'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 4
  4. Научная статья № 29

Просмотры  63 просмотров

Гревцева Е.В., Типунова А.С., Холодная Е.А.

  


ЗАПОМИНАНИЕ КАК ОСНОВА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается процесс запоминания как феномен психической деятельности человека. Приведены различные трактовки терминов «запоминание» и «память». Кроме того, особое внимание уделяется тому, для чего необходим процесс запоминания   

Ключевые слова:
запоминание, память, человек, деятельность   


УДК 159.953.5

Гревцева Е.В.

студент

Липецкий государственный педагогический университет

им. П. П. Семенова-Тян-Шанского

(г. Липецк, Россия)

 

Типунова А.С.

студент

Липецкий государственный педагогический университет

им. П. П. Семенова-Тян-Шанского

(г. Липецк, Россия)

 

Холодная Е.А.

студент

Липецкий государственный педагогический университет

им. П. П. Семенова-Тян-Шанского

(г. Липецк, Россия)

 

ЗАПОМИНАНИЕ КАК ОСНОВА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Аннотация: в данной статье рассматривается процесс запоминания как феномен психической деятельности человека. Приведены различные трактовки терминов «запоминание» и «память». Кроме того, особое внимание уделяется тому, для чего необходим процесс запоминания.

 

Ключевые слова: запоминание, память, человек, деятельность.

 

Значение памяти в жизни человечества неоспоримо. Абсолютно все, что люди знают и умеют – это следствие умения мозга запоминать и сохранять в памяти мысли, образы, испытанные чувства и процессы. И.М. Сеченов сказал: «Человек, обделенный памятью, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами» [3, с. 34].

Память формирует, хранит и пополняет наши знания, умения, навыки, без которых невозможны ни успешное обучение, ни продуктивная деятельность. Человек запоминает лучше те факты, события и явления, которые представляют для него и для его жизнедеятельности особо важное значение. И наоборот, все то, что для индивида менее значимо, запоминается намного хуже и быстрее забывается.

Память – основа психической деятельности. Без нее нельзя понять основы развития поведения мышления, сознания, подсознания. Потому для большего понимания индивида нужно как можно больше знать о понятии

По определению Зинченко В.П. память – это «запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта» [1, с. 59].

Можно заявлять о памяти не только в ряду когнитивных функций (очевидно, что познание невозможно без памяти), но и об «эмоциональной памяти, о памяти волевого стремления, о памяти созидательного озарения» [1, с. 60].

Процесс запоминания – одна из характеристик памяти. Изучение процесса запоминания и применение его методов на практике дает возможность лучше понять психологию памяти человека. Поэтому тема запоминания становится очень острой при изучении памяти.

«Запоминание – это установка связи нового с тем, что уже имеется в подсознании человека, закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под действием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия» [2, с. 215].

Физиологическую основу запоминания составляет условный рефлекс как акт образования связи между новым и ранее закрепленным содержанием. Запоминание есть закономерный продукт действия субъекта с объектом. «Характеристики запоминания того или иного материала определяется мотивами, целями и способами деятельности личности».

Запоминание может быть непроизвольным (случайным) или произвольным (целенаправленным).

Непроизвольное запоминание не является целенаправленным действием, но представляет собой побочный результат деятельности, которая была направлена на выполнение других задач.

 Произвольное запоминание разделяется по степени точности будущего воссоздания материала. Иногда запоминается и воспроизводится только общий смысл, суть размышлений. В других случаях нужно запоминать и воспроизводить материал детально (правила, определения и т.д.)

П.И. Зинченко для изучения влияния направленности деятельности на продуктивность запоминания предложил методику классификации предметов и составления числового ряда. При выполнении обеих этих задач предметы и числа запоминались непроизвольно. Когда предметы и числа были объектом деятельности испытуемых (классификация предметов в первом опыте и составление числового ряда – во втором), они запоминались лучше, нежели тогда, когда служили только фоновыми раздражителями. Однако и в последнем случае запоминание было результатом проявления со стороны испытуемых какой-либо активности по отношению к этим объектам, хотя она проявлялась лишь в форме случайных ориентировочных реакций.

Сложная деятельность запоминания, включающая организованный процесс заучивания, припоминания, воспроизведения и т.д. на основе первичной элементарной мнемической функции, является продуктом исторического развития, обусловленным потребностями конкретной человеческой деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Зинченко В.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. - СПб.: Питер, 2012. - 320 с.
  2. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 2010. - 352 с.
  3. Сеченов, Иван Михайлович. Рефлексы головного мозга / И.М. Сеченов; Академия наук СССР. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961. — 100 с.

 

Grevtseva E.V.

Lipetsk State Pedagogical University

(Lipetsk, Russia)

 

Tipunova A.S.

Lipetsk State Pedagogical University

(Lipetsk, Russia)

 

Holodnaya E.A.

Lipetsk State Pedagogical University

(Lipetsk, Russia)

 

MEMORIZATION AS BASIS OF EDUCATIONAL ACTIVITY

 

Abstract: this article discusses the process of memorization as a phenomenon of human mental activity. Various interpretations of the terms "memorization" and "memory" are given. In addition, special attention is paid to what the memorization process is necessary for.

 

Keywords: memorization, memory, person, activity.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Гревцева Е.В., Типунова А.С., Холодная Е.А. ЗАПОМИНАНИЕ КАК ОСНОВА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №12 (57) том 4. С. 164 - 167. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6854 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6854



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.