'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 3
  4. Научная статья № 93

Просмотры  54 просмотров

Смирнова И.А., Кочковская М.А.

  


ТЕХНОЛОГИИ, ОБЕРЕГАЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены понятия здоровьесберегающих технологий, основные принципы здоровьесбережения, рассмотрена роль Федерального государственного образовательного стандарта в формировании здоровья у школьников   

Ключевые слова:
технологии, здоровье, здоровый образ жизни, принципы, здоровьесберегающие образовательные технологии   


УДК 627.7

Смирнова И.А.

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
(г. Черногорск, Россия)

Кочковская М.А.

инструктор-методист

МБУ «СШ «Сибиряк»
(г. Черногорск, Россия)

ТЕХНОЛОГИИ, ОБЕРЕГАЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ

 

Аннотация: в работе рассмотрены понятия здоровьесберегающих технологий, основные принципы здоровьесбережения, рассмотрена роль Федерального государственного образовательного стандарта в формировании здоровья у школьников.

 

Ключевые слова: технологии, здоровье, здоровый образ жизни, принципы, здоровьесберегающие образовательные технологии.

 

Долгую и счастливую жизнь человеку обеспечивает в первую очередь здоровье. Именно здоровье является ценностью человека. Чтобы сохранить эту ценность необходимо с раннего возраста привить навыки здорового образа жизни. По данным различных авторов 35-40% учащихся имеют различные хронические заболевания, 50 %, в среднем, имеют небольшие морфологические или функциональные отклонения, и лишь 10-15% - практические здоровых школьников.

 В образовании за развитие такой ценности как здоровье отвечают здоровьесберегающие технологии. Данные технологии являются отличительной особенности образовательной системы. С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта одним из приоритетных направлений деятельности педагога становятся здоровьесберегающие образовательные технологии.

 Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Он формирует установку на безопасный и здоровый образ жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии представляют собой комплекс взаимосвязанных задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, ориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.

В пояснительной записке к Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования от 2011 года о данной технологии говорится следующее: «Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения».

Исходя из определения технологии, следует, что это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Следовательно, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Образовательный процесс в школе направлен, прежде всего, на сохранение и укрепление здоровья учащихся, для этого используются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

Рассматриваемые технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Данный подход относится к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся обучаются жить вместе и эффективно взаимодействовать.

Педагогические здоровьесберегающие технологии направлены на обеспечение развития природных способностей: ума, эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

По определению Н.К. Смирновой, «Здоровьеформирующие образовательные технологии», - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни». В свою очередь Сонькина В.Д., считает, что «Здоровьесберегающая технология, это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим».

Следует отметить, что здоровье сберегающая технология направлена на качественную характеристику любой образовательной технологии, которая показывает, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Существует ряд определенных принципов здоровьесбережения, которые сформулированы Смирновой Н.К.:

 «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Вышеуказанные принципы направлены на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и основывается на механизме наращивания знаний, умений и навыков в области здоровьесбережения.

Эффективность применения здоровьесберегающих технологий на уроках можно отследить при сравнении уровня заинтересованности обучающихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических навыков, двигательной активности, а также по общему состоянию здоровья детей.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Голобородько, Н. В. Здоровьесберегающие технологии в образовании / Н. В. Голобородько// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф.— Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 82-85.
  2. Морозов, В. О. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школы. / В. О. Морозов //Орский гуманитарно-технолог. ин- т, В.О. Морозов. — Орск: Изд-во ОГТИ, 2014. — 188 с.
  3. Ратенко, С. Е., Тищенко, Н. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде/С.Е. Ратенко, Н.А. Тищенко//Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 07. – С. 96–100. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Смирнова И.А., Кочковская М.А. ТЕХНОЛОГИИ, ОБЕРЕГАЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ // Вестник науки №12 (57) том 3. С. 561 - 565. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6822 (дата обращения: 08.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6822



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.