'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 3
  4. Научная статья № 90

Просмотры  81 просмотров

Машин Р.В., Волков Е.М.

  


ФОРМИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛИЗМА КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ВХУТЕМАС *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены этапы формирования творческой школы архитекторов имевшей важное практическое значение для советского градостроения   

Ключевые слова:
ВХУТЕМАС, архитектура Москвы 1920-30 годов, Ассоциация новых архитекторов   


УДК 728.03

Машин Р.В.

преподаватель кафедры дизайна

Московский региональный социально-экономический институт

(г. Видное, Россия)

 

Волков Е.М.

студент кафедры дизайна

Московский региональный социально-экономический институт

(г. Видное, Россия)

 

ФОРМИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛИЗМА КАК

РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ВХУТЕМАС

 

Аннотация: в статье рассмотрены этапы формирования творческой школы архитекторов имевшей важное практическое значение для советского градостроения.

 

Ключевые слова: ВХУТЕМАС, архитектура Москвы 1920-30 годов, Ассоциация новых архитекторов.

 

ВХУТЕМАС ((В)ысшие (ху)дожественно-(те)хнические (мас)терские ) в 1920-е годы (с точки зрения архитектурной школы) представлял собой уникальную творческую среду, в которой бок о бок гармонично развивались творческие течения, придерживающиеся весьма различающихся (часто противоположных) творческих принципов.

В 1920–1923 годах на факультете архитектуры постепенно сформировались три центра, с отличными друг от друга творческими концепциями и принципами преподавания: академические мастерские (И. В. Жолтовский, И. В. Рыльский, А. В. Щусев, Э. И. Норверт, В. Д. Кокорин, Л.А. Веснин и другие), объединённые левые мастерские — Обмас (Н.А. Ладовский, В.Ф. Кринский и Н.В. Докучаев) и мастерская «экспериментальной архитектуры» (И.А. Голосов и К.С. Мельников). В 1924/1925 учебном году появилась мастерская А.А. Веснина, куда перешла часть студентов как из академических, так и из «новаторских» мастерских.

 mashin 1 (1)

Рисунок 1. Здание высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС)

 

Важнейшим архитектурным направлением, представленным во ВХУТЕМАСе 1920-х годов, стал неоклассицизм (школа И.В. Жолтовского) – творческое направление, основой которого являлось обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма.

В противовес ему сформировался конструктивизм – реализация творческого наследия мастерской А.А. Веснина. Творческая концепция конструктивизма характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшего забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству, а производство – народу. Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами утилитаризма или так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.

В определенной степени творческое противостояние неоклассицизма и конструктивизма стало в советской архитектуре 1920-х годов столкновением старой, «классической» художественной идеологии (или «белой») и идеологии новой, «пролетарской» (или «красной»).

Как и во всех проявлениях «политизированного» функционального конфликта, достаточно быстро обозначилась востребованность «третьего пути» – деидеологизированного, свободного от крайностей как «белого», так и «красного» направления в архитектуре.

Таким направлением в советской архитектуре предвоенного периода стал рационализм, ставший своего рода олицетворением «здравого смысла» в противовес идеологическим догмам.

Основателем нового стиля стал Николай Ладовский – один из ведущих преподавателей ВХУТЕМАС периода 1920-х годов. Ладовский писал: «Архитектура – это искусство, оперирующее пространством». Он отмечал, что архитектурно оформленное пространство (здание) всегда особым образом воспринимается человеком: психологические особенности восприятия также следует учитывать при строительстве. Рационализм характеризовался лаконичностью форм, строгостью и подчёркнутым функционализмом.

Весьма часто Николаем Ладовским в практической деятельности применялись круглые, шаровые формы: именно такие формы позволяют получить из фиксированного количества материалов конструкцию максимального объема.

Творческой основой рационализма стал поиск своего рода компромисса между неоклассицизмом, отрицавшим новаторство в искусстве (стоит отметить, что все будущие рационалисты прошли во ВХУТЕМАСе через неоклассику высокого художественного уровня), и конструктивизмом, опиравшимся на принципиальный отказ от творческого наследия предшествующего периода.

Сам Николай Ладовский, комментируя это, писал: «Бунт модернизма против бессмысленного археолого-стилизаторства был «усмирен» возвращением к ложно-классицизму... Мечты архитекторов были устремлены в прошлое» (статья «Революция в архитектуре», 1927).

Рационализм 1920-х – 1930-х годов стал своего рода «искусством для народа», не примитивным, но ставящим во главу угла комфорт и восприятие пространства простым человеком. Не утилитарная функция, не материал и не конструкция, а именно пространство играет решающую роль в вопросах формообразования.

mashin 1 (2)

Рисунок 2. Н. Ладовский конкурсный проект советского павильона

на международной выставке 1925 год в Париже (1924г.)

 

Важное значение Николай Ладовский уделял практичности новой архитектуры, указывая:

«Стиль... выражение умонастроения эпохи, ее реализма, коллективизма и машинизации … основной признак – рационализм и энергетика. Этот стиль и зародился тогда же, во время голода, холода и разрухи» .

Статья «Революция в архитектуре», 1927г.

 

Практическими примерами воплощения Николаем Ладовским творческих принципов разработанного им стиля стали:

- наземный павильон стации метро «Красные ворота» [3, с. 5];

- жилые корпуса Тверская улица, 6 стр. 3 и 5 [4, с. 6];

- перронный зал станции метро «Лубянка» [6, с.6].

mashin 1 (3)

Рисунок 3. Наземный павильон стации метро «Красные ворота»

mashin 1 (4)

Рисунок 4. Жилой корпус на Тверской улице

mashin 1 (5)

Рисунок 5. Перронный зал станции метро «Лубянка»

 

Весьма интересны и его экспериментальные разработки, например, экспериментальный проект коммунального дома (1920).

В 1920 году состоялась выставка работ членов Живскульптарха, которая стала первой публичной демонстрацией новаторских направлений архитектуры; наибольшее впечатление на участников и посетителей выставки произвели проекты Николая Ладовского. С этого времени Ладовского, до этого практически неизвестного в архитектурных кругах, стали воспринимать как лидера нового направления архитектуры – своеобразного антипода «белому» и «красному» искусству.

Под влиянием этой выставки студенческие массы перешли в наступление против своих устаревших руководителей и их методов. Это наступление отличалось победой на учебном фронте ВХУТЕМАСа, введшего предложенную Ладовским новую программу психоаналитического метода преподавания и рационалистического взгляда на архитектуру.

Впоследствии из группы архитекторов-рационалистов ВХУТЕМАСа образовалась "Ассоциация новых архитекторов" – "АСНОВА".

mashin 1 (6)

Рисунок 6. Иллюстрация к статье

Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА) 1923 г.

 

Видными ее членами, помимо Николая Ладовского, стали Н.В. Докучаев, В.Ф. Кринский, А.М. Рухлядев, Л.М. Лисицкий, А.В. Бунин, А.Ефимов, В.И. Фидман, С.Мочалов, В.С. Балихин и другие. Начиная поиски новой архитектуры, члены группы Ладовского решить для себя и вопросы о влиянии на творчество наследия и традиций. Это были молодые архитекторы, получившие основательную подготовку работы в «стилях» (неоклассицизма и конструктивизма).

При этом Николая Ладовского как педагога отличал акцент в преподавании на понимании функционально-логических связей, логики преобразования пространства и формирования конструкции, а не копировании тех или иных образов, созданных в предшествующий период (на консультациях Ладовский никогда не советовал смотреть образцы, чтобы ученик не переходил на копирование, а создавал своё, новое; задачу ставил всегда устно, апеллируя к логической стороне, а не образному мышлению ученика).

Следствием являлось создание учениками индивидуальных произведений (не стилизованных под Ладовского), спровоцированными его формообразующими идеями, причем уровень проектов в школе Ладовского меньше зависел от таланта ученика, чем в других творческих школах.

Весьма интересны творческие подходы Н. Ладовского к градостроительству. Так, в конце 1920-х годов им был разработан оригинальный план развития города Москвы. По мнению Николая Ладовского, принятая в качестве основной в Генеральном плане развития Москвы радиально-кольцевая форма развития города со временем приведет к градостроительному тупику: развитие «колец» будет происходить, по сути, друг за счет друга, на определенном этапе станет причиной чрезмерного уплотнения застройки и невозможности в этих условиях полноценного развития городской инфраструктуры.

Фактически, в 2010-е годы мы все могли видеть, как реализовались практически все предупреждения Николая Ладовского:

- среди крупнейших мировых мегаполисов с сопоставимой численностью населения Москва занимает наименьшую площадь;

- отсутствие свободного городского пространства внутри замкнутых концентрированных колец привело к необходимости применения принципа «точечной» застройки города;

- «точечная» застройка привела к локальным перегрузкам городской инфраструктуры, Москва стала «чемпионом мира по пробкам», значительно снизилось качество жизни во многих районах из-за нехватки мест в детских садах, школах, больницах;

- сверхвысокая плотность населения и отсутствие свободного пространства привели к невозможности реконструкции городской инфраструктуры – своего рода «замкнутый круг».

В противовес радиально-кольцевой концепции развития Москвы, Николай Ладовский предложил свою: предполагалось разомкнуть одно из колец, дав возможность развития города в одном из направлений, создав таким образом «ось» динамического развития города, в качестве которой Ладовский предложил Тверскую улицу (которая должна была обеспечить развитие Москвы в северо-западном направлении).

По Ладовскому, город со временем должен приобрести форму кометы с историческим центром в качестве ядра.

 

mashin 1 (7)

Рисунок 7. Развитие построек Москвы по теории Н. Ладовского

 

Можно сказать, что современный проект расширения Москвы (Новая Москва) является практическим воплощением идеи Николая Ладовского, высказанной почти век назад: единственной разницей явилось то, что хвост кометы направлен не на северо-запад, к Санкт-Петербургу, а на юго-запад, к Калуге.

 

mashin 1 (8)

Рисунок 8. Развитие территорий Новой Москвы

 

Это дает основания утверждать, что если бы идеи Николая Ладовского были приняты изначально, то Москва развивалась бы примерно так же, как и сейчас, но гораздо более сбалансированно, с меньшей нагрузкой на исторический центр и спальные районы внутри концентрических колец.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Заварихин, С. П. Архитектура: композиция и форма : учебник для вузов / С. П. Заварихин. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 186 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02924-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514376
  2. Заварихин, С. П. Архитектура первой половины XX века : учебник для вузов / С. П. Заварихин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 223 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07342-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513835
  3. Цирес, А. Г. Искусство архитектуры / А. Г. Цирес. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 272 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05825-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516097

 

Mashin R.V.

Lecturer of the Department of Design

Moscow Regional Socio-Economic Institute

(Vidnoye, Russia)

 

Volkov E.M.

Student of the Department of Design

Moscow Regional Socio-Economic Institute

(Vidnoye, Russia)

 

FORMATION OF RATIONALISM

AS REALIZATION OF CREATIVE HERITAGE

OF HIGHER ART & TECHNICAL WORKSHOPS (VKHUTEMAS)

 

Abstract: the article considers the stages of the formation of the creative school of architects, which was of great practical importance for Soviet urban planning.

 

Keywords: VKHUTEMAS, architecture of Moscow 1920-30, Association of New Architects, Higher Art & Technical Workshops.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Машин Р.В., Волков Е.М. ФОРМИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛИЗМА КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ВХУТЕМАС // Вестник науки №12 (57) том 3. С. 538 - 548. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6819 (дата обращения: 16.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6819



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.