'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 3
  4. Научная статья № 63

Просмотры  64 просмотров

Алексина Е.А., Степин С.Н.

  


ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В РАССКАЗАХ А.П. ЧЕХОВА *

  


Аннотация:
психологизм – важный элемент в литературном произведении. Данное явление исследовали многие ученые, лингвисты, критики, такие как: Андрей Борисович Есин, Владимир Борисович Катаев и другие. Психологизм – система средств и приемов, которая помогает раскрыть внутренний мир героев. Формы и методы раскрытия психологизма различны: словесный портрет, монолог, диалог, жесты, мимика, интерьер, пейзаж, на фоне которого изображается герой. В данной статье исследованы формы раскрытия внутреннего мира героя в рассказах А. П. Чехова   

Ключевые слова:
психологический анализ, психологизм, внутренний мир, А. П. Чехов, душевное состояние   


УДК 82-32

Алексина Е.А.

студент филологического факультета

Мордовский государственный педагогический университет

имени М.Е. Евсевьева

(г. Саранск, Россия)

 

Степин С.Н.

кандидат филологических наук, доцент

кафедры литературы и методики обучения литературе

Мордовский государственный педагогический университет

имени М.Е. Евсевьева

(г. Саранск, Россия)

 

ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В РАССКАЗАХ А.П. ЧЕХОВА

 

Аннотация: психологизм – важный элемент в литературном произведении. Данное явление исследовали многие ученые, лингвисты, критики, такие как: Андрей Борисович Есин, Владимир Борисович Катаев и другие.

Психологизм – система средств и приемов, которая помогает раскрыть внутренний мир героев. Формы и методы раскрытия психологизма различны: словесный портрет, монолог, диалог, жесты, мимика, интерьер, пейзаж, на фоне которого изображается герой.

В данной статье исследованы формы раскрытия внутреннего мира героя в рассказах А. П. Чехова.

 

Ключевые слова: психологический анализ, психологизм, внутренний мир, А. П. Чехов, душевное состояние.

 

В русской литературе существует такое понятие как «психологизм». Многие критики обращались к исследованию данного явления в произведениях М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других. Писатели во многих произведениях изображали героев с тонкой душевной организацией, определяли их поступки и действия.

 Существует несколько объяснений понятия «психологизм». В широком смысле – свойство литературы и искусства, с помощью которого передается воссоздание человека и персонажей. В узком смысле психологизм – это свойство, характерное для многих литературных произведений. Психологизм дает возможность наглядно изобразить внутреннее состояние человека, его мотивы и поступки определенных действий, происходящих в жизни. А.Б. Есин определяет термин так: «Психологизм – это определенная художественная форма, за которой стоит и в которой выражается художественный смысл, идейно-эмоциональное содержание». [4]

В данной статье изучены малые литературные жанры конца 19 века, проанализированы рассказы А. П. Чехова и формы изображения психологизма в них.

В таких литературных жанрах как рассказ используются различные приемы изображения состояния души героя, его характера на фоне определенного пейзажа, с помощью описания интерьера, где он живет. Используется и такой прием, как словесный портрет.

Когда человек читает литературное произведение, невольно встречается с героями, которые имеют разный, непохожий на других характер. Бывают герои, обладающие мужеством, решительностью, силой духа. Но есть и те, для которых такие качества не свойственны. Иногда поступки, действия, мысли литературного героя схожи с поступками читателя. Он сближается, проходит весь путь в произведении вместе с персонажем, находит ответы на многие волнующие вопросы. Данный прием, когда читатель сопереживает литературному герою, часто встречается в произведениях А. П. Чехова. Достигается он путем включения в текст произведения внутреннего монолога литературного персонажа. Читатель изучает духовный мир героя, иногда жалеет его, а бывает и так, что осуждает за какие-либо мысли и поступки.

Например, в рассказе «Невеста» А. П. Чехов передал все эмоции передал так, чтобы читатель начал сопереживать герою: «Ей казалось, что в городе все давно уже состарилось, отжило и все только ждет не то конца, не то начала чего-то молодого, свежего. О, если бы поскорее наступила эта новая, ясная жизнь, когда можно будет прямо и смело смотреть в глаза своей судьбе, сознавать себя правым, быть веселым, свободным! А такая жизнь рано или поздно настанет! Ведь будет же время, когда от бабушкина дома... не останется и следа, и о нем забудут, никто не будет помнить» («Невеста») [5].

А. П. Чехов ­– новатор в области психологизма. Это связано с тем, что автор использовал определенный подход в изображении внутреннего мира героя. В своих произведениях он обратил внимание на нравственное состояние обычных людей, а не исключительных личностей. В рассказах А. П. Чехов раскрывал и преображение человеческой души, и обратный процесс, когда герой падает духом, перестает бороться с жизненными трудностями, преследующими его на пути, переходит к духовной ограниченности. Такая деградация показана в его рассказе «Ионыч». Постепенно земский врач, интеллигентный человек, Дмитрий Ионыч Старцев превращается в обычного взяточника, который уже не видит ничего, кроме денег, покупает на них не книги, как было раньше, а недвижимость. 

Отличительной особенностью изображения внутреннего мира героя в рассказах А. П. Чехова является то, что он не стремится обратить пристальное внимание на раскрытие психологизма у читающего. Он делает это на фоне обыденных действий, которые совершают герои в его произведениях. Такие же события происходят и в реальной жизни, поэтому его рассказы так близки читателям. Писатель использует различные формы психологического анализа: умолчание, незаконченные предложения, риторические вопросы, монологи и т. д. А. Белый писал: «Герои очерчены внешними штрихами. Они ходят, пьют, говорят пустяки, а мы видим бездны духа, сквозящие в них. Они говорят как заключенные в тюрьму, а мы узнаем о них что-то такое, чего они сами в себе не замечают. В мелочах, которыми они живут, для нас какой-то тайный шифр – и мелочи уже не мелочи. Пошлость жизни чем-то нейтрализована. В мелочах ее всюду открывается что-то грандиозное» [6, С. 407] Общее психологическое настроения героя состоит из небольших фрагментов, которые воссоединяются между собой, образуют целостную картину литературного персонажа.

О внешних событиях писатель повествует вместе с духовными изменениями. Например, третья глава «Именины» представляет чувства и мысли Ольги Михайловны. Душевные переживания в данном рассказе занимают малую часть текста. Сам психологизм подробно раскрывается в прогулках, пикниках, в возвращениях домой. У писателя не было особого стремления объединить все мелочи, которые могли бы характеризовать душевное состояние героя в какой-либо определенный момент. Наоборот, А. П. Чехов всё время чередует духовную картину элементами сюжета и материального мира. Каким именно будет персонаж, читатель узнает не сразу. Психологизм героя выясняется постепенно, неощутимо.

Одним из наиболее важных фактов для писателя является осознание персонажем обреченности жизни. Писатель не прибегал к выражению собственной позиции и огромное внимание акцентировал на простых вещах. Автор не заострял внимание на душевном состоянии своего героя и считал, что такие характеристики, как портрет, пейзаж и интерьер очень важны в представлении душевного мира человека. Вследствие этого, одной из важных черт малого жанра Чехова является неравнодушие к внутреннему состоянию человека.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Минералов, Ю. И.  История русской литературы. 1870-1890-е годы: учебник для вузов / Ю. И. Минералов, И. Г. Минералова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 441 с. 
  2. Овсянико-Куликовский, Д. Н.  Вопросы психологии творчества. Пушкин. Гейне. Гете. Чехов / Д. Н. Овсянико-Куликовский. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 217 с.).
  3. Чехов, А.П. Собрание сочинений в 15 томах. Том 7. Рассказы, повести (1887 - 1888) [Текст] / А.П. Чехов. – М.: Мир книги, 2007 – 414 с.
  4. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие / А. Б. Есин. - М.: Флинта, Наука, 2000. - 248 с.
  5. Чехов А. П. Невеста [Электронный ресурс] / А. П. Чехов. – URL: https://ilibrary.ru/text/1184/p.1/index.html – (Дата обращения 03.05.05).
  6. Белый, А. Вишневый сад // Арабески. Книга статей / А. Белый. – М., 1911. – 526 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Алексина Е.А., Степин С.Н. ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В РАССКАЗАХ А.П. ЧЕХОВА // Вестник науки №12 (57) том 3. С. 380 - 385. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6792 (дата обращения: 02.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6792



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.