'
Смирнова И.А., Кочковская М.А.
ТЕХНОЛОГИИ, ОБЕРЕГАЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ *
Аннотация:
в работе рассмотрены понятия здоровьесберегающих технологий, основные принципы здоровьесбережения, рассмотрена роль Федерального государственного образовательного стандарта в формировании здоровья у школьников
Ключевые слова:
технологии, здоровье, здоровый образ жизни, принципы, здоровьесберегающие образовательные технологии
УДК 627.7
Смирнова И.А.
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
(г. Черногорск, Россия)
Кочковская М.А.
инструктор-методист
МБУ «СШ «Сибиряк»
(г. Черногорск, Россия)
ТЕХНОЛОГИИ, ОБЕРЕГАЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ
Аннотация: в работе рассмотрены понятия здоровьесберегающих технологий, основные принципы здоровьесбережения, рассмотрена роль Федерального государственного образовательного стандарта в формировании здоровья у школьников.
Ключевые слова: технологии, здоровье, здоровый образ жизни, принципы, здоровьесберегающие образовательные технологии.
Долгую и счастливую жизнь человеку обеспечивает в первую очередь здоровье. Именно здоровье является ценностью человека. Чтобы сохранить эту ценность необходимо с раннего возраста привить навыки здорового образа жизни. По данным различных авторов 35-40% учащихся имеют различные хронические заболевания, 50 %, в среднем, имеют небольшие морфологические или функциональные отклонения, и лишь 10-15% - практические здоровых школьников.
В образовании за развитие такой ценности как здоровье отвечают здоровьесберегающие технологии. Данные технологии являются отличительной особенности образовательной системы. С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта одним из приоритетных направлений деятельности педагога становятся здоровьесберегающие образовательные технологии.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Он формирует установку на безопасный и здоровый образ жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии представляют собой комплекс взаимосвязанных задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, ориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.
В пояснительной записке к Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования от 2011 года о данной технологии говорится следующее: «Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения».
Исходя из определения технологии, следует, что это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Следовательно, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Образовательный процесс в школе направлен, прежде всего, на сохранение и укрепление здоровья учащихся, для этого используются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
Рассматриваемые технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Данный подход относится к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся обучаются жить вместе и эффективно взаимодействовать.
Педагогические здоровьесберегающие технологии направлены на обеспечение развития природных способностей: ума, эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
По определению Н.К. Смирновой, «Здоровьеформирующие образовательные технологии», - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни». В свою очередь Сонькина В.Д., считает, что «Здоровьесберегающая технология, это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим».
Следует отметить, что здоровье сберегающая технология направлена на качественную характеристику любой образовательной технологии, которая показывает, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Существует ряд определенных принципов здоровьесбережения, которые сформулированы Смирновой Н.К.:
«Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
Вышеуказанные принципы направлены на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и основывается на механизме наращивания знаний, умений и навыков в области здоровьесбережения.
Эффективность применения здоровьесберегающих технологий на уроках можно отследить при сравнении уровня заинтересованности обучающихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических навыков, двигательной активности, а также по общему состоянию здоровья детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 3
Ссылка для цитирования:
Смирнова И.А., Кочковская М.А. ТЕХНОЛОГИИ, ОБЕРЕГАЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ // Вестник науки №12 (57) том 3. С. 561 - 565. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6822 (дата обращения: 08.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*