'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 4
  4. Научная статья № 30

Просмотры  59 просмотров

Колотова Д.А., Елизарова Е.Ю.

  


ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ ПРОЦЕНТЫ В 5-6 КЛАССАХ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются теоретическое и практическое влияние решения практико-ориентированных задач по теме «проценты» в школе на формирование и развитие математической грамотности учащихся. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты влияния решения практико-ориентированных задач на уроках математики в школе на формирование и развитие математической грамотности учащихся. Ключевые слова: математика, практико-ориентированные задачи, математическая грамотность   

Ключевые слова:
проценты, математика, практико-ориентированные задачи, дробь   


УДК 37

Колотова Д.А.
студентка ФФТ, кафедры физики, математики

и физико-математических наук
Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина

учитель математики МАОУ «СШ №44 с УИОП»
(г. Нижний Новгород, Россия)

 

Елизарова Е.Ю.

старший преподаватель кафедры

Физики, математики и физико-математического образования,

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина

 (г. Нижний Новгород, Россия)

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ

ПО ТЕМЕ ПРОЦЕНТЫ В 5-6 КЛАССАХ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются теоретическое и практическое влияние решения практико-ориентированных задач по теме «проценты» в школе на формирование и развитие математической грамотности учащихся. 

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты влияния решения практико-ориентированных задач на уроках математики в школе на формирование и развитие математической грамотности учащихся. Ключевые слова: математика, практико-ориентированные задачи, математическая грамотность.

 

Ключевые слова: проценты, математика, практико-ориентированные задачи, дробь.

 

В современном обществе велика роль математического образования. Изучение данной науки позволяет развивать логическое мышление, выделять основную информацию. Решение задач на уроках позволяет научиться решать аналогичные задачи на практике. Все это формирует у обучающихся математическую грамотность - способности определять и понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные математические суждения и применять математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину [1, c. 7].

В современной системе образования делается очень большой упор на применение полученных в школе знаний в реальной жизни. Математика не стала исключением. Формирование математической грамотности предполагает обязательное применение математических знаний в практической деятельности.

Решение практико-ориентированных задач практикуются сейчас практически в каждой школе. Изучение данных задач является важнейшим элементом развития математической грамотности. Они показывают, что полученные знания не далеки от реальности, что все умения мы можем применить в нашей с вами жизни.  

Что же вообще понимается под практико-ориентированной задачей? Это такой вид задач, где условия максимально приближены к окружающей нас действительности. Решение таких задач строится на построении модели реальной ситуации. 

Математическая грамотность и практико-ориентированные задачи неразрывно связаны.  И для лучшего применения математической грамотности надо научиться решать практико-ориентированные задачи.

На своих уроках я часто применяю задачи, направленные на развитие функциональной грамотности. Чаще всего данный тип задач удается применять на уроках с 5-6 классами. Это тот возраст, в котором ребята уже лучше понимают окружающую действительности, которым действительно интересно, где, для чего, когда нужны будут те или иные типы задач. Более подробно я хотела бы остановиться на теме «Проценты».

Тема «Проценты» впервые встречается в 5 классе, но ребята сейчас живут в таком мире, что это слово для них не новое: они видят скидки в магазинах, видят рекламу о вкладах, слышат от знакомых про кэшбек, знают от родителей про кредиты, да и практически во всех школах есть такой предмет, как финансовая грамотность, где ребята тоже видят это слово – процент. Несмотря на то, что, казалось бы, проценты окружают везде и всюду, эта тема одна из самых сложных для понимания детей. Многие просто пытаются «вызубрить» материал, не понимая его смысла.

В 6 классе ситуация аналогичная. После пятого дети уже больше знают об этой теме, но они и прекрасно помнят, что тема была сложная, многим непонятная, поэтому встречается она недовольными взглядами и лицами большей части класса. Они надеялись, больше с ней не столкнуться.

Однако проценты встречаются абсолютно во всех сферах проверки знаний школьников – ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ. Если на ВПР больше половины детей решают задачи на проценты, то в ЕГЭ и ОГЭ эту задачу начинают решать единицы, а получают верный ответ и то меньше.

Поэтому основная задача учителя сейчас научить детей решать такие задачи, научить их не бояться процентов. И вот здесь нам помогут практико-ориентированные задачи.

Как уже было мною сказано, дети прекрасно видели и видят, что тема проценты встречается везде в реальной жизни. Поэтому здесь самый лучший момент применять такие задачи.  В результате работы во взаимодействии с окружающей действительностью дети усваивают материал лучше и приобретают первичный опыт использования математических знаний в быту и повышают свой уровень математической грамотности.

Рассмотрим несколько задач для 5 и 6 классов.

5 классы.

№1. Катя хотела купить футболку, которая стоила 900 рублей, но увидела рекламу, что через три дня магазин устраивает день скидок – все товары будут -15%. Сколько будет стоить футболка после скидки? Когда Кате выгоднее ее купить?

Решение:

Надо определить, что нам надо найти - число по его проценту или процент от числа.

Для 5 класса эти понятия очень трудны. Чаще всего я спрашиваю, что мы ищем: часть или целое? Но и этот вопрос помогает не всем детям, поэтому тут можно подсказать: «900 рублей – это вся цена. А скидку мы ищем от всей цены» и снова повторить вопрос. Школьник дает верный ответ – мы ищем часть.

Ребята вспоминают правило «Чтобы найти процент от числа нам надо, число разделить на 100 и умножить на известные проценты»

Некоторые запоминают правило таким образом «Сначала ищем 1%, а затем известные нам»

900:100*15=135(рублей)

Вопрос «Что же мы нашли?». Мы нашли только 15% - скидка. Но это не ответ на вопрос.

900-135 = 765 (рублей)

Это будет ответ.

№2. Ученик вашего класса прочитал 138 страниц, что составляет 23% числа всех страниц в книге. Сколько страниц в книге?

Решение:

Надо определить, что нам надо найти - число по его проценту или процент от числа. Смотрим на задачу, нам надо найти целое.

Ребята вспоминают правило «Чтобы найти число по его проценту, нам надо, число разделить на процент и умножить на 100»

Некоторые запоминают правило таким образом «Сначала ищем 1%, а затем 100»

138:23*100=600(страниц)

Это будет ответ.

6 класс.

№1. Площадь участка поля 80 га, первый тракторист вспахал 40% этого участка, а второй 60% оставшейся части. Кто из них вспахал больше и на сколько га?

Опять задаем наводящие вопросы: о чем говориться в задаче? Что известно в задаче? Что мы ищем процент от числа или число по его проценту?

Опять-таки, я спрашиваю: «Ищем часть или целое». Соответственно ученики понимают, что у каждого тракториста мы ищем часть, однако пока непонятно у второго тракториста мы ищем часть от какого числа.

Поэтому пробуем сначала найти, сколько же вспахал первый тракторист.

Дети вспоминают уже следующее правило «Чтобы найти процент от числа, мы проценты переводим в десятичную дробь и наше число умножаем на нее»

40%=0,4 (делим проценты на 100)

80*0,4=32(га) – вспахал 1 тракторист.

А что нам известно про второго? Мы будем искать 60% от 80га или от какого числа?

И тут мы обращаем внимание детей на слово ОСТАВШЕЙСЯ.

Что же это значит, что чтобы найти число, от которого мы будем искать 60%, мы должны найти остаток, убрав из общего количества количество первого тракториста.

80 -32 = 48 (га) остаток

Следующим этапом переводим 60% в десятичную дробь

60%=0,6

И находим, сколько вспахал 2 тракторист

48*0,6=28,8

Но это еще не ответ задачи.

Тут ребята уже могут спокойно ответить сами, кто же вспахал больше и что нам нужно сделать, чтобы узнать насколько.

32-28,8 = 3,2 (га) на столько га 1 тракторист вспахал больше 2 тракториста

№2. Трава при сушке теряет 80% своей массы. Сколько сена получится из 4 т свежей травы?

Чем интересна эта задача, так тем, что ребята должны понять не только, что мы ищем: часть или целое, но и определить, по каким процентам мы ищем.

Ребята отмечают, что 80% это не сено, это то, что мы теряем. Значит, чтобы найти процент сена нам надо из 100% вычесть то, что теряется

100-80=20%

Теперь мы можем найти целое. Для этого опять процент переводим в дробь

20%=0,2

Чтобы найти число по его процентам, нам надо число разделить на проценты, выраженные в десятичной дроби.

4:0,2= 8(т)

Это и будет ответ.

№3 (В 6 классе ребята встречаются с таким понятием, как процентное отношение)

Посадили 50 семян, 47 из них взошли. Определите процент всхожести семян.

Раз тут надо определить процентное отношение, то поступаем следующим образом.

Мы запишем отношение взошедших к общему количеству.

, числитель – сколько взошло, знаменатель – общее количество.

Чтобы найти результат (процентное отношение) нам надо нашу дробь умножить на 100%

*100=94%

Это и будет ответ.

№4 (Также в 6 классе дети знакомятся с пропорциями, что позволяет решать более сложные и интересные задачи)

В начале 1980-х годов общая площадь коралловых рифов составляла около 600 тыс. км². С 2000 года кислотность вод Мирового океана увеличилась в 10 раз и поэтому 19% всех коралловых рифов навсегда исчезло с лица Земли. Сколько тыс. км² коралловых рифов исчезло?

Решение

Запишем условия задачи

600 тыс. км².- 100%

х- 19%

Составим пропорцию

,

Применяем основное свойство пропорции

,

х=114 тыс. км².

Стаж работы в школе у меня всего три года, но уже я могу заметить, связанные с решением практико-ориентированных задач:

− повысилась мотивация;

− материал лучше осваивается;

− осознание учащимися важности математики, как науки, приносящей реальную пользу в повседневной жизни.

Решение практико-ориентированных задач не только готовит их к сдаче ОГЭ, но и учит применять математику в реальной жизни.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Практико-ориентированные задачи по математике. 5–6 класс. Учебное пособие. / Авт.-сост. Ю. А. Скурихина / КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС»2019. 192 с.
  2. Пожарова, Г. А. Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся / Г. А. Пожарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 1 (343). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/archive/343/77263/ (дата обращения: 10.12.2022).
  3. Рыщенкова О.Е., Самойлович Н.А., Николаева Н.Н. Сборник практико-ориентированных задач по математике 5-6 класс /Алехина О.И. – (65) – С.54-60 – URL: http://edu.murmansk.ru/www/to_teacher/ped_master/matematik/material/sbornik.pdf (дата обращения:10.12.2022)

 

Kolotova D.A.

Nizhny Novgorod State Pedagogical University

named after Kozma Minin

mathematics teacher of Secondary school No. 44

(Nizhny Novgorod, Russia)

 

Elizarova E.Y.

senior lecturer of the department

Physics, Mathematics and Physics and Mathematics Education,

Nizhny Novgorod State Pedagogical University

named after Kozma Minin

(Nizhny Novgorod, Russia)

 

APPLICATION TECHNOLOGY PRACTICE-ORIENTED TASKS

ON TOPIC PERCENTAGES IN GRADES 5-6

 

Abstract: this article discusses the theoretical and practical impact of solving practice-oriented problems on the topic "percentages" in school on the formation and development of mathematical literacy of students. 

The article discusses the theoretical and practical aspects of the impact of solving practice-oriented problems in mathematics lessons at school on the formation and development of mathematical literacy of students. Keywords: mathematics, practice-oriented tasks, mathematical literacy.

 

Keywords: percentages, mathematics, practice-oriented tasks, fraction.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Колотова Д.А., Елизарова Е.Ю. ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ ПРОЦЕНТЫ В 5-6 КЛАССАХ // Вестник науки №12 (57) том 4. С. 168 - 175. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6855 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6855



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.