'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 4
  4. Научная статья № 21

Просмотры  61 просмотров

Балабойко А.В.

  


АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ МИНИСТЕРСТВОМ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в работе проведен анализ процесса принятия и исполнения государственных решений Министерством культуры Российской Федерации на примере реализации проекта «Пушкинская карта», на основе проведенного анализа выявлены основные проблемы данного процесса   

Ключевые слова:
государственные решения, Министерство культуры Российской Федерации, Пушкинская карта, учреждения культуры   


УДК 354

Балабойко А.В.
студент, 4 курс, высшая школа права

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

(г. Москва, Россия)


АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ МИНИСТЕРСТВОМ

КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Аннотация: в работе проведен анализ процесса принятия и исполнения государственных решений Министерством культуры Российской Федерации на примере реализации проекта «Пушкинская карта», на основе проведенного анализа выявлены основные проблемы данного процесса. 

 

Ключевые слова: государственные решения, Министерство культуры Российской Федерации, «Пушкинская карта», учреждения культуры.

 

Министерство культуры Российской Федерации (далее Минкультуры РФ) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия и кинематографии, а также по охране культурного наследия. Свою деятельность Минкультуры РФ осуществляет на основании Постановления Правительства РФ от 20.07.2011 № 590 «О Министерстве культуры Российской Федерации» [1].

Все решения Минкультуры РФ принимаются согласно Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, а также согласно Национальному проекту «Культура», все принимаемые решения не должны противоречить основным направлениям развития культуры, определённым в данных документах.

Рассмотрим механизм исполнения государственных решений Минкультуры РФ, его целесообразно рассмотреть «снизу вверх», поскольку на низших уровнях управления количество исполнителей несравнимо выше, чем на верхних.

  1. Самым низшим уровнем исполнения решений является уровень учреждений культуры и их сотрудников. Они действуют в рамках локальных актов учреждений (уставов, положений и пр.). На данном уровне исполняются конкретные решения, влияющие на потребителей услуг в сфере культуры.
  2. Уровнем выше находятся муниципальные органы управления сферой культуры. Их деятельность регламентирована региональными стратегиями, планами, программами, проектами и пр. На этом уровне исполняются решения, имеющие значения для всех местных учреждений культуры (дома творчества, музеи, театры, библиотеки и др.) Отчётность конкретных учреждений аккумулируется, обрабатывается и передаётся на уровень региона.
  3. Далее находятся региональные органы управления сферой культуры (министерства). Их работа по исполнению государственных решений основана на документах федерального уровня – стратегиях, концепциях, государственных программах. На уровне региональных министерств исполняются решения, регулирующие деятельность муниципальных управлений культуры, а также учреждений культуры федерального подчинения, действующих на территории региона (музеи-заповедники, консерватории и др.) Аккумулируемая отчётность направляется, во-первых, в региональное отделение Росстата, во-вторых, по подведомственности на федеральный уровень – в Минкультуры РФ.
  4. Наивысшим уровнем исполнения решений в сфере культуры является уровень министерства Правительства РФ – Министерство Культуры Российской Федерации. На данном уровне принимаются концептуальные решения о развитии сферы культуры на средне- и долгосрочный периоды, а также производится отчётность по их исполнению перед Госдумой РФ, Федеральным Собранием РФ и Президентом.

Минкультуры РФ может осуществлять свою деятельность во взаимодействии с другими ФОИВ, например, с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации для совместной выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования в области культуры и искусства, с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации для реализации программы популяризации культурных мероприятий среди молодежи «Пушкинская карта» и т.д.

«Пушкинская карта» – совместный проект Министерства культуры, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и «Почта Банка». Проект запущен 1 сентября 2021 года, он направлен на популяризацию культурных событий среди молодежи – проект позволяет гражданам России в возрасте с 14 до 22 лет бесплатно посещать различные учреждения культуры и их программы (театры, выставки, филармонии и др.). Финансирование происходит за счёт средств федерального бюджета. В программе участвуют федеральные, региональные, муниципальные и частные учреждения культуры по всей России.

8 июля 2021 года в Правительство Российской Федерации был внесен проект нормативного правового акта «О социальной поддержке молодёжи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры – программе «Пушкинская карта», разработчиком проекта является Минкультуры РФ. 8 сентября 2021 года вышло Постановление Правительства РФ от 08 сентября 2021 г. № 1521 «О социальной поддержке молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры» и Правила реализации мер по социальной поддержке молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры, на основании которого реализуется программа «Пушкинская карта».

Данный проект был разработан во исполнение абзаца 3 пункта 2 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № ТГ-П44-55пр и соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Разработку проекта начали по инициативе Президента, проект разрабатывался Правительством и Министерством культуры РФ и в 2021 году был запущен Правительством по поручению Президента [5].

Правила реализации программы социальной поддержки молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры устанавливают порядок действий, а также взаимодействия ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных органов и организаций в сфере культуры. Специально для учреждений культуры Министерством культуры и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций утверждены методические рекомендации по внедрению проекта.

Распоряжение о выделении на первый этап программы в 2021 года - 3,9 млрд. рублей подписал председатель Правительства РФ Михаил Мишустин, бюджет на 2022 год – 16 млрд. рублей, планируемый бюджет на 2023 год – 25 млрд. рублей [5].

Презентация программы прошла 30 августа 2021 года, на ней были озвучены его главные цели: обеспечение молодёжи доступа к культурным событиям, развитие российской культуры и поддержка организаций культуры. А также на презентации заявили, что к программе «Пушкинская карта» присоединились все 85 регионов, 1960 учреждений культуры, более 16000 событий были одобрены экспертными советами и внесены в афишу на официальный портал. За первый месяц реализации проекта, было оформлено более 2 млн карт.

По данным Министерства Культуры за 2021 год было выдано 3,8 млн «Пушкинских карт», держатели карт купили около 2,5 млн билетов в учреждения культуры и потратили на это более 1,7 млрд. рублей. Как заявила заместитель министра культуры, самое большое распространение «Пушкинская карта» получила в Татарстане, Башкирии, Москве, Санкт-Петербурге и Волгоградской области. Следует отметить, что по дополнительной информации за январь 2022 года по «Пушкинским картам» были приобретены билеты на сумму около одного миллиарда рублей, вероятнее всего такая большая сумма вызвана тем, что номинал карт в январе был увеличен с трёх до пяти тысяч рублей, а количество мероприятий в учреждениях культуры в январе было большим по причине праздничных дней [4].

Проект продолжает развиваться и совершенствоваться, в начале запуска проекта у владельцев карты была возможность покупать билеты на концерты современных исполнителей, Министерство культуры стало получать жалобы о том, что данные концерты не помогают развивать культуру и не соответствуют целям проекта, после различных проверок и обсуждений приняли решение запретить покупать билеты на концерты современных исполнителей по «Пушкинской карте». С кинотеатрами наоборот – при запуске проекта по «Пушкинской карте» нельзя было покупать билеты в кинотеатр, но с 1 февраля 2022 года Минкультуры и Минцифры обеспечило возможность покупать билеты в кинотеатры на российские фильмы, созданные при поддержке Министерства культуры, Фонда кино, эта мера была принята для поддержания отечественного кинематографа. На поддержку российской кинематографии Правительство выделило еще порядка 5,5 млрд рублей. В Государственной Думе предлагают расширить действие программы «Пушкинская карта» на другие возрастные категории или на другие льготные категории, некоторые депутаты считают, что возможность посещать культурные события бесплатно должна быть у всех граждан, но это пока что лишь обсуждения.

3 декабря 2021 года в Правительство РФ Министерством культуры РФ был внесен проект нормативного правового акта «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, связанные с реализацией мер по социальной поддержке молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры», данный проект был разработан  во исполнение пп. «е» п. 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 30.11.2021 № Пр-2253. Данные поручения были отверждены после совещания от 24 ноября 2021 года Президента РФ с членами Правительства РФ [2]. Данное поручение заключалось во включении кинотеатров в перечень организаций – участников программы. Также данное изменение касалось обеспечения возможности для военнослужащих и граждан в возрасте от 14 до 22 лет включительно, обучающихся в военных образовательных организациях, принимать участие в программе «Пушкинская карта» с учетом особенностей, связанных с военной службой и требованиями, установленными Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» [6].

Взаимодействие Минкультуры России с Почта Банком базируется на Постановлении Правительства РФ от 17 августа 2021 г. № 1357 «Об утверждении Правил предоставления субсидии акционерному обществу «Почта Банк» на финансовое обеспечение реализации в Российской Федерации программы социальной поддержки молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры» [3]. Почта Банк оформляет, выпускает и обслуживает карты за счёт средств федерального бюджета.

Министерство культуры проводило несколько пресс-конференций, посвященных проекту «Пушкинская карта», в них также принимали участие представители Правительства, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и «Почта Банка», а также руководители учреждений культуры.

29 сентября 2021 года прошла пресс-конференция для подведения промежуточных итогов за первый месяц реализации проекта, на ней обсудили статистику выпуска карт и покупки билетов, а представители культурных учреждений рассказали о преимущества программы для учреждений.

На основе проведённого анализа процесса принятия и исполнения государственных решений Министерством культуры Российской Федерации были выявлены основные проблемы: отсутствие закрепленных методических рекомендаций, описывающих процесс разработки и реализации государственных решений, разрыв между декларируемыми на федеральном уровне целями и их практическим исполнением на уровне учреждений культуры.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Постановление Правительства РФ от 20.07.2011 № 590 (ред. от 29.11.2021) «О Министерстве культуры Российской Федерации» (вместе с "Положением о Министерстве культуры Российской Федерации») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_117520/ (дата обращения: 22.12.2022).
  2. Перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства (утв. Президентом РФ 30.11.2021 № Пр-2253) // Система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_401993/ (дата обращения: 22.12.2022).
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2021 № 1357 «Об утверждении Правил предоставления субсидии акционерному обществу «Почта Банк» на финансовое обеспечение реализации в Российской Федерации программы социальной поддержки молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры» // Система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_393269/ (дата обращения: 22.12.2022).
  4. Министерство культуры Российской Федерации: официальный сайт/ [Электронный ресурс] – режим доступа: https://culture.gov.ru/ (дата обращения: 22.12.2022).
  5. Правительство Российской Федерации: официальный сайт. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://government.ru/ (дата обращения: 22.12.2022).
  6. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. [Электронный ресурс] – режим доступа: https://regulation.gov.ru/ (дата обращения: 22.12.2022).

 

Balaboyko A.V.

student, 4th year, Higher School of Law

Plekhanov Russian University of Economics

(Moscow, Russia)

 

ANALYSIS OF PROCESS OF MAKING & EXECUTING STATE DECISIONS BY MINISTRY OF CULTURE OF RUSSIAN FEDERATION

 

Abstract: the paper analyzes the process of making and executing state decisions by the Ministry of Culture of the Russian Federation on the example of the implementation of the Pushkin Map project, based on the analysis, the main problems of this process are identified. 

 

Keywords: state decisions, Ministry of Culture of Russian Federation, Pushkin Map, cultural institutions.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Балабойко А.В. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ МИНИСТЕРСТВОМ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №12 (57) том 4. С. 114 - 121. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6846 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6846



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.