'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 3
  4. Научная статья № 88

Просмотры  679 просмотров

Куликов Р.Р., Шапошник Д.С.

  


СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПОВСЕДНЕВНОГО УПРАВЛЕНИЯ *

  


Аннотация:
в работе приведен анализ систем поддержки принятия решений, применяемых при чрезвычайных ситуациях в МЧС России. Рассматриваются различные информационные технологии, которые применяются при реагировании на чрезвычайные ситуации   

Ключевые слова:
чрезвычайные ситуации, органы управления, информационные системы, прогнозирование ситуации, автоматизированный обмен информацией, термический точки, паспорта территорий, оперативный прогноз, расчетные задачи   


УДК 355.588

Куликов Р.Р.

Академия Государственной противопожарной службы

Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий стихийных бедствий

(г. Москва, Россия)

 

Шапошник Д.С.

канд. техн. наук, доцент кафедры «Пожарная безопасность»

Пензенский филиал

Московский государственный университет технологий и управления

им. К.Г. Разумовского

(г. Пенза, Россия)

 

СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ УПРАВЛЕНИЯ

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ОРГАНОВ ПОВСЕДНЕВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Аннотация: в работе приведен анализ систем поддержки принятия решений, применяемых при чрезвычайных ситуациях в МЧС России. Рассматриваются различные информационные технологии, которые применяются при реагировании на чрезвычайные ситуации.

 

Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, органы управления, информационные системы, прогнозирование ситуации, автоматизированный обмен информацией, термический точки, паспорта территорий, оперативный прогноз, расчетные задачи.

 

С возникновением чрезвычайной ситуации (далее – ЧС) или при непосредственной ее угрозе организуются и проводятся мероприятия по защите населения, территорий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объем и содержание которых определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся в распоряжении соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) сил и средств.

Для проведения превентивных мероприятий по недопущению ЧС, уменьшению ущерба и потерь на них, необходимо прогнозировать возникновение возможных ЧС с учетом времени их наступления и возможном характере развития.

Развитие систем моделирования ЧС посредством использования автоматизированных информационных управляющих систем, а также внедрение информационных систем, включающих в себя все возможные расчеты рисков для жизни и здоровья населения на территории Российской Федерации, применение современных методов моделирования ЧС позволит минимизировать последствия и предотвратить значительные человеческие жертвы.

Одной из таких информационных систем является Атлас опасностей и рисков МЧС России.

Система предназначена для обеспечения на высоком научно-техническом уровне комплексной информационно-картографической системы хранения, актуализации и представления данных о природных и техногенных опасностях и угрозах, актуальных для России на текущий момент, организации и результатах деятельности РСЧС во взаимосвязи с экономическими, демографическими, социальными и другими характеристиками регионов для использования в различных подразделениях МЧС России и населением.

Атлас опасностей и рисков МЧС России – геоинформационная система МЧС России, содержащая тематические сведения федеральных органов исполнительной власти и данные из открытых источников, данные системы космического мониторинга.

Атлас может использоваться в свободном доступе на официальных интернет-ресурсах МЧС России и ограниченном доступе в системе МЧС России.

Функционал Атласа позволяет накладывать на картографическую основу тематические информационные слои (границы, силы и средства, транспортная и коммунальная инфраструктура, метеобстановка и т.д.). Также содержит расчётные задачи для анализа рисков (подъем воды по цифровой модели рельефа, охлаждение помещений, взрыв твердо взрывчатых веществ, низовой пожар).

Помимо того, что Атлас опасностей и рисков МЧС России –­ это отдельная информационная система, он так же является одним из блоков личного кабинета ЕДДС.

Заседанием Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18.03.2022 № 1 принято решение о совершенствовании деятельности единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований по автоматизированному обмену оперативной и плановой информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между МЧС России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации посредством использования «Личного кабинета ЕДДС» (далее – ЛК ЕДДС) информационной системы «Атлас опасностей и рисков» [5].

ЛК ЕДДС предназначен для решения комплексных задач в области защиты населения и территории от ЧС, включая оперативное управление, информирование и координацию действий дежурно-диспетчерских, оперативно-дежурных, аварийно-спасательных служб и служб экстренного вызова, коммерческих и коммунальных организаций.

ЛК ЕДДС позволяет организовать взаимодействие органов повседневного управления муниципального, регионального и федерального уровней в единой системе управления (едином информационном поле) с учетом требований законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации в области защиты информации, не составляющей государственную тайну, в том числе осуществлять поддержку принятия решений должностными лицами органов управлений РСЧС на соответствующих уровнях РСЧС по ликвидации или минимизации последствий ЧС.

Основной целью использования ЛК ЕДДС является повышение эффективности мероприятий по предупреждению и реагированию на ЧС и происшествия.

ЛК ЕДДС состоит из трёх базовых блоков: «Атлас опасностей и рисков», «Термические точки», «Паспорта территорий». В настоящее время разработаны методические рекомендации по порядку работы с указанными блоками. Вместе с тем, на стартовой странице ЛК ЕДДС находится ссылка для перехода в сервис обмена мгновенными сообщениями VK Teams [6].

Основными задачами использования ЛК ЕДДС являются:

- повышение эффективности информационного взаимодействия органов;

- повседневного управления муниципального, регионального и федерального уровней;

- за счет организации доступа к единому информационному пространству;

- должностных лиц органов управления РСЧС (в том числе осуществляющих несение дежурства);

- цифровизация процесса сбора, обработки и обмена информацией в соответствии с требованиями информационного обмена.

Главное управление «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» (далее – ГУ «НЦУКС») в рамках своей компетенции осуществляет контроль за доведением информации, предоставляемой через ЛК ЕДДС Центром управления в кризисных ситуациях Главного управления (далее – ЦУКС ГУ) и ЕДДС муниципальных образований.

ЦУКС ГУ размещает в ЛК ЕДДС результаты расчетных задач, подготовленных в информационной системе «Атлас опасностей и рисков», контролирует работу с термоточками, паспортами территорий, ежедневным оперативным прогнозом возникновения ЧС и расчетными задачами.

ЕДДС муниципальных образований использует в своей деятельности информацию, предоставленную в ЛК ЕДДС (данные по термическим аномалиям, расчеты последствий ЧС и др.), а также предоставляет сведения в ЦУКС ГУ в целях выполнения задач, определённых требованиями руководящих и методических документов, регламентирующих деятельность ЕДДС муниципального образования.

Одним из инструментов ЛК ЕДДС является портал для работы с термическими точками – блок «Термические точки», предназначенный для раннего обнаружения очагов природных пожаров. Блок «Термические точки» является платформой для визуального отображения данных, полученных с применением системы космического мониторинга ЧС МЧС России.

Второй инструмент представляет собой картографический сервис информационной системы «Атлас опасностей и рисков» – блок «Атлас опасностей и рисков». В целях выполнения основных задач и функций ЕДДС муниципального образования, обозначенных положением о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, оператор ЕДДС ознакамливается с ежедневным оперативным прогнозом возникновения ЧС, ранее подготовленными результатами моделирования, а также имеет возможность отобразить архивный ортофотоплан, объекты инфраструктуры в муниципальном образовании.

В блоке «Атлас опасностей и рисков» существует возможность подписки на интересующие пользователя события для включения оповещения изменения данных слоя. Также в оповещении отображается информация, переданная вышестоящим органом управления.

Третьим инструментом Личного кабинета ЕДДС является блок «Паспорт территорий». Интерфейс главной страницы паспорта территории включает дерево территории и статистику фактической заполняемости соответствующих разделов паспорта территории за федеральный округ, субъект Российской Федерации и муниципальное образование (доступно в зависимости от роли).

Стартовая страница состоит из шести разделов: «Силы и средства», «Контакты», «Оперативные данные», «Характеристика территории», «Оперативная обстановка», «Статистика наполненности паспорта».

Также на стартовой странице есть три дополнительные вкладки: «На дежурстве», «Контакты территории», «Документы».

Раздел «Силы и средства» представлен на стартовой странице общей информацией о численном составе подразделений, входящих в состав муниципального звена РСЧС.

Сведения представлены подразделом «Общая группировка территориального звена РСЧС» сил и средств за подразделения функциональной и территориальной подсистем РСЧС, а также подразделом «На дежурстве» – силы и средства постоянной готовности.

В раздел «Контактные данные» вносится информация о руководстве администрации муниципального образования, а также сведения о представителях организаций, входящих в состав комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования.

Раздел «Характеристика территории» представлен перечнем характеристик в соответствии с приказом МЧС России от 25.10.2004 № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» [7].

Раздел представлен тремя вкладками: «Характеристика территории», «Показатели риска», «Характеристика организационно-технических мероприятий».

Раздел «Документы» предназначен для загрузки и хранения электронных копий различных документов. Документы можно загружать по следующим тематикам: «Нормативные акты» – нормативные акты муниципального образования в области защиты населения и территорий от ЧС, «Документы-основания» – распоряжения, постановления и т.п., документы, отражающие определенные указания при реагировании на ЧС или установление режимов функционирования, «Оперативные данные» – донесения об угрозе и факте возникновения ЧС, а также других оперативных событиях.

Раздел «Оперативная обстановка» предназначен для внесения соответствующей информации по режимам функционирования и действующим классам пожарной опасности на территории муниципального образования.

Раздел «Статистика» отражает статус заполнения основных разделов паспорта территории. Отображение статистики в паспорте территории представлено в двух вариантах: на странице с деревом территории и на главной странице паспорта территории. Статистика формируется по трем основным разделам: «Контакты», «Силы и средства», «Характеристика территории».

Периоды корректировки разделов «Общая группировка территориального звена РСЧС», «Контактные данные», «Общая характеристика территории», «Показатели риска природных ЧС», «Показатели риска техногенных ЧС», «Характеристика организационно-технических мероприятий» – устанавливаются администратором субъекта Российской Федерации. Доступ к общему «Плану-календарю» осуществляется через панель учетной записи цифрового паспорта территории.

Сервис обмена мгновенными сообщениями VK Teams – это цифровое рабочее место пользователя, которое включает в себя все необходимые инструменты для создания единого коммуникационного пространства. Пользователи могут вести переписку, проводить видеоконференции, работать с документами.

В результате внедрения вышеуказанных информационных систем для решения комплексных задач в области защиты населения и территории от ЧС можно сделать вывод об их широкой направленности и необходимости применения в деятельности органов управления МЧС при решении задач обработки данных мониторинга опасностей, сбора статистических сведений о ЧС, для проведения расчетов масштабов аварий, работы со справочной информацией, организации взаимодействия органов повседневного управления муниципального, регионального и федерального уровней в единой системе управления по ликвидации или минимализации последствий ЧС.

Совершенствование и дальнейшее развитие систем управления, ориентированных на прогноз и предупреждение ЧС, на защиту населения и территорий от возможных угроз, имеет особенно большое значение для принятия своевременных и рациональных решений, позволяющих минимизировать людские потери и материальный ущерб.

Схема взаимодействия при ЧС (угрозе) представлена на рисунке 1.

 

Рис.1. Схема взаимодействия при ЧС (угрозе).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Качанов С. А., Нехорошев С. Н., Попов А. П. Информатизационные технологии поддержки принятия решений в чрезвычайных ситуациях: Автоматизированная информационно-управляющая система Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: вчера, сегодня, завтра: [монография] / С. А. Качанов, С. Н. Нехорошев, А. П. Попов; М-во Рос. Федерации по делам граждан. обороны, чрезвыч. ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Всерос. науч.-исследоват. ин-т по проблемам граждан. обороны, чрезвыч. ситуациям. Москва: Деловой экспресс, 2011. — 400 с.: ил.
  2. Насса Е.И., Клецова А.С. Защита и действия населения в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для высшей школы, 2014. – 392 с.
  3. Рязанов В.А. Основы теории управления. Для слушателей факультета руководящих кадров очной и заочной форм обучения: Курс лекций / Под общ. ред. Н.Л. Присяжнюка. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. – 144 с.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ред. от 30.12.2021 г.)
  5. Заседание Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18.03.2022 № 1.
  6. Методические рекомендации по порядку работы в «Личном кабинете ЕДДС».
  7. Приказ МЧС России от 25.10.2004 № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Куликов Р.Р., Шапошник Д.С. СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПОВСЕДНЕВНОГО УПРАВЛЕНИЯ // Вестник науки №12 (57) том 3. С. 521 - 530. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6817 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6817



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.