'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 3
  4. Научная статья № 60

Просмотры  48 просмотров

Яштылова Я.В., Зайкина Т.В.

  


РЕЛИГИОЗНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ СЛАВЯНСКОГО НАРОДА *

  


Аннотация:
в статье рассматривается быт и обычаи славянских народов. В статье освещаются обряды, легенды славян. Славяне – родственные по происхождению народы, к ним относятся: русские, украинцы, хорваты, чехи, поляки и т.д. Позднее славянский народ разделился на восточных, западных и южных славян. Не смотря на разделение народа, их разное развитие, всех славян объединяют общие традиции, обычаи и обряды   

Ключевые слова:
обряды, легенды, традиции, культура и религия славян   


УДК 1

Яштылова Я.В.

студент 1 курса,

Инфокоммуникационные технологии и системы связи

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

(г. Самара, Россия)

 

Научный руководитель:

Зайкина Т.В.

ст. преп.,

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

(г. Самара, Россия)

 

РЕЛИГИОЗНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ СЛАВЯНСКОГО НАРОДА

 

Аннотация: в статье рассматривается быт и обычаи славянских народов. В статье освещаются обряды, легенды славян. Славяне – родственные по происхождению народы, к ним относятся: русские, украинцы, хорваты, чехи, поляки и т.д. Позднее славянский народ разделился на восточных, западных и южных славян. Не смотря на разделение народа, их разное развитие, всех славян объединяют общие традиции, обычаи и обряды.

 

Ключевые слова: обряды, легенды, традиции, культура и религия славян.

 

Образ жизни славян.

Долгое время славяне вели кочевой образ жизни, останавливаясь ненадолго и используя землю для пахоты или пастбищ, в зависимости от местности, в которую они попадали. Значительная часть славян жила в области, не изобилующей пригодной для земледелия почвой. Центральная Россия была покрыта озерами, болотами и дремучими лесами. Славянские народы научились приспосабливаться к условиям их окружающей среды. В то время были хорошо развиты охота, рыболовство, бортничество. Впоследствии, когда численность славян значительно возросла, они перешли к оседлому образу жизни, требующему более рационального ведения хозяйства.

Однако быт всех славянских народов всегда был очень тесно связан с земледелием, оно являлось основой их хозяйства, оказывало огромное влияние на славянский календарь. Выращивали пшеницу, рожь, просо, овес. Землю обрабатывали вручную с помощью сохи, мотыги. Для расширения своих земель, славяне сжигали леса, использую пепел как удобрение. Славяне занимались земледелием преимущественно для собственного пропитания, и практически никогда не использовали выращенное для торговли. Также в список основных занятий славян входило скотоводство. Было хорошо развито разведение лошадей, овец, коров и свиней. В зимней время, когда земледелие не было возможным, славяне занимались изготовлением одежды, посуды, изделий для бытовых нужд. Со временем стали появляться целые поселения, занимающиеся одним конкретным ремеслом. А ремесел было много.

 Кузнечное дело было самым значимым и распространенным среди ремесел. Изделия из металла использовались в ведении хозяйства, для обработки земли, а также в обмундировании воинов. Было изготовлено множество мечей, ножей и защитных кольчуг. Многие из оружий, выкованных славянскими кузнецами, сохранились и по сей день. Глядя на их состояние, можно утверждать, что кузнечное дело было развито на профессиональном уровне.

Обработка дерева. Второе по значимости ремесло. Из дерева строились все хозяйственные постройки, бытовые предметы, украшения. Славянские предметы быта – народное творчество, занимающее особое место в истории Древней Руси.

Ювелирное дело. Мастерски выполненные изделия из золота и серебра, которые славяне выставляли на продажу торговцам из других стран. Также среди славянских народов очень популярными были изделия из глины. Это были и изделия для бытовых нужд, и украшения.

 

Брак и семья в Древней Руси.

 

Само понятие рода у славян стояло на первом месте. В брак вступали рано, юноши в 16-17 лет, девушки в 12-14. С момента бракосочетания девушка считалась членом рода мужа. В ночь накануне свадьбы, невесте заплетали косу, а после шафер или староста расплетали ей косу и натягивали платок на голову. На следующий день молодоженам предстояло пройти через ворота с лежащим поперек них топором. По традиции это должно было уберечь их от злых сил. Далее в присутствии жреца молодые давали супружескую клятву, затем родственники приветствовали их хлебом с солью, и начинался свадебный пир. Невинность на Древней Руси не ценилась, напротив, жениться на девушке с ребенком было почетно, это был признак ее плодовитости. Древние славяне жили большими семьями, обычно по три поколения. Несколько интересных древних славянских обрядов было связано с рождением детей. Чтобы защитить новорожденного от злых демонов и порчи, на его колыбельке завязывали красные ленточки, а на пороге комнаты клали острые предметы. Считалось, что в ночь после рождения ребенка к нему являются три божества, которые решают его судьбу. Чтобы задобрить богов, для них оставляли угощение: хлеб, сыр и мед.

 

Один из обрядов ― пострижены ― касался только мальчиков, и проводился, когда ему исполнялось 12 лет. В этом возрасте мальчику в первый раз стригли волосы и давали «настоящее» имя: полученное при рождении, имя мальчика считалось «временным», данным для защиты от злых духов.

 

 Славяне издавна жили родами, это для них было основой всего. Весь славянский быт подчинялся понятию рода. Славяне даже имели бога, отвечающего за род. Нарекли его – Род. Богатые князья были полигамными, часто окружали себя не только женами, но и наложницами.

 

Славяне поклонялись силам природы. Западнославянские племена строили в честь своих божеств богатые храмы, которые обслуживались жрецами. В большинстве племен, которые не строили храмы, поклонение богам проходило в «священных рощах». Помимо основных божеств были незначительные духи природы — рек, лесов, полей и дома.

Каждая семья поклонялась духам предков. Считалось, что они пребывают в темноте и холоде за пределами мира и завидуют живым. Чтобы успокоить их и дать им почувствовать себя живыми, им приносились дары как дома, так и во времена весенних и осенних праздников мертвых, когда люди шли посещать их могилы и приносили им еду. Также, у них были боги Доля (удача) и Недоля (неудача). Со временем, однако, их культ смешался с культом поклонения предкам.

Большинство славянских могил — скелетовые, реже — кремированные. Вместе с покойным хоронили его предметы повседневного быта, а реже (в основном, у Восточных славян) хоронили лошадей и оружие (особенно в курганах с покойным вождем).

 

Кухня древних славян

Кухня народа определяется ресурсами, которыми он может располагать. Славяне, проживающие на довольно обширных территориях Европы и Азии, выращивали злаковые, овощи, фрукты. Мясо и рыба в меню присутствовали далеко не каждый день, так как животноводство и скотоводство у древних славян начало массово развиваться, только начиная с 10-го века, а рыболовство не было основным из занятий.

 

Вот несколько старинных славянских блюд:

Хлебный суп. Небольшие кусочки сухого хлеба поджаривают на растительном или животном жире, добавив лук и зелень. Затем заливают водой, доводят до кипения и вливают тонкой струйкой взбитые яйца. По вкусу такой суп напоминает мясной.

Похлебка Перуна. Это вид окрошки, которая готовится на сквашенном молоке из кислой капусты, вареного мяса, зелени и чеснока.

Снетовица. Густой суп из мелкой озерной рыбы, картофеля и лука.

Заяц по-охотничьи. Блюдо готовится в казане на костре. Части заячьей тушки заливают водой, томят до полуготовности, затем к ним добавляют овощи, травы и тушат еще полчаса.

Жаркое из вепря. Праздничное блюдо, для приготовления которого куски мяса дикого кабана несколько часов маринуют в меду, а затем тушат в глиняных горшочках, залив квасом.

Лесной пирог. Готовится в печи. Основа ― дрожжевое тесто из муки грубого помола, начинка ― гречка, рубленое мясо курицы, зелень.

Каша сименуха. Гречневая каша, сдобренная зажаркой из грибов, яиц и лука.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Aleksander Brückner: Dzieje kultury polskiej, 1930.
  2. Aleksander Brückner: Słownik etymologiczny języka polskiego, Wiedza Powszechna, Warszawa 1993, ISBN 83-214-0410-3.
  3. Tadeusz Manteuffel: Historia powszechna: średniowiecze, PWN, Warszawa 1978.
  4. Lubor Niederle: Słowiańskie starożytności, Warszawa 1907-11.
  5. https://qwizz.ru/tradicii-slavyan 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Яштылова Я.В., Зайкина Т.В. РЕЛИГИОЗНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ СЛАВЯНСКОГО НАРОДА // Вестник науки №12 (57) том 3. С. 366 - 371. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6789 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6789



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.