'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 4
  4. Научная статья № 13

Просмотры  73 просмотров

Магомедов В., Баймухаметов А., Филиппов Д.В.

  


УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ *

  


Аннотация:
в статье исследуется необходимость противостоять угрозам экономической безопасности в связи с санкционным давлением, путем исследования обосновывается необходимость гибко реагировать на появляющиеся угрозы   

Ключевые слова:
государство, угрозы, национальная, санкции, приоритеты, экономическая, безопасность   


УДК 33

Магомедов В.

СЭИ СГТУ им. Ю. А. Гагарина

(г. Саратов, Россия)

 

Баймухаметов А.

СЭИ СГТУ им. Ю. А. Гагарина

(г. Саратов, Россия)

 

Научный руководитель:

Филиппов Д.В.

к.э.н., доцент кафедры

«Отраслевое управление и экономическая безопасность»

СЭИ СГТУ им. Ю.А. Гагарина

(г. Саратов, Россия)

 

УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

 

Аннотация: в статье исследуется необходимость противостоять угрозам экономической безопасности в связи с санкционным давлением, путем исследования обосновывается необходимость гибко реагировать на появляющиеся угрозы.

 

Ключевые слова: государство, угрозы, национальная, санкции, приоритеты, экономическая, безопасность.

 

Важнейшей задачей государства является сохранение национальных приоритетов, защита общества и государства от внешних и внутренних угроз. Но в настоящее время актуальность этой задачи усиливается под влиянием экономических санкций западных государств, вызывающих множество препятствий на пути поддержания экономической безопасности страны.

Именно сейчас важно быстрое реагирование на изменяющиеся факторы экономической безопасности, для создания достойных условий жизни своим гражданам.

В условиях усиливающихся экономических санкций со стороны западных стран происходят большие изменения в устройстве экономической системы нашей страны, что может повлечь за собой ряд экономических проблем и изменение устоя социальной жизни населения.

 Так, за 2017-2018 годы уровень инфляции вырос почти в 2 раза, а в 2019 году его значение снижается на треть. Начиная с 2020 года рост уровня инфляции растет и достигает 7,4% к началу 2022 года.

Это значит, что покупательная способность денег снижается, а рост ВВП и доходов населения несущественен и их недостаточный рост можно рассматривать как угрозу экономической безопасности страны. [1, с.415] 

Учитывая, что Россия является одним из основных поставщиков природных ресурсов на мировой рынок, зависимость государственного бюджета от мировых цен на нефть и газ тоже можно считать угрозой экономической безопасности страны.

Замедление роста добычи полезных ископаемых в стране, наблюдаемое с 2019 года не является показателем ухода России от сырьевой модели экономики, учитывая дефицит консолидированного бюджета с 2020 года, вызванный растущими расходами государства.

В связи с чем следует рассмотреть детально некоторые расходы консолидированного бюджета, которые могут стать провоцирующими факторами, возникновения очередных угроз экономической безопасности. К ним относятся:

Расходы на национальную оборону, где наблюдается незначительный рост за 2017-2021 годы, который не превышает 3,1% от ВВП, но в связи со специально-операционными действиями на Украине их рост неизбежен в текущем 2022 году.

Расходы на социальную политику, связанные со снижением доходов населения из-за растущего уровня безработицы[2, с.138].

Рост расходов, в первую очередь, связан с повышением уровня безработицы под влиянием пандемии короновирусной инфекции (начиная с 2019 года) и уходом иностранных компаний из российского рынка под действием санкций (с конца 2021 года).

Пиком роста расходов на социальную политику является 2020 год, когда уровень безработицы тоже показал самый высокий уровень – 5,8%. А в 2021 году, наблюдаемое снижение до 4,8% связано с действием антикризисных мер Правительства РФ.

Расходы на развитие сферы здравоохранения, проблемы которого могут представлять существенную угрозу экономической безопасности России из-за распространения короновирусной инфекции.

В 2017 году расходы на здравоохранение минимальны и составляют 3% от ВВП. В 2018 году они увеличиваются до 3,2%, в 2019 году достигают 3,6%, а в 2021 году растут до 4,1%, составляя 4939,3 млрд. руб. На такое увеличение финансирования оказали влияние реализуемые в 2019–2024 годах национальные проекты и целевые программы.

Тем не менее, для получения необходимого эффекта от здравоохранения наблюдаемого роста финансирования недостаточно, учитывая высокий износ основных фондов и данный факт может являться еще одной угрозой экономической безопасности России.

Положительным фактором можно назвать снижение внешнего долга страны по сравнению с прошлым годом и увеличение объема золотовалютных резервов страны за исследуемый период связан с политикой их наращивания из-за растущих угроз национальной безопасности России.

 

Кроме этого, следует обратить внимание на динамику роста промышленного производства в стране, который оставляет желать лучшего и становится очередной угрозой экономической безопасности. 

Проблемы импортозамещения, нагнетаемые экономическими санкциями, усиливаются ажиотажным спросом на товары и услуги со стороны населения. В связи с такой ситуацией, по промышленному производству, следует учесть и незначительный рост инвестиций в основной капитал, который снизился в 2021 году и составил 16,4%. За 2017-2020 годы рост инвестиций в основной капитал составил 17,2-18,8% от ВВП, что является минимальным значением для обновления основного капитала. 

Также негативное влияние на развитие национального производства оказывает зависимость национального производства от импортных материалов, оборудования, сырья, резкое прекращение поставок которых усугубила проблему импортозамещения. 

Например, в сельском хозяйстве под действием санкций поставки необходимого оборудования, материалов и т.д. находятся под угрозой вообще прекращены. Ведь транспорт, станки в перерабатывающих заводах, семена, удобрения, и многое другое являемся импортным или включает в себя импортные детали, нехватка которых приведет к спаду урожайности, снижению срока хранения продукции.

Кроме этого, возникают проблемы с реализацией и продвижением на рынок данного товара. А так как из-за санкций сократился объем экспорта, то товар может остаться у производителей, принося им лишь убыток.

И так, можно констатировать, что основными угрозами экономической безопасности России за исследуемый период являются:

- низкие темпы роста ВВП;

- рост численности населения с доходами ниже прожиточного минимума;

- рост уровня инфляции, рост уровня безработицы;

- дефицит государственного бюджета, зависимость доходов бюджета от мировых цен на нефть;

- низкие расходы на здравоохранение и обновление основного капитала;

- рост расходов на национальную оборону, снижение экспорта, зависимость от импортных товаров при низком национальном производстве. 

А главными причинами нестабильности экономической безопасности России можно считать: слабо развитая внутренняя экономика, санкции со стороны западных государств, пандемия короновирусной инфекции. 

Конечно, зарубежные санкции оказали негативное влияние на развитие российской экономики. Закрытие границ и прекращение импортно-экспортных отношений привело к приостановке многих предприятий и уходу из российского рынка многих зарубежных компаний.

Это привело к развитию товарного дефицита в некоторых аспектах продовольственной системы, и в результате к повышению цен на отдельные товары. А закрытие зарубежных предприятий привело к увеличению числа безработных в стране.

Для преодоления всех этих угроз необходимо принятие радикальных мер по развитию национального производства, разработке новых технологий и оборудования, налаживанию новых путей реализации товаров, развитию внутреннего рынка, поддержке отечественного производителя и т.д.

В условиях постоянного санкционного давления трудно создавать благоприятные условия для жизни своих граждан и стремиться к стабильному росту экономики. 

Важно понимать, что сейчас для нас большую перспективу представляет отказ от импортных товаров и развитие собственного производства, в связи с чем Правительство РФ должно направить свои силы на поддержку отечественного производителя. Ведь стабильный рост экономики страны – возможность противостоять всем перечисленным угрозам экономической безопасности.

Именно поэтому необходимо поддержание национальной экономики особенно сейчас, когда со всех сторон вводятся антироссийские санкции, стремящиеся подорвать экономику и социальный устой страны. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Караваева И.В., Казанцев С.В., Коломиец А.Г., Френкель А.А., Быковская
    Ю.В., Иванов Е.А., Лев М.Ю., Колпакова И.А. Основные тенденции развития экономики России на очередной трехлетний период: анализ, риски, прогноз // Экономическая безопасность. – 2022. – N 4. – c. 415–442.
  2. Караваева И.В., Быковская Ю.В., Бухвальд Е.М., Казанцев С.В., Коломиец А.Г., Лев М.Ю., Колпакова И.А. Экспертная оценка проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023–2024 годов // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2022. – N 11(119). – c. 138–163. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Магомедов В., Баймухаметов А., Филиппов Д.В. УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ // Вестник науки №12 (57) том 4. С. 78 - 83. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6838 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6838



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.