'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 4
  4. Научная статья № 31

Просмотры  66 просмотров

Шарипова В.Н.

  


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОЛЛЕДЖЕ *

  


Аннотация:
в эпоху цифровых технологий меняется личность обучающегося в колледже. В колледж они приходят сформированной личностью, но не до конца понимающему чего же они хотят получить при выпуске из учебного заведения. Есть студенты владеющей определенными цифровыми компетенциями. А есть такие студенты для них возникают определенные сложности, поэтому повышается риск психолого-педагогического сопровождения таких обучающихся. В статье рассматривается психолого-педагогическое сопровождение как фактора профессионально-личностного самоопределения обучающихся геологоразведочного колледжа; описаны результаты внедрения программы психолого-педагогическое сопровождения первокурсников, реализуемой в образовательной среде колледжа   

Ключевые слова:
психолого-педагогическое сопровождение, профессионально-личностное самоопределение обучающихся в колледже   


УДК 37

Шарипова В.Н.

Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический университет

(г. Челябинск, Россия)

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОЛЛЕДЖЕ

 

Аннотация: в эпоху цифровых технологий меняется личность обучающегося в колледже. В колледж они приходят сформированной личностью, но не до конца понимающему чего же они хотят получить при выпуске из учебного заведения. Есть студенты владеющей определенными цифровыми компетенциями. А есть такие студенты для них возникают определенные сложности, поэтому повышается риск психолого-педагогического сопровождения таких обучающихся. В статье рассматривается психолого-педагогическое сопровождение как фактора профессионально-личностного самоопределения обучающихся геологоразведочного колледжа; описаны результаты внедрения программы психолого-педагогическое сопровождения первокурсников, реализуемой в образовательной среде колледжа.

 

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, профессионально-личностное самоопределение обучающихся в колледже.

 

Сейчас нашему современному обществу нужны выпускники, которые готовы идти в ногу со временем, способные решать встающие перед ними жизненные и профессиональные задачи. А это во многом зависит от компетентности выпускников, проявляющейся в способности и готовности их к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самоопределение и самореализацию.

 Как показывает практика, выпускники нашего колледжа сталкиваются с такими проблемами, которые препятствуют их успешной самореализации на рынке труда и упадок значимости их профессии, у обучающихся в колледже появляется неуверенность в завтрашнем дне, тревожность по поводу их дальнейшего трудоустройства.

В последнее время в Миасском геологоразведочном реализуется система поддержки профессионально-личностного развития обучающихся в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение.

Психолого-педагогическое сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития студента на каждом этапе обучения в колледже [М.В.Ососова,2010].

 Э.Ф. Зеер психологическое сопровождение профессионального становления определяет как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности [Зеер, Э.Ф.,2008].

 Выбор целей и направленности психолого-педагогического сопровождения, т.е. стратегия его осуществления, определяется двумя основными принципами: нор­мативности развития и системности развития психической деятельности. Тактика ра­боты, т.е. выбор средств и способов достижения поставленных целей, вытекает из так называемого деятельностного принципа сопровождения [О.Л. Гончарова, 2008].

 Главной задачей психолого-педагогического сопровождения учащихся колледжа считается формирование у них качеств социально активной и профессионально компетентной личности. Обучающиеся в колледже получают преимущественно технические специальности, например, «Эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома», «Машинист буровых установок» и т.д.

Приоритет интересов сопровождаемых студентов реализуется через учёт индивидуальных потребностей личности обучаемого в его личностном становлении; равнозначность программ помощи обучающемуся в проблемной ситуации и программ предупреждения возникновения проблемных ситуаций [Г.С. Никифоров, 2001].

 Результативное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в колледже обеспечивается единой работой педагогов и специалистов учебного заведения и делает возможным оказание высококачественной помощи обучающихся. Реализация следующих направлений работы педагога-психолога с составом студентов колледжа: психодиагностика, консультирование (индивидуальное и групповое), психопрофилактика, психокоррекция (индивидуальная и групповая), психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности студентов, администрации колледжа, педагогов, родителей; экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды колледжа, профессиональной деятельности специалистов колледжа).

Психолого-педагогическое сопровождение студентов геологоразведочного колледжа предусматривает, во-первых, непрерывность сопровождения студентов колледжа как возможность оказания квалифицированной помощи на всех этапах обучения в колледже; во-вторых, дифференциацию психолого-педагогического сопровождения в зависимости от получаемой специальности и этапа обучения. В основе метода психолого-педагогического сопровождения лежит личностно-проблемный подход, опирающийся на внутренний потенциал каждого конкретного человека и поддержку его окружения, а также на владение методами разрешения наиболее типичных проблем, с которыми сталкивается человек в процессе профессионального развития [С.А. Минюрова, 2010].

Главные результаты профессионально-личностного формирования выпускника колледжа определяются знаниями, умениями и социальной активностью личности студента, которые должны быть переданы студенту в процессе обучения, что достигается не только за счет освоения базовых теоретических знаний и практической подготовкой, но и за счет специально созданных дополнительных условий, расширяющих возможности качественного профессионального образования и личностного развития студентов колледжа. Одно из таких условий - психолого-педагогическое сопровождение обучения студентов и трактуется как подход к формированию личности студента..

Таким образом, профессионально-личностная подготовка студентов в геологоразведочном колледже имеет двухкомпонентную структуру: предметное обучение, направленное на усвоение основных общетеоретических, профессиональных и специальных дисциплин и специальную дополнительную прикладную подготовку, обеспечивающую формирование личностного и интеллекту­ального потенциала студентов. С точки зрения осмысления целей и задач профессиональной подготовки специалиста среднего звена, психолого-педагогическое сопровождение – один из важных компонентов образовательно-воспитательной системы, который внедряется образовательной среде колледжа. Психологическая поддержка профессионально-личностного развития студентов является эффективной, если она соответствует целям, задачам этого развития, проводится систематически в рамках деятельности психологической службы политехнического колледжа и разворачивается по следующим направлениям: 1) социально-психологическая адаптация студентов в учебно-профессиональной деятельности и формирование у них позитивной жизненной перспективы.

 2) коррекция эмоционального состояния студентов — снятие эмоционального напряжения для обеспечения эффективности профессионального развития.

 3) обучение умениям и навыкам компетентного общения и эффективного поведения в различных ситуациях бытового и профессионального характера. 4) развитие и формирование личностных качеств, способствующих успешному профессиональному становлению как специалистов среднего звена.

Основная задача программы: сформировать обще учебные умения, необходимые для организации непрерывной самообразовательной деятельности студента. Второй этап – закрепляющий, предусматривает работу со студентами второго курса. Второй курс – период напряженной учебной деятельности, начало приобщения к профессии, студенты заканчивают общетеоретическую подготовку, формируются широкие потребности во взаимоконтактах, статусные и культурные запросы. В этот период процесс адаптации к новой социокультурной среде в основном завершен, но профессиональное самоопределение продолжается. Стержневой педагогической задачей является помощь студенту в дальнейшем закреплении его профессионального, социального и личностного самоопределения. Третий этап – идентифицирующий - это процесс сопровождения студентов третьего курса, который определяется развитием и углублением профессиональных знаний, началом профессиональной социализации. В этот период, когда наблюдается «кризис третьего курса», происходит переоценка многих жизненных, в том числе профессиональных, ценностей. Главной функцией сопровождения становится помощь в определении жизненных ориентиров и профессиональных перспектив, помощь в профессиональном и личностном самопознании и самосознании и выборе специализации. Четвертый этап - прогностический, когда студент начинает получать удовлетворение от восприятия себя как субъекта будущей профессиональной деятельности («Молодой специалист»), предусматривает тесное сотрудничество специалистов психологической службы вуза со студентами четвертого курса по большому кругу вопросов, связанных с прохождением практики, устройством на работу, адаптацией на рабочем месте. Осуществляется совместный со студентом прогноз успешности дальнейшей профессиональной карьеры. На всех этапах в ходе занятий и тренингов осуществляется работа над следующими проблемами: формирование эффективных форм общения со сверстниками и взрослыми, снижение тревожности, создание адекватного «образа Я», оптимизация межличностного общения. Студенты получают знания о способах повышения самооценки и уверенности в своих силах, навыки по саморегуляции эмоциональных состояний, умения, связанные с конструктивным общением. Ведется работа по программе «Профессия, возможности, достижения» (тренинг). В ходе данного тренинга студенты колледжа работают над проблемой успешного трудоустройства в непростых современных условиях, получают знания о самопрезентации при устройстве на работу, о личностных качествах, необходимых в жизни, о способах решения возникающих проблем и конфликтов, о правилах эффективного поведения на работе, навыки для будущего успешного трудоустройства, умение работать в команде, сотрудничать. Регулярно проводятся тренинги по формированию коммуникативных навыков, на которых обучающиеся получают знания о правилах эффективного общения, навыки взаимодействия с окружающими людьми, учатся устанавливать контакты и поддерживать общение. Проводятся тренинги личностного роста, в ходе которых студенты работают над особенностями своей личности, развивают свои сильные стороны и корректируют слабые. С целью выявления эффективности реализуемого психолого-педагогического сопровождения студентов 1-го курса специальности «Эксплуатация и обслуживание многоквартирных домов» совместно с педагогом-психологом колледжа нами проведена первичная диагностика личностного потенциала студентов и жизненно важных ценностей. Исследование проводилось в сентябре и октябре 2020года. Всего было опрошено 40 чел. студентов первого курса. В результате исследования жизненных планов у студентов было выявлено, что респонденты отмечают следующие препятствия профессиональных намерений: плохая информированность о выбранной профессии у 14 чел. (35 %) вновь поступивших, неуверенность в себе и низкая самооценка у 18 чел.(45%)первокурсников, отсутствие устойчивого интереса у 26 чел. (60 %) первокурсников Причем, приоритетными факторами выбора будущей профессии 37 чел.(92,5%) выделяют возможность хорошо зарабатывать. И при этом 71 % опрошенных не имеют представлений о месте будущей работы. В сентябре – октябре 2020 года первокурсникам розданы «Памятки первокурсников», преподавателями колледжа проводились тренинги коммуникативности, уверенности в себе, для желающих проводилось индивидуальное консультирование и внедрялась волонтерская программа «Поможем младшему другу».

 Волонтерская программа – это разновидность индивидуальной работы с принятыми в колледж студентами. Волонтер – студент 4 курса, с отличной и хорошей успеваемостью, прошедший производственную практику. Волонтеры работают в первокурсниками по желанию. Основными задачами волонтерской программы являются: привитие первокурсникам интереса к учебной деятельности по выбранной специальности; формирование готовности к профессиональному становлению и саморазвитию; адаптация к обучению в колледже, к его корпоративной культуре, усвоение лучших традиций политехнического колледже и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению учебных обязанностей.

В конце октября 2020 года по результатам исследования жизненных планов у студентов первого курса было выявлено, что у респондентов улучшилась информированность о выбранной профессии -35 чел. (87,5 %) вновь поступивших получили не только понятие о профессии, но и приобрели устойчивый интерес к получаемой профессии, так как старшекурсники рассказали им о производственной практике. Кроме этого, у первокурсников повысилась самооценка. Приоритетным фактором выбора будущей профессии 37 чел. (92,5%) остаются хорошие заработки. При этом все опрошенные получили представление о месте будущей работы, так на выпускников по специальности «Эксплуатация и обслуживание многоквартирных домов» с 3-го курса колледжа формируются заявки работодателей. При определении эффективности мероприятий, проводимых студентами-волонтерами и преподавателями было определено, что большинство первокурсников - 34 чел. (85 %) доверяют волонтерам и им «комфортнее общаться с волонтерами» 36 чел. (90%) первокурсников, так как им «мы только что поступили и еще не все знаем» -28 чел. (70%), а «им (волонтерам) можно задавать разные вопросы по учебе и по будущей профессии» -32 чел. (80 %) первокурсников. Все изложенное выше дает возможность сделать вывод об эффективности системы психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного самоопределении студентов геологоразведочного колледжа.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Гончарова О.Л. Педагогическая поддержка самоопределения обучающихся в условиях преемственности начального и среднего профессионального образования – социально-педагогическая проблема // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции – М.: Издательство МЭСИ, 2008. – С. 357-360.
  2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб./ Э.Ф. Зеер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. – 480 с.
  3. Никифоров, Г.С. Концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности / Г.С. Никифоров // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция Л.В. Винокурова. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с
  4. Ососова М.В. Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения подростков в системе образовательного процесса // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 1 – С. 74-78 
  5. Психологические аспекты развития человека в современном мире [Текст] : коллективная монография / Урал. гос. пед. ун-т ; под. общ. ред. С. А. Минюровой. - Екатеринбург, 2010.

 

Sharipova V.N.

South Ural State University of Humanities and Pedagogy

(Chelyabinsk, Russia)

 

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL

PROFESSIONAL SUPPORT

SELF-DETERMINATION OF COLLEGE STUDENTS

 

Abstract: in the era of digital technologies, the personality of a college student is changing. They come to college as a formed person, but they do not fully understand what they want to get when they graduate from an educational institution. There are students who possess certain digital competencies. And there are such students for whom certain difficulties arise, therefore the risk of psychological and pedagogical support of such students increases. The article considers psychological and pedagogical support as a factor of professional and personal self-determination of students of the geological exploration college; the results of the implementation of the program of psychological and pedagogical support of first-year students, implemented in the educational environment of the college, are described.

 

Keywords: psychological-pedagogical support, professional self-determination of students in college.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Шарипова В.Н. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОЛЛЕДЖЕ // Вестник науки №12 (57) том 4. С. 176 - 184. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6856 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6856



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.