шеин В.В. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ В РОССИИ НА ТЕРРИТОРИИ ДОНБАССА, КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ РЕАЛИЗАЦИИ СЛЕДСТВЕННЫМ КОМИТЕТОМ РОССИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В РОССИЙСКОМ ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ // Вестник науки №12 (57) том 3. С. 343 - 348. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6785 (дата обращения: 18.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*