'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 3
  4. Научная статья № 96

Просмотры  78 просмотров

Якубшоев А.Х.

  


ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ РАЗВИТИЕ *

  


Аннотация:
в данной статье автор пытается проследить уровень и степень развития театрального искусство республики и показать роль, вклад профессиональных театров в повышении общей культуры населения. Автор приводит факты и статистику по возрождению деятельности творческих групп, артистов, драматургов театра в период независимости. Говорится о заботе и весомом вкладе Правительство Республики в финансирование, строительство, ремонта основных зданий театров и новых зданий театров по всей территории страны. Также автор делает акцент на существующих проблем и недостатков в деятельности профессиональных театров Республики Таджикистан на современном этапе развития   

Ключевые слова:
театр, драматург, пьеса, независимость, актёр, режиссёр, драма, репертуар, специалист, спектакль   


УДК 1

Якубшоев А.Х.

старший преподаватель кафедры истории и межкультурной коммуникации

Таджикский государственный институт языков имени С. Улугзода

(Душанбе, Республика Таджикистан)

 

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ РАЗВИТИЕ

 

Аннотация: в данной статье автор пытается проследить уровень и степень развития театрального искусство республики и показать роль, вклад профессиональных театров в повышении общей культуры населения. Автор приводит факты и статистику по возрождению деятельности творческих групп, артистов, драматургов театра в период независимости. Говорится о заботе и весомом вкладе Правительство Республики в финансирование, строительство, ремонта основных зданий театров и новых зданий театров по всей территории страны. Также автор делает акцент на существующих проблем и недостатков в деятельности профессиональных театров Республики Таджикистан на современном этапе развития.

 

Ключевые слова: театр, драматург, пьеса, независимость, актёр, режиссёр, драма, репертуар, специалист, спектакль.

 

 «Театр является мощнейшим оружием способным воздействовать на сознание человека, ибо в нем можно видеть события жизни на сцене, зрители мысленно представляют себя в образах положительных героев и этим путем самостоятельно совершенствуют свой духовный мир» [1, с.2]

На территории Республики Таджикистан деятельности профессиональных театров приходится на первую четверть ХХ века. Государственный академическо-драматический театр Таджикистана имени Абулкасыма Лахути был создан на базе русских профессиональных театров действовавшие в годы Советского Союза. С первых дней своей деятельности этот профессиональный театр удовлетворяет эстетические, умственные, интеллектуальные потребности жителей Таджикистана и по сей день выполняет эту свою функцию.

В последующие годы на базе вышеназванного театра в республике были созданы Государственный театр оперы и балета имени С.Айни (1935 г.), Государственный русский драматический театр имени В.В.Маяковского (1937 г.), Государственный театр молодежи имени Махмуджона Вохидова (1971 г.) и др. Все эти театры создали театральную среду и пространство на всей территории республики. [2, с.10]

Театр в советское время считался величайшим культурным и политическим центром поколений, принимавший в свои объятия все социальные слои населения. Театр, прежде всего, воспитывало молодое поколение населения. В советское время театр наряду с другими видами искусства серьёзно взялся за культурное и политическое просветление народа и на основе социалистического реализма взялся за воспитание нового поколения, идущего к победе коммунизма, и на этом поприще достиг больших побед в активной идеологической борьбе. Артисты театра М.Саидов, М.Касымов, С.Туйбоева и сотни других в то время подняли славу таджикского театра в Советском Союзе и за ее пределами.

И.В.Сталин был поражен сценической игрой Мухаммаджона Касымова. В СССР таджиков после грузин считали самыми лучшими исполнителями произведений Шекспира.

Такую высокую оценку таджикский театр получил за тяжелый и кропотливый труд, который привел из небытия в бытие. В современный период после развала Советского Союза, из-за ослабления идеологического аппарата театр как один из основных сфер культурной, жизни изменил путь своего развития. После приобретения независимости в 1991 г. в Республике Таджикистан одним из основных задач театра была моральная поддержка населения.

Но, однако, для выполнение этой задачи театр, столкнулся лицом к лицу с большими трудностями и недостатками. Очевидно, что гражданская война и политические беспорядки 1992 – 1997 годов нанесли урон театральному искусству, которое являлось авангардом культурно-просветительной работы. Из-за различных амбициозных и других негативных отношений к театру с годами в республике стали меньше обращать внимания на театр и театральное искусство, его место заняли безнравственные и бессмысленные фильмы, продемонстрированные даже по различным каналам ТВ и нанесли урон культурно-просветительскому пространству. Моральные и этические отношения населения республики из-за раздора и внутренних противостояний изменились в худшую сторону. Театр, который с первых дней своего существования занимался воспитанием молодого поколения, оказался в состоянии равнодушия, оцепенения, не мог своим репертуаром воспрепятствовать нравственной беспорядочности. Необходимо отметить, что наступивший общий кризис Советского и постсоветского общество, который охватил все сферы общественной жизни страны, не давал возможности театру выполнять свою истинную функцию – воспитание гармонически развитую и думающую личность.[3,с.11]

В период с 1992 до 1993 гг. таджикские театры временно приостановили свою деятельность. Социальное состояние граждан снижалось и эта сильно повлияло на духовный и моральный мир всего народа. Все творческие коллективы распались, и эта привело прекращению развитие театральной культуры. Всё это повлияло на деятельность театров и сразу уменьшилось количество зрителей в театрах. Однако не смотря на все отмеченные трудности и недостатки, таджикский театр не потерял свою независимость и сохранил свою самостоятельность. Вместо жизненных и интересных пьес авторы, режиссеры и постановщики, работающие в театрах больше стали обращать внимание на интеллектуальные, просветительские драмы и исторические пьесы. В этом деле все более акцентировалось внимание на культуру таджикского народа, которая сыграла большую роль в определении воли народа на пути развития таджикского общество, корень которого уходит в древние времена.

Со временем вновь творческие коллективы театров восстановили свою профессиональную деятельность и постепенно к ним на работу пришли молодые специалисты, что добавила новые силы в работе театра. Также коренным образом изменилась тематика репертуаров театра.

Важно отметить, что в трагические и трудные годы гражданской войны (1992-1997 гг.) одним из важнейших задач театральных коллективов и авторов пьес и сцен это было возрождение национальной культуры, национальных ценностей и традиций. Все это было направлено на обеспечения мира и стабильности, сплочения таджикского народа и перевоспитание общество. В спектаклях выразительно показывали события на исторические темы, последствия гражданской войны. Своевременно национальные драматурги и театральные труппы нашей страны обратились к отражению истории таджикского народа. К примеру мы можем назвать следующие драмы: «Бахроми чубина» Т.Ахмадхонова в исполнении артистов театра драмы им. А.Лахути (режиссер-постановщик Т.Ахмадхонов), в исполнении артистов Государственного молодежного театра.[4,с.6]

С целью поднятия духа патриотизма среди молодого поколения населения на сцене были поставлены «Шугнанский Барзу» Ато Хамдама (режиссер-постановщик М.С.Мазхабшоев, 1993 г.) и «Отелло» В.Шекспира (режиссер-постановщик М.Миралибеков 1997 г.) в исполнении актёров театра драмы и комедии г. Хорог. Представления «Ночи разлуки» А.Шукухи (режиссер-постановщик И.Саломов, 1995 г.) и «Камоли Худжанди» А.Сидки (режиссер-постановщик И.Саломов, 1996 г.) в исполнении артистов театра комедии и музыки им. Камола Худжанди г. Худжанд, представления «Дакики» С.Аюби (режиссер-постановщик Б.Раджабов, 1993 г.) в исполнении артистов театра музыки и комедии г. Кургантюбе им. Ато Мухаммаджонова, которые были созданы на актуальные темы девяностых годов и являлись основным двигателем просвещения зональных театров страны. Представление, посвященное событиям 1992-1994 годам, и всем тем беспорядкам, которые господствовали в годы гражданской войны в Республике Таджикистан на сцене театра в 1994 г. Союз работников театров страны показали постановку драмы Ш.Солеха «Восстание покойников без саван».

Новым явлением в деятельности театров Республики Таджикистан является развитие организации студий. Главный специалист области искусства Нурджонов Н.Х. по этому поводу указывает: «Во второй половине 80 годов началось студийное движение в советских республиках». Из числа молодых таджикских режиссеров-постановщиков в г. Душанбе появились студийные театры под руководством молодых специалистов, которые приобрели твердые профессиональные навыки. Но по известным причинам в 1992 году все студии, кроме студии «Ахорун» прекратили своё существование. В 1990 году был образован театр «Ахорун». Первой его постановкой была - «Пропавший Юсуф» (1990 г.) Позже были поставлены спектакли «Исфандиёр» (1992 г.), «Шах Фариддун» (1997 г.), «Зардушт» (2002 г.), «Король Лир» (2003), «Раъно» (2005 г.) и др., которые являлись пропагандистами национальных идей.[5,с.10]

С целью возрождение, сохранение и будущее развитие традиционно богатого театрального наследия в 1991 г. признанный артист Убайдулло Раджаб организовал экспериментальный театр миниатюр «Оина». Решающим фактором этой творческой группы в первые годы являлось преобразование традиционных художественных методов, фольклорных тем, классической и современной литературы. В постановках: «Необитаемый остров», «Ревизия», «Встреча», «Языковед» и «В роддоме» ярко отражены все эти вопросы.

Однако для стремительного развития отрасли и поэтапной постановки спектаклей, к сожалению, помешало ситуация. За эти годы день за днем ослабевало деятельность театров и внимание народа театральному искусству убавлялось.

Среди зрителей всеобщее признание имели Душанбинский Драматический театр им В.В.Маяковского и театр города Чкаловск, которые выступали на русском языке. Однако из этих театров тоже ушли многие русскоязычные артисты, что явилось большим уроном в творческой деятельности творческих коллективов.

Театры кукол городов Душанбе и Чкаловска тоже покинули не только актёры-кукловоды, но и художники, которые были нужны так же, как и актёры этим театрам. Особенно тяжелое положение было в Государственном театре кукол г. Душанбе. Долгие годы из-за отсутствия базы и нехватки кадров ставили простейшие спектакли. Деятельность театра музыки и комедии г. Худжанд им. К. Худжанди, г. Кургантюбе им. А.Мухаммаджонова, Куляб им. С.Вализода, Хорога им. М.Назарова, Канибадам им. Т.Фозиловой с трудом шли вперед.[6,с.56]

 Таджикский театр после окончания гражданской войны 1992-1997 гг. и стабилизации политической ситуации в республике театр приобрел развитие, и обогатил свой репертуар за счет отечественных и зарубежных драматических произведений. В первую очередь в этот период для приведения в порядок данной отрасли возникло необходимость составления нормативно-правового документа.

С целью воспитания в духе патриотизма и самосознание народа в период стабильности политической и общественной жизни укрепились театральные учреждения и повернулись к историческим воспоминаниям. Например, постановка на сцене и преподнесение зрителям новых произведений: Бароти Абдурахмона «Александр Македонский», М.Бахти «Шах Исмоили Сомони», Нур Табарова «Обращение Зардушта», опера Талаба Сатторова «Рустам и Сухроб», Атохона Сайфуллоева «Хуршедсавор» и др.

Одним из направлений культурной политики Правительство Республики Таджикистан, является проведение национальных праздников, исторических дат и юбилеев выдающихся деятелей науки и культуры. С целью реализации этой задачи коллективы театра каждое мероприятие отмечали с собственной индивидуальной постановкой. В 1999 году на высоком уровне было отмечено 1100-летие образования первого таджикского государства. Были подготовлены представления о государстве Саманидов - на основе исторических преданий и легенд. Например, к таким постановкам относятся: драмма М.Бахти - «Шах Исмаил Сомони» в исполнении артистов театра драмы им. А.Лохути (режиссер-постановщик Ф.Касымов, 1999 г., «Эмир Исмоил» в исполнении артистов театра музыки и комедии г. Хорог (режиссер-постановщик Б.Миралибеков, 1999 г.), С.Аюба - «Сомонхудот» в исполнении артистов театра музыки и комедии г. Куляб им. С.Вализода (режиссер-постановщик Т.Ахмадхонов, 1999 г.) и др.

В канун юбилея «Праздник Победы» в 2010 г. был поставлен спектакль «Не бросай меня» (по пьесе Алексея Дудорова, режиссер-постановщик Б.Миралибеков). Пьеса А.Дударева рассказывает о патриотизме и героизме Советского народа в годы Великой Отечественной Войны. Главные образы пьесы очень хорошо исполняли талантливые актёры Р.Хусейнов, С.Лукмонов, Р.Уланова, Е.Князева, Н.Мамадбекова и др [7, с.34]. Этот спектакль посвящен страницам истории советского народа в том числе - таджикам. Произведение играет огромную роль в деле воспитания подрастающего поколения и общества в духе патриотизма.

В начале 2000 года было уделено внимание образованию новых театров и творческих коллективов. С целью развития театрального искусства и духовного воспитания общественности в 2002 году с инициативой народных артистов республики Х.Абдураззокова и Ш.Рашидова был организован театр «Падида» (Новаторство).

В 2003 г. в районе Дангара Хатлонской области был создан республиканский театр музыки и драмы. В 2004 г. был создан театр юных зрителей в г. Худжанде.

Ежегодно для проведения ремонтных работ Правительство Республики Таджикистан выделяет определенные финансовые средства и тем самым обращает серьезное внимание развитию театров. Многие зданий театров республики были капитально отремонтированы и проводились также текущие ремонты.

В 2014 г. было построено и сдано в эксплуатацию новое здание для Государственного экспериментального театра юных зрителей. Также в городе Курган-Тюбе завершается строительство нового здания театра музыки и комедии им. Ато Мухаммаджонова, который в 2016 г. был сдан в эксплуатацию. В 2015 г. в Горно-Бадахшанской Автономной области началось строительство нового здания театра им. Мехрубона Назарова. Во многих театрах Согдийской и Хатлонской областей был проведен текущий и капитальный ремонт. 17 марта 2015 г. Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном был заложен первый камень фундамента нового Национального театра в г. Душанбе, проект которого не имеет аналогов в мире.

Для строительства данного здания запланировано выделение из государственного бюджета 680 миллионов сомони, строительство должно закончиться в 2020 году.

С целью развития театрального искусство и воспитания высококвалифицированных специалистов Правительством Республики подготовлена специальная государственная программа по подготовке кадров. Согласно этой программе группа молодых кадров обучалась за пределами страны и часть из них уже приступили к работе.

За годы независимости десятки известных артистов, которые были в первых рядах и внесли большой вклад в развитие и совершенствование национальной культуры. Можно назвать фамилии И.Машрабова, Х.Гадо, М.Исоева, А.Мирраджабова, М.Достиева, С.Юсуфова, А.Кодирова, М.Мирова, Ш.Солехова, Н.Абдуллоева, И.Абдурашидова, Д.Умаровой, Ш.Абдулкайсова, Ф.Умарова, Р.Хусейнова, О.Кодирова, С.Сабзаалиевой, А.Улфатшоева, С.Азизовой, К.Чакалова, А.Назарова и др., которые всегда были активны и их самоотверженный труд всегда являлся примером для молодых.

В эти годы в драматургию и в театр пришли молодые таджикские писатели – М.Суруш, М.Сабзаев, Р.Самад, А.Рабиев, Д.Тошматов, С.Шарофиддин, К.Давлатов, знаменитые поэты – Х.Неъмат, Гулназар, Н.Косим, А.Мирходжа, М.Гоиб, Фарзона, актеры – С.Мукаддам, Н.Абдуллоев и режисер-постановщик Б.Абдураззоков. Были написаны хорошие пьесы драматургами А.Сидки, М.Ходжаевым, С.Аюби, Ш.Солехом.

       Необходимо отметить, что с приобретением независимости стали шире творческие связи театров Таджикистана с творческими группами зарубежных стран. Актёры театров активно принимали участие на следующих международных театральных фестивалях: «Аржанг», «Фалак», «Парасту», «Фадж», «Навруз», «Бахори апрел» и др. международные показы. Несколько раз принимали участие в проведении дней культуры Республики Таджикистан в Российской Федерации, дней Таджикистана в ЮНЕСКО, международных конкурсах Навруз, театральных фестивалях в Иране, Северном Кавказе. Актеры театров выезжали в творческие командировки и принимали участие в разных мероприятиях, проведенных в России, Германии, Бельгии, Польше, Голландии, Франции, Молдове, Киргизстане, Северной Кореи, Японии, Ираке, Китае, Турции, Афганистане. [8,с.11]

Международный фестиваль «Навруз» три раза (в 2003, 2005, 2006 гг.) проводился в Республике Таджикистан и в нем принимали участие мастера искусств России, Ирана, Афганистана, Индии, Узбекистана и Кыргызстана и показали свое мастерство. Государственный театр оперы и балета им С.Айни в 1998 году принял участие на международном конкурсе академических хоров и всемирного фольклора в г. Анкаре и занял второе место среди 39 государств. Солист театра М.Достиев в апреле 2003 года принял участие нафестивале «Бахори апрел» в Корейской Народно- Демократической Республике и занял первое место среди участников из 55 стран мира и был удостоен призом «Золотая чаща».Государственный театр молодёжи им. М.Вохидова в 1993 году на международном фестивале в г. Ашхабад представил на суд зрителей драму «Приключения Сафармахсума» и был удостоен первого места. Дипломом «За лучшую мужскую роль» был награждён таджикский актёр Н.Нуриддинов. Мастера данного театра в 2009 году приняли участие на 27 Международном театральном фестивале «Фаджр», который ежегодно проходит в Тегеране. На этом фестивале на суд зрителей был представлен спектакль «Рустам и Сухраб» из поэмы А.Фирдавси «Шахнаме», который был очень хорошо и горячо принят зрителями и членами жюри. При подведении итогов был удостоен приза Гран-При. Дипломом «За лучшую мужскую роль» был награждён таджикский актёр К.Собиров. Мастера искусств театра с представлением «Чашмони бародари киёмати» (глаза вечного друга) выступали на национальном фестивале в Афганистане и международном фестивале «Золотой Лев» в Республике Украина и были награждены дипломом «За лучший спектакль».5Мастера искусств Русского театра драмы им. В.В.Маяковского в 2008 году на сцену поставили пьесу «Икрор» (ё «Тавба») (Признание) или (Покаяние) в постановке Б.Абдуразокова. С этим спектаклем приняли участие в 11 Международном фестивале театров СНГ, Балтии, «Встреча в России». Были удостоены главным призом фестиваля им. К.Лаврова. Постановка спектакля своеобразна, на сцене только 8 стульев и всего 7 актрис. Каждая ин них рассказывала о своем горе, раскрывали душу зрителю и зритель слушал каждую героиню очень душевно и внимательно, сочувствовал ей. Один из критиков сказал: «Эта постановка вернулась к начальной сущности театра, раньше люди говорили со сцены, зритель его слова воспринимал как свою боль». Эта была лучшая оценка.

Также мастера искусств театра в 2010 году приняли участие на международном фестивале им. А.П.Чехова со спектаклем «Рустам и Сухраб». Режиссер-постановщик С.Усманов был удостоен похвалы и признания со стороны критиков и зрителей. В том же году мастера театра приняли участие на международном фестивале «Встречи в России» со спектаклем «Последняя ночь Сократа» по пьесе болгарского драматурга С.Санаева и были удостоены положительных рецензий, особенно за игру Р.Хусейнова. Была организована творческая поездка в города Брянск и Орёл Российской Федерации по Государственной и общественной программе «По поддержке русскоязычных театров». Театр в эту поездку привез четыре спектакля «Три сестры» А.П.Чехова, «Рустам и Сухраб» Жуковского, «Первая любовь Ходжа Насриддина» Т.Зулфикорова и спектакль – сказку «Тысяча и одна ночь». Было показано четырнадцать спектаклей, которых посмотрели более тысячи зрителей перечисленных городов [9.]. Музыкально-драматический театра им. Камола Хаджани г. Худжанд принял участие на Фестивале в городах Ташкент и Бишкек. Группа театра в 2000 году, выступая в городе Бишкек со спектаклем «Шабпарак хоб дид» (Бабочка видела сон), была удостоена первого места и со стороны жюри была объявлена «Лучшим театром Центральной Азии». Музыкально-комедийный театр им. С.Вализода несколько раз выезжал на творческую поездку за рубеж. Мастера искусств этого театра на фестивале Эронзамин (Земля иранцев) выступили с постановкой «Мири Кабир» (Великий Эмир) М.Гоиба, и были удостоены приза зрительских симпатий. Таджикские мастера искусств, принимая участие на международных конкурсах и фестивалях, показывая своё искусство и соревнуясь, всесторонне пропагандируют таджикскую театральную школу. Вместе с ним творческие поездки дают возможность приобрести опыт, повысить квалификацию и развить мировоззрение актеров. В Республике Таджикистан функционируют 16 государственных, 2 частных и 24 народных театров. В театральных учреждениях работают более 1500 человек, из которых 700 человек являются творческими работниками. Из них: 2 Народных артистов СССР, 70 Народных артистов Таджикистана, 75 Заслуженных артистов Таджикистана, 8 Деятелей искусств Таджикистана, 9 имеют орден «Шараф» («Славы»), 45 имеют медаль «Хизмати шоиста» (Заслуженный труд), 3 Заслуженные деятели Таджикистана, 1 Народный художник Таджикистан, 5 лауреаты Государственной премии им. А.Рудаки.

Эта великая творческая сила прилагает все свои силы на развитие и процветание национальной культуры, принимает участие в возрождении народных традиций и защиты исторической памяти, в совокупности служит развитию духовного мира и культуры общества. Многократно представлял национальное искусство и культуру таджиков за пределами страны. Но, несмотря на эти достижения, в деятельности театра есть и недостатки[10,с.176]. Профессиональный уровень и качество работы театров республики не отвечают требованиям времени. Материально-техническая база театров устарела, нет современной сценической технологии.

Исследования показали, что наряду с успехами на этом этапе есть трудности в театральной деятельности. К сожалению, не наблюдается конкуренция между театрами и актерами для созидания чистой творческой атмосферы. В театрах работают такие люди, для которых самое главное отчитаться за количество спектаклей перед вышестоящими организациями.

Одна группа из режиссер-постановщиков, таких как Фарух Касымов, Хушназар Майбалиев, Бахром Тохиров покинули мир, другая группа – предпочитает молчание. Третья группа – Барзу Абдуразаков, Султон Усмонов, Валерий Ахадов живут за пределами страны. Почти нет здоровой борьбы среди театров. Специалисты сожалеют о том, что труппы обнищали, нет специализированных артистов. В художественных школах Таджикистана не готовят специалистов по музыкальной драме и музыкальной юмористике. Нужно готовить таких специалистов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Выступление Президента Республики Таджикистан на открытии Амфитеатра в парке Боги Ирам. //Садои мардум. – 2011. -7 сент.
  2. Нурджонов Н. Школа таджикского актёра. / Н. Нурджонов. - Душанбе, 2011.- С.11.
  3. Текущий архив Министерства культуры Республики Таджикистан. Годовые отчеты за 1996-1997. - С.10.
  4. Табаров М. Театр и независимость. / М. Табаров. – Душанбе, 2010. - С.6
  5. Абдурахманов А. Профессиональные театры Республики Таджикистан. / А. Абдурахманов, Ш. Абдулкайсов. - Душанбе, 2012. - С.10.
  6. Абдурахманов А. Профессиональные театры Республики Таджикистан. / А. Абдурахманов, Ш. Абдулкайсов. - Душанбе, 2012. - С.56.
  7. Афзалов Х. Созидатель культуры. / Х. Афзалов. –Душанбе: Адиб, 2005. - С. 34.
  8. Дворец музыки и песен. В честь 70-летия Театра опера и балета им. С. Айни. - Душанбе, 2010.- С.11.
  9. Программа развития театрального искусства в Республике Таджикистан на 2013-2019 гг.
  10. Фарогат Азизи. Культура и независимость. / Ф. Азизи. – Душанбе, 2011. – С 176.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Якубшоев А.Х. ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ РАЗВИТИЕ // Вестник науки №12 (57) том 3. С. 576 - 589. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6825 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6825



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.