'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 3
  4. Научная статья № 69

Просмотры  75 просмотров

Пронина О.В., Пронина Н.В.

  


СВЯЗЬ ХРИСТИАНСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ИСКУССТВА И АВАНГАРДА *

  


Аннотация:
в данной статье рассмотрены основные схожие черты между христианским религиозным искусством и авангардными произведениями. Автор затронет прочтение символики цвета на примере картины Малевича «Голова крестьянина», проведет параллели в сюжетных линиях. Схожие черты в области театрального (костюмного) оформления, подняты основные мотивы в стремлении создания беспредметного изображения   

Ключевые слова:
икона, ХХ век, цвет, живопись, художники-авангардисты   


УДК 75.1

Пронина О.В.

преподаватель кафедры дизайна

Московский региональный социально-экономический институт

(г. Видное, Россия)

 

Пронина Н.В.

преподаватель кафедры дизайна

Московский региональный социально-экономический институт

(г. Видное, Россия)

 

СВЯЗЬ ХРИСТИАНСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ИСКУССТВА И АВАНГАРДА

 

Аннотация: в данной статье рассмотрены основные схожие черты между христианским религиозным искусством и авангардными произведениями. Автор затронет прочтение символики цвета на примере картины Малевича «Голова крестьянина», проведет параллели в сюжетных линиях. Схожие черты в области театрального (костюмного) оформления, подняты основные мотивы в стремлении создания беспредметного изображения.

 

Ключевые слова: икона, ХХ век, цвет, живопись, художники-авангардисты.

 

Связь христианского религиозного искусства и авангарда – неожиданный тезис, тем не менее – это факт, мало, если не сказать совсем, не исследован. Авангардные изыскания, как и другие течения, берут свои истоки в станковых произведениях древних мастеров. Общего в художественном языке русской иконы и поисках авангардных живописцев немало, что неудивительно, поскольку Авангард возникает на почве русских изобразительных традиций, искусство которых представлено религиозными сюжетами, вплоть до Петровского времени. Изображения ликов святых стали базисом для становления светского изобразительного искусства, которое в ХХ веке достигнет своего расцвета и станет массовым, так в XVII веке появляется первый портрет – парсуна [1, с.2]. Парсуну считают ранним «примитивным» портретным изображением, таким же сравнением удостоятся и многие произведения авторов первой половины XX века.

 pronina1 (1)

Рисунок 1. Парсуна

 

В контексте нашего исследования следует выделить основные схожие характерные черты, а именно: цвет, перспектива, каноны изображения [2, с.3].

 

pronina1 (2)

Рисунок 2. Описание основных цветов иконы

 

Цвет

Ни для кого не секрет, что цвету в изображениях отводится особая роль. Цветом можно передать особое настроение, тревогу, погрузить зрителя в сюжет. В цвете может зашифровываться особый смысл, так, например, в христианской практике изображения белый цвет воспринимается как Божие небесное сияние (Божий свет, свет веры), символ чистоты и невинности, радости и праздника.

Красный – это символ Божьей силы и любви. Все красные оттенки в Церкви, прежде всего, символизируют искупительную кровь, которую пролил за человеческие грехи Спаситель, и его любовь к людям.

Золотой, желтый – это признак Божьего присутствия, вечного небесного света и благодати Господней.

Черным пишут зло, или монашеский подвиг, связанный со смирением и отречением от земного. В практике авангарда цвет также имеет свою символику, которая по эмоциональному значению схожа с символикой христианской культуры. В начале ХХ века, публикуются теории о цвете, в которых говорится о воздействии цвета на восприятие человека.

Зарождается «психология цвета», «цветоведение» и значение цветов, их эмоциональная нагрузка оказывается близка к христианским практикам. Цветовое оформление становится основой авангардной архитектуры и интерьера, графического оформления, задавая настроение и соответствующий эмоциональный фон. Остановимся на картине К. Малевича «Голова крестьянина» и проследим параллели с иконографическими формами. Фигура с головой вписана в крест, также появляются дополнительные формы креста [3, с.4].

 

pronina1 (3)

Рисунок 3. Сопоставление картины Малевича

и расположения изображения на ней с канонами иконописи

 

Позади крестьянина изображен пейзаж – пашня, на которой он работает, и приход, в который он ходит на службы.

Цвета имеют свою особую символику, так же, как и у икон. [4, с.5].

Серый - подчеркивает статус - крестьянин.

Голубой - отражение веры и духовности.

Зеленый - символ жизни и плодородия.

Красный - символ божьей силы и любви.

Пурпурный - символ божественного проявления.

Золотой (желтый) – знак плодородия, достоинства, также рассматривается как признак Божественного присутствия.

Чёрный подчеркивает факт того, что человек грешен.

 

pronina1 (4)

Рисунок 4. К. С. Малевич «Голова крестьянина»

и сопоставления основных цветов иконописи

 

Но в отличие от иконографических образов, крестьянин находится ближе к земле, горизонт располагается высоко. В авангардных изысканиях, как и в иконописных изображениях, имеются свои каноны. Авангардисты возвращаются к приемам иконописцев и переносят на полотна обратную перспективу, локальный цвет, обобщённые формы, символичность, использование особых цветовых фонов, линий, обводок и даже обращаются в своем творчестве к Библейским сюжетам, решая этико-философские проблемы своего времени . [5-8 с.6,7].

 

pronina1 (5)

Рисунок 5. К.С. Петров-Водкин «Петроградская Мадонна»

 

pronina1 (6)

Рисунок 6. К.С. Петров-Водкин «Мать»

 

pronina1 (7)

Рисунок 7. П.Н. Филонов «Волхвы (мудрецы)»

 pronina1 (8)

Рисунок 8. П.Н. Филонов «Святое семейство»

 

Христианскими мотивами заинтересованы не только художники, но и театральные деятели. Так, в 1915 году Дягилев приглашает для работы над новым балетом «Литургия» Наталью Гончарову. Балет в итоге не состоялся, но остались эскизы.

 

pronina1 (9)

Рисунок 9. Иллюстрации Н. С. Гончаровой к балету «Литургия»

 

На эскизах видно, как Гончарова обращается к Византийским мозаикам и Русским иконам 16-17 столетия [9, с.8]. Гончарова стремится не стилизовать, а передать характерные черты и особенности средневекового искусства – его монументальность, условность, иконографичность.

Прослеживается параллель между декоративными, орнаментальными вставками и драгоценной отделкой платья Константина Великого и Юстиниана на мозаике из Софии Константинопольской [10-13, с.8,9].

pronina1 (10)

pronina1 (12)

Рисунок 10. Мозаика из Софии

Константинопольской

 

pronina1 (11)

pronina1 (13)

Рисунок 11. Н. С. Гончаровой эскиз к балету «Литургия»

 

Возможно, позднее некоторые идеи конструктивного костюма заимствуются из этого проекта.

В поиске новой формы кроя в работе над эскизами для спектакля «Смерть Тарелкина» Варвара Степанова обратилась к лаконичной геометрии монашеских одеяний. Простота линий и геометрия узоров на облачениях священнослужителей имеют очевидные схожие черты при наглядном рассмотрении. Автор переработал «образцы» по-своему в условиях новой идеологической нормы [12, с.10].

 

pronina1 (14)

Рисунок 12. Костюм В. Ф. Степановой «Смерть Тарекина»

 

Но в данном исследовании важен связывающий смысл икону и концепция авангарда. Данное сравнение уместно, поскольку и иконографические изображения, и полотна авангардистов имеют новую точку отсчёта в искусстве. Несмотря на стремление авангарда создать новое искусство, не имеющее связи со старым, проникновение христианской культуры при близком рассмотрении становится более очевидной.

Внутренние глубокие сходства, беспредметность характерны для Ветхого Завета и в Иконоборческий период, когда на изображение лица был строгий запрет. При этом абстрактные изображения не теряли своего внутреннего стремления отобразить невидимые энергии. В XX же веке Малевич путем отказа от очевидных форм, путем беспредметного выражения мира пытается познать Бога через безмолвие.

Приход беспредметной живописи на смену «реалистической» Василий Кандинский сравнивает с появлением Нового Завета Христа, который не разрушал Ветхий Завет Моисея, а возник на его основе и углубил, и развил его более простые, прямолинейные нормы и установления. Также автор отмечает, что абстрактное искусство – это новая и более высокая ступень в развитии живописи [13, с.11].

 pronina1 (15)

Рисунок 13. В. В. Кандинский «Страшный суд»

 

Исходя из вышеперечисленного, создаётся впечатление, что авангардное искусство черпает свои духовные силы из «архаичного сознания» и представляет собой «переосмысление прошлого». Современные теоретики выделяют погружение автора в тему, как основную точку соприкосновения между авангардом и иконой. Сильная дематериализация образа, абстрагированность от натуралистической предметности духа. Отказ от очевидных гиперреалистичных форм, условно-обобщенное схематизированное изображение человеческих фигур – всё это тесно связывает иконописание произведения и экспериментальные течения авангарда [14, с.12].

pronina1 (16)

Рисунок 14. К. С. Малевич «Черный квадрат», «Черный круг», «Черный крест»

 

Итак, даже беглое сравнение основных позиций представителей русского авангарда и средневековой христианской культуры, элементов художественных языков показывает, что работа в данном направлении может дать интересные и значимые для понимания искусства начала ХХ века результаты. Исследования в

данном сегменте могут проводиться более детализированно, материал может послужить хорошим кратким аналитическим источником для беглого изучения студентами в области истории искусств.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Духовно-эстетические основы русской иконы. М.: Ладомир, 1995.
  2. Саробянов Д. Шатских А. Казимир Малевич. Живопись. Теория. М.:Искусство,1993.
  3. Грищенко А. Русская икона как искусство живописи. М., 1917;
  4. John Bowlt. Othodoxy and the Avant-Garde. Sacred Images in the Work of Goncharova, Malevich and thier Contemporaries // Christianity and the Arts in Russia. M.Velimirovic and W.Brumfield, eds. Сambridge, 1991;
  5. Кривцун, О. А. Психология искусства : учебник для вузов / О. А. Кривцун. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 265 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02354-1. — Текст : электронный//Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511509
  6. Бычков В. Бычкова Л. ХХ век: предельные метаморфозы культуры [Электронный ресурс] - https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Buchkov/Buchkov_XXvek.php
  7. Иконопись и русский авангард [Электронный ресурс] http://rusavangard.ru/online/history/ikonopis/

 

Pronina O.V.

Lecturer of the Department of Design

Moscow Regional Socio-Economic Institute

(Vidnoye, Russia)

 

Pronina N.V.

Graduate of the Department of Design

Moscow Regional Socio-Economic Institute

(Vidnoye, Russia)

 

THE CONNECTION BETWEEN CHRISTIAN

RELIGIOUS ART & THE AVANT-GARDE

 

Abstract: this article discusses the main similarities between Christian religious art and avant-garde works. The author will touch upon the reading of the symbolism of color on the example of Malevich's painting "The Peasant's Head", draw parallels in the storylines. There are similar features in the field of theatrical (costume) design, the main motives in the desire to create a non-objective image are raised.

 

Keywords: icon, twentieth century, color, painting, avant-garde artists.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Пронина О.В., Пронина Н.В. СВЯЗЬ ХРИСТИАНСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ИСКУССТВА И АВАНГАРДА // Вестник науки №12 (57) том 3. С. 410 - 422. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6798 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6798



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.