'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 4
  4. Научная статья № 23

Просмотры  77 просмотров

Батуев В.М., Микульчинова Е.А.

  


КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается понятия кадровой политики и кадровой стратегии. Также выявлена необходимость разработки и реализации открытой кадровой политики со стратегией омоложения кадров. Кадровая политика является одним из приоритетных направлений деятельности каждой организации, так как направлена на формирование кадров и их дальнейшее развитие на благо самой организации   

Ключевые слова:
кадровая политика, кадровая стратегия, государственные и муниципальные служащие, профессионализм, квалификация   


УДК 331.108

Батуев В.М.

магистрант

ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет

технологий и управления»

(г. Улан-Удэ, Россия)

 

Микульчинова Е.А.

к.с.н., доцент

ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет

технологий и управления»

(г. Улан-Удэ, Россия)

 

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ

 

Аннотация: в статье рассматривается понятия кадровой политики и кадровой стратегии. Также выявлена необходимость разработки и реализации открытой кадровой политики со стратегией омоложения кадров. Кадровая политика является одним из приоритетных направлений деятельности каждой организации, так как направлена на формирование кадров и их дальнейшее развитие на благо самой организации.

 

Ключевые слова: кадровая политика, кадровая стратегия, государственные и муниципальные служащие, профессионализм, квалификация.

 

Кадровая политика – это система принципов, норм, приоритетов и правил поведения, сформулированных в устной или письменной форме, которые носят обязательный характер исполнения непосредственно в отношении кадров с целью достижения общих, установленных организацией стратегических целей и задач.

Цель кадровой политики заключается в своевременном обеспечении организации квалифицированным персоналом и в необходимой численности.

Под типом кадровой политики понимается качественная характеристика реализации кадровой политики в зависимости от того, насколько руководитель организации вовлечен в кадровую ситуацию, а именно какова степень его влияния и контроля этой сферы.

Под кадровой стратегией понимается совокупность действий руководства организации, направленных на определение долгосрочных целей и задач в отношении управления персоналом с учетом внешней среды. Кроме того, кадровая стратегия включает в себя средства, методы, решения и ресурсы, способствующие выполнению миссии, достижению целей и решению поставленных задач и повышению конкурентоспособности организаций.

Иными словами, кадровая стратегия – это единство планов, ресурсов и средств, применение которых осуществляется с целью достижения четко сформулированных целей в сфере управления персоналом организации.

Важно понимать, что кадровая политика организации должна:

- быть тесно связана со стратегией организации.

- быть гибкая, т.е. обеспечивающая стабильность персонала при корректировке определенных факторов (тактика, экономические условия и т.п.).

- владеть индивидуальным подходом к каждому работнику, например, в вопросах, связанных с подбором, подбором и допуском, развитием.

Неоспоримым является факт того, что кадры решают все, в любой организации, будь то коммерческая сфера, образовательная организация или сфера государственной и муниципальной службы. Именно поэтому кадровая политика представляет собой одно из приоритетных направлений деятельности каждой организации, так как направлена на формирование ее кадрового состава и его дальнейшее развитие в интересах самой организации.

Развитие персонала организации принято называть профессионально-квалификационным продвижением, которое направлено на карьерный рост работников в рамках организации. В зависимости от сферы деятельности, развитие карьеры определено рядом требований и процедур.

Если рассматривать коммерческую сферу, то условием продвижения служит обычно наличие вакантных должностей, успешное прохождение деловой оценки, а также кадровая политика и кадровая стратегия организации, которая определяет условия и тенденцию продвижения персонала.

В высшей школе для успешного развития карьеры профессорско-преподавательского состава необходимо прохождение конкурса при выполнении условий эффективного контакта и опять же соответствие требованиям кадровой политики и стратегии.

В секторе государственного и муниципального управления в связи с его модернизацией и повышением эффективности работы все более важным становится вопрос кадровой политики при продвижении по службе, поскольку необходимо учитывать законодательно закрепленные условия: аттестацию и кадровый резерв. Кадровую работу стали относить к плановому подходу к эффективному управлению персоналом для достижения стратегических целей органа путем выработки максимально открытого и гибкого стиля управления, используемого для мотивации и развития сотрудников.

Наиболее сложное положение при оценке эффективности кадровой политики занимает муниципальная служба, поскольку финансирование осуществляется из бюджетов, которые априори являются дотационными (без учета Москвы). Основным средством стимулирования профессиональной служебной деятельности и материального обеспечения муниципальных служащих является оплата труда, которая производится в виде денежного содержания: должностной оклад, ежемесячные и иные дополнительные выплаты.

Рис. 1. Динамика среднего уровня должностного оклада

по должностям муниципальной службы в администрации

муниципальных городских округов РФ

 

Анализ среднего уровня должностного оклада муниципальных служащих подтвердил положительную тенденцию увеличения суммы по группам должностей муниципальной службы за период с 2015 по 2020 гг., но уровень его незначительно превышает размер МРОТ, что негативно сказывается как на эффективности работы, так и отсутствии мотивирующих факторов привлечения молодежи в систему муниципального управления. Данный факт подтверждается рисунок 2, где представлены возрастные группы администраций городских округов РФ.

 

 

Рис. 2. Возрастные группы кадрового состава

администрации муниципальных городских округов РФ в 2020 году

 

Наиболее многочисленной является возрастная группа от 50 до 59 лет. В то время как одной из малочисленных является возрастная группа до 30 лет. Средний возраст кадров администрации городских округов) составляет 45 лет.

Таким образом, в результате анализа кадрового состава была выявлена угроза кадрового дефицита в связи со старением кадров.

Согласно статье 33 Федерального закона № 25 от 02.03.2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации», кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образований может быть создан в соответствии с муниципальными правовыми актами. Это является основной формой профессионально-квалификационного продвижения в органах муниципального управления.

В состав кадрового резерва включаются только те, кто имеет соответствующую квалификацию, в том числе трудовую и личную, для резервной должности в муниципальном образовании и продемонстрировал высокие результаты в своей профессиональной деятельности.

Наличие в администрации городских округов кадрового резерва имеет положительное влияние как на кадровую политику в целом, так и на резервистов (лиц, включенных в кадровый резерв) и муниципальную службу в частности. Рассмотрим эти преимущества в таблице 1.

 

Таблица 1. Преимущества кадрового резерва

 

Кадровый резерв

 

Резервистам

 

Муниципальной службе

карьерный рост;

развитие профессиональных и личностных качеств;

признание профессиональных качеств;

самореализация

подготовленные профессионалы; база кадров для назначения;

повышение результатов работы;

формирование положительного имиджа муниципальной службы и повышение ее престижа

 

На сегодняшний день в целях обеспечения своевременного и эффективного развития муниципальной службы в городских округах РФ реализуются муниципальные программы, направленные на стимулирование повышения уровня профессионального развития муниципальных служащих.

Важно, чтобы программа не была направлена только на повышение квалификации персонала, а учитывала разные тенденции по смене кадровой политики и стратегии.  

Целесообразнной для руководства администрации городских округов и муниципальных образований является разработка и реализация открытой кадровой политики со стратегией омоложения кадров.

Реализация данной стратегии возможна в двух вариантах: краткосрочном (до 1 месяца) и долгосрочном (2,5 года).

Краткосрочный вариант предполагает повышение эффективности управления мотивацией персонала с акцентом на профессионально-квалификационное продвижение.

Повышение эффективности мотивации персонала изначально должно быть акцентировано на удовлетворение базовых потребностей молодых специалистов, таких как обеспеченность жильем и достойная заработная плата (табл. 4). И только после этого стоит осуществлять адресный подход, разделяя факторы на мотивирующие и гигиенические.

Профессионально-карьерное продвижение следует осуществлять в двух направлениях: горизонтальном и вертикальном. Такой подход позволит более досконально изучить процесс управления с разных позиций, что позволит повысить эффективность принятия решений, а также разработки альтернативных вариантов.

Программа адаптации для молодых специалистов поможет определять траекторию и способы продвижения (табл. 2).

 

Таблица 2. Меры по управлению мотивацией

и профессионально-квалификационным продвижением

молодых кадров в системе местного самоуправления

 

 

Долгосрочный вариант реализации стратегии омоложения кадров реализуется путем целевого планирования к формированию кадрового состава, программы стажировок и повышения эффективности мероприятий профессионального развития.

Целевое планирование осуществляется путем обучения выпускников школ в вузах по целевым договорам, заключенным с администрацией муниципального образования. Это позволит через 4 года (срок обучения по программе бакалавриата) получить молодого специалиста, с одной стороны. С другой стороны, такой подход позволит молодежи не уезжать из маленьких городов в мегаполисы и дает гарантии в трудоустройстве.

В регионах необходимо разработать программу стажировок, аналогичную программам Правительств Москвы и Московской области, где студенты выпускных курсов вузов в течение полугода пробуют свои силы в 3 различных организациях, предоставленных для трудоустройства (от органов исполнительной власти до подведомственных учреждений). Подобная практика дает возможность выпускникам определить наиболее привлекательную сферу в системе муниципального управления, а также продемонстрировать себя с лучшей стороны потенциальному работодателю.

Таким образом, в настоящее время очень важным становится вопрос кадровой политики и реализации кадровой стратегии при продвижении по службе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Пальчикова Е. В. Повышение уровня профессиональной подготовки кадров //ББК Ч 448.0, 466Я4 П 56 организационный комитет конференции. – С. 287.

Капустина Е. Ю. Кадровая политика как инструмент стратегического управления персоналом //Экономика и государство: проблемы и перспективы развития. – 2020. – С. 222-225.

 

Batuev V.M.

East Siberian State University of

Technology and Management

(Ulan-Ude, Russia)

 

Mikulchinova E.A.

East Siberian State University of

Technology and Management

(Ulan-Ude, Russia)

 

PERSONNEL POLICY AS A BASIS FOR IMPROVING THE PROFESSIONALISM AND QUALIFICATIONS OF EMPLOYEES

 

Abstract: the article discusses the concepts of personnel policy and personnel strategy. The necessity of developing and implementing an open personnel policy with a strategy of personnel rejuvenation has also been identified. Personnel policy is one of the priorities of each organization, as it is aimed at the formation of personnel and their further development for the benefit of the organization itself.

 

Keywords: personnel policy, personnel strategy, state-municipal employees, professionalism, qualification.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Батуев В.М., Микульчинова Е.А. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ // Вестник науки №12 (57) том 4. С. 128 - 136. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6848 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6848



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.