'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 4
  4. Научная статья № 6

Просмотры  79 просмотров

Борисова К.Ю., Филина О.В.

  


ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН *

  


Аннотация:
в данной статье проведен анализ политики импортозамещения на территории Республики Татарстан. Были проанализированы федеральные планы по импортозамещению на территории Республики. Также были рассмотрены экономические показатели Татарстана, представлены инновационные проекты, а также успехи в развитии импортозамещения во многих областях промышленности региона   

Ключевые слова:
импортозамещение, инвестиции, импорт, экспорт   


УДК 330.3

Борисова К.Ю.

студентка 4 курса кафедры экономики организации производства

Казанский государственный энергетический университет

(г. Казань, Россия)

 

Филина О.В.

канд. экон.наук, доцент кафедры экономики организации производства

Казанский государственный энергетический университет

(г. Казань, Россия)

 

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

Аннотация: в данной статье проведен анализ политики импортозамещения на территории Республики Татарстан. Были проанализированы федеральные планы по импортозамещению на территории Республики. Также были рассмотрены экономические показатели Татарстана, представлены инновационные проекты, а также успехи в развитии импортозамещения во многих областях промышленности региона.

 

Ключевые слова: импортозамещение, инвестиции, импорт, экспорт.

 

Введение санкций против России, уход с отечественного рынка зарубежных производителей являются причинами активного внедрения программы импортозамещения внутри страны. В нынешнем нестабильном политическом и экономическом положении, вследствие введения специальной военной операции, импортозамещение – уникальная возможность для страны, в которой будет еще большее количество первоклассной и высококачественной местной продукции, снизится импортная зависимость от стран дальнего и ближнего зарубежья, и в целом, усилится становление государства на передовые позиции в экономике.

Под термином «импортозамещение» в большинстве современных словарей подразумевается «… замещение импорта товарами, произведенными отечественными производителями, то есть внутри страны». [1]

Республика Татарстан, как значащая часть Поволожского экономического района, сумела за прошедшие годы нарастить технологический, экономический, инновационный и инвестиционный потенциалы. В том числе, это затронуло области, непосредственно зависящих от импорта, что позволило нарастить темпы в развитии республиканской стратегии импортозамещения. Её качество и разнообразие пропорционально широким инициативам. Созданы особая экономическая зона технико-внедренческого типа «ОЭЗ Иннополис», промышленно-производственного типа «ОЭЗ ППТ Алабуга». Реализован проект по созданию технопарков: ГАУ «ИТ-парк», «ИТ-парк им. Башира Рамеева». Функционируют инжиниринговые центры ПАО «КАИ-Лазер» и АО «РЦИ биотехнологий Республики Татарстан», центры прототипирования АО «ЦЦТ» и АО «Центр робототехники».

Рассмотрим инвестиционную деятельность в Республике в разрезе политики импортозамещения в табл. 1.

 

Таблица 1. Инвестиции в основной капитал

в Республике Татарстан, млн.руб. [2]

Показатель

2018

2019

2020

2021

Инвестиции в основной капитал

629731,0

640837,1

605763,4

683304,8

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, в % к предыдущему году

96,5

96,4

91,1

105,5

 

Рассмотрим результаты таблицы, с 2018 по 2021 года объем инвестиций в основной капитал республики увеличился на 8,5 % (в натуральном выражении – 53573,8 млн.руб). В период с 2018 по 2019 года наблюдается малозначительный рост значения инвестиций в основной капитал, а уже в 2020 году происходит ухудшение ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, волатильностью цен на нефть и курса доллара, разница значений по сравнению с 2019 годом в натуральном выражении составила 35073,7 млн.руб. Множащийся интерес инвесторов к обрабатывающей промышленности, сфере IT и сельскому хозяйству привёл к тому, что в 2021 году объём инвестиций в основной капитал вырос на 12% по сравнению с прошлым годом. За 2021 год Республика поднялась до 6 места в рейтинге по инвестициям в основной капитал среди регионов России.

Ещё в 2018 году был введён План мероприятий по развитию импортозамещения в сфере промышленности Республики Татарстан. Для достижения цели были предложены следующие задачи [4]:

  • стимулирование реализации на предприятиях Республики Татарстан проектов по производству приоритетных видов продукции, включенных в отраслевые планы импортозамещения в гражданских отраслях промышленности;
  • содействие привлечению инвестиций в основной капитал организаций, осуществляющих деятельность по производству товаров (работ, услуг) на территории Республики Татарстан;
  • стимулирование реализации проектов модернизации и технического перевооружения для производства продукции, обладающей перспективной конкурентоспособностью;
  • создание благоприятных условий для локализации производства приоритетных видов продукции на предприятиях Республики Татарстан с привлечением зарубежных партнёров;
  • содействие разработке и внедрению инновационных технологий, защите результатов интеллектуальной деятельности предприятий Республики Татарстан;

В таблице 2 рассмотрим изменения экспорта и импорта Республики для определения эффективности реализуемых мероприятий.

 

Таблица 2. Показатели экспорта и импорта

Республики Татарстан, млн.долл. США  [5]

Показатель

2018

2019

2020

2021

Экспорт

15476,5

12866,4

8825,1

12 072,5

Импорт

3855,1

3168,8

3640,3

5 472,3

 

Снижение экспорта в 2019 году на 17% и в 2020 году на 32% связано с волатильностью нефтехимического кластера, на долю которого приходится более 50% структуры товарооборота. Однако уже в 2021 году рост экспорта на 37% связан с восстановлением кооперационных связей и ростом цен на энергоносители. На росте импорта с 2019 по 2021 года сказывается зависимость татарстанских предприятий от зарубежного сырья, оборудования и комплектующих частей. На сегодняшний день местные предприятия осуществляют импортные операции практически со 132 страной мира. При этом предпочтение отдано странам Дальнего зарубежья (удельный вес в объеме импортной продукции составляет 92,2%), странами СНГ ввозится 7,8% продукции. Крупнейшими поставщиками основных видов импортной продукции в республике Татарстан до последнего времени являлись Германия «24,4%), Китай (15,9%), США (7,4%), Турция (6%), Белоруссия (5,2%) и Южная Корея (3%), однако эта тенденция уже не может сохраняться сегодня в свете негативных изменений в современной геополитической ситуации, усиливших неопределенность ситуации и в российской экономике.

Предприятия Республики Татарстан активно участвуют в реализации федеральных отраслевых планов импортозамещения.

В 2021 году рост санкций повлиял на то, что в Республике было доработано и обновлено функциональное назначение Регионального Маркетингового Центра (РМЦ). Данный аппарат является собранием антикризисных и антисанкционных ресурсов, имеющий общее название «Центр импортозамещения». Отечественные изготовители и продавцы могут использовать уже существующие реестры для производства аналогов на замену импортным комплектующим, товарам и изделиям. А заказчикам будет оказана помощь в поисках импортозамещающих изделий и сырья.

В нефтеперерабатывающей и добывающей промышленности республики основное место занимает ПАО «Татнефть» им В.Д. Шашина, развивающая проект уплотненной сетки скважин.

Российский рынок покинули такие крупные производители автомобильных шин, как Bridgestone, Continental, Michelin. Однако «Kama Tyres», шинный комплекс ПАО «Татнефть», в полной мере может заменить ушедшие компании. В 2020 году предприятие выпустило серию цельнометаллокородных шин нового поколения. Модель получила название «Kama Pro 404».

В 3-4 квартале 20222 года российская ИТ-компания, действующая в Казани, «ICL» КПО ВС анонсировала выход системного блока на «Baikal-M», а также поставку в тестовую среду двухпроцессорного сервера «teamRay» на базе «Baikal-S». Выпуск первого ноутбука ICL на «Baikal-L» запланирован на 2023 год.

Республика Татарстан уже давно выстраивает эффективное сельское хозяйство.

В 2021 году республика сохранила ряд лидирующих позиций в агропромышленном секторе среди субъектов РФ по следующим позициям: производство молока – 1,9 млн. тонн, 6,1 % общероссийского объёма; производство мяса скота и птицы – 539, 5 тыс. тонн; производство куриных яиц – 1,5 млрд. штук. Агроклиматические условия Татарстана являются умеренно благоприятными для растениеводства. Только в 2021 году было собрано 871 тыс. тонн картофеля, 2,3 млн. тонн зерна, 1,2 млн. Тонн сахарной свёклы, 300 тыс. тонн масличных культур, 1,1 млн. тонн грубых и сочных кормов. [3]

На сегодняшний день Республика Татарстан продолжает активной внедрять и развивать кампанию по импортозамещению. Республика укрепляет свои позиции в национальной и мировой экономике, а также на национальных рынках высокотехнологичной промышленности. В целях эффективного развития импортозамещения оказывает финансовую поддержку предприятиям, осуществляющуюся в форме субсидирования уплаты процентов по привлеченным кредитам и софинансирования исследований, предоставления грантов и референций при государственных закупках. Уже несколько лет успешно в Татарстане идет импортозамещение в таких отраслях, как нефтехимия, машиностроение и оборонно-промышленный комплекс, агропромышленный комплекс. Политика импортозамещения – долгосрочная и комплексная программа, обеспечивающая продовольственную и экономическую безопасность не только региона, но и всей страны, имеющая все шансы на успех.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Гайдай, А.А., Организационно-экономические основы снижения ограничений развития импортозамещения в агропромышленном комплексе региона [Электронный ресурс] // монография. 2018. (8). https://book.ru/book/932949 (дата обращения: 21.11.2022).
  2. Основные показатели инвестиционной деятельности [Электронный ресурс] URL:https://tatstat.gks.ru/storage/mediabank/Основные%20показатели%20инвестиционной%20деятельности(5).pdf. (дата обращения: 21.11.2022).
  3. Основные тенденции социально-экономического развития Республики Татарстан в 2021 году [Электронный ресурс] URL: https://mert.tatarstan.ru/file/mert/File/Итоги%20социально-экономического%20развития%20Республики%20Татарстан%20в%202021%20году.pdf. (дата обращения: 21.11.2022).
  4. План мероприятий по развитию импортозамещения в сфере промышленности Республики Татарстан [Электронный ресурс] URL: https://goo.su/NU4rj (дата обращения: 21.11.2022).
  5. Показатели экспорта и импорта Республики Татарстан [Электронный ресурс] URL:https://tatstat.gks.ru/storage/mediabank/эксп%20и%20имп%20по%20странам.pdf. (дата обращения: 21.11.2022).
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Борисова К.Ю., Филина О.В. ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН // Вестник науки №12 (57) том 4. С. 33 - 39. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6831 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6831



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.