'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 3
  4. Научная статья № 95

Просмотры  41 просмотров

Коваленко А.А.

  


ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ *

  


Аннотация:
на сегодняшний день складывается неоднозначная ситуация относительно лицензирования в сфере оборота алкогольной продукции, недоработка правовых положений регулирования данной сферы отрицательно сказывается на экономической и социальной жизни государства. В данной статье рассмотрены пробелы регламентации деятельности Росалкогольрегулирования по выдаче лицензий на оборот алкогольной продукции и по отказу в выдаче лицензий. Автором вносятся предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства   

Ключевые слова:
лицензирование, алкогольная продукция, сфера оборота алкогольной продукции, Росалкогольрегулирование, отказ в выдаче лицензии   


УДК 342

Коваленко А.А.
студент 2 курса, Факультет Юриспруденция

Тихоокеанский государственный университет

(Россия, г. Хабаровск)



ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОБОРОТА

АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

 

Аннотация: на сегодняшний день складывается неоднозначная ситуация относительно лицензирования в сфере оборота алкогольной продукции, недоработка правовых положений регулирования данной сферы отрицательно сказывается на экономической и социальной жизни государства. В данной статье рассмотрены пробелы регламентации деятельности Росалкогольрегулирования по выдаче лицензий на оборот алкогольной продукции и по отказу в выдаче лицензий. Автором вносятся предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства.

 

Ключевые слова: лицензирование, алкогольная продукция, сфера оборота алкогольной продукции, Росалкогольрегулирование, отказ в выдаче лицензии.

 

Лицензирование в сфере алкогольной продукции является одним из основных методов государственного регулирования ее оборота. В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), хозяйствующий субъект имеет право заниматься отдельными видами деятельности только после получения специального разрешения (лицензии), после прекращения действия лицензии хозяйствующий субъект утрачивает право заниматься отдельными видами деятельности [1].

Лицензирование этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции детализируется в Федеральном законе от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [2].

Процедура лицензирования проводится в отношении производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Регулирование алкогольной продукции в нашем государстве разграничивается на два вида: лицензирование крепких алкогольных напитков и лицензирование слабоалкогольной продукции. Первый вид лицензирования является более строгим по сравнению со вторым, так как второй не включает в себя обязательную процедуру лицензирования.

Оборот алкогольной продукции ежегодно приносит государству огромные денежные средства. Теневой бизнес, включающий в себя безлицензионный оборот алкогольной продукции, необратимо ведет к материальным потерям для государства. Нам представляется, что на сегодняшний день доля незаконного предпринимательства равна доле легального. Одной из задач, поставленных перед лицензирующими органами государством, является борьба с контрафактной продукцией.

Разработанным Минпромторгом России законопроектом «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» разработан Минпромторгом России предлагается внести изменения в части лицензирования сферы оборота алкогольной продукции [2]. Среди предлагаемых изменений можно отметить предоставление заявителю на получения лицензии указывать в ней одну или несколько своих обособленных подразделений, т.е. предлагается выдавать лицензию на каждый торговый объект. Такая тенденция направлена одно-временно и на устранение монополистов в алкогольной сфере, и на развитие мелкого предпринимательства, поскольку риски не получить лицензию могут снизиться. Однако, уменьшение финансовой части в обороте алкогольной продукции может привести к пагубным последствиям: наибольшую выгоду предприниматели получают от оборота крепкого алкоголя, в связи с чем его распространением они займутся в первую очередь, что скажется на здоровье населения государства.

Исполнительным государственным органом, ответственным за контроль оборота алкогольной продукции, является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование), которая была образована в 2009 г., т.е. сравнительно недавно. Поэтому, регламентация деятельности этого государственного органа является не в полной мере отлаженной: в правоприменительной деятельности встречаются случаи, когда Росалкогольрегулированием был слишком расширительно истолкован Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и было без законных оснований отказано в выдаче лицензии на оборот алкогольной продукции. Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы. Правовые положения, регламентирующие сферу оборота алкогольной продукции, являются недоработанными, по этой причине они могут негативно сказаться на экономической и социальной жизни общества. Тенденции развития законодательства в рассматриваемой сфере оборота алкогольной продукции должны исходить из наименьшего риска нанесения ущерба, как отдельному человеку, так и всему обществу. Для улучшения складывающейся ситуации необходимо установить четкие правила выдачи лицензий на производство алкогольной продукции, порядок и формы их реализации, а также основания для отказа в выдаче лицензий. Все вышеперечисленные пункты должны быть исчерпывающим образом сформулированы в целях устранения ошибок в правоприменительной деятельности Росалкогольрегулирования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федер. закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ: принят Гос. Думой 21.10.1994 г. : [ред. от 21.12.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2021] // Официальный интернет-портал правовой информации: гос. система правовой информации. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102033239 (дата обращения: 11.12.2022 г.)
  2. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: Федер. закон от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ : принят Гос. Думой 19.07.1995 г. : одобрен Советом Федерации 15.11.1995 г. : [ред. от 30.12.2021]
  3. Лошкарев А.В. Изменения и перспективы развития лицензирования алкогольной продукции / А.В. Лошкарев, А.К. Агеева // Евразийский Союз Ученых. – 2019. - № 4-8 (61). – С
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Коваленко А.А. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ // Вестник науки №12 (57) том 3. С. 572 - 575. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6824 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6824



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.