'
Хмелева С.Э., Кебадзе О.Г.
ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ В СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЯХ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ МЧС РОССИИ *
Аннотация:
в статье рассмотрены вопросы организации и подготовки сотрудников, проходящих службу в спасательных воинских формированиях и территориальных органах МЧС России; определены основные условия успешного функционирования специального формирования гражданской обороны, важнейшим из которых является соответствие его организационно-штатной структуры объему и характеру возложенных задач
Ключевые слова:
чрезвычайные ситуации и ликвидация последствий стихийных бедствий, спасательные воинские формирования, мобилизация, военное время
УДК 342.951
Хмелева С.Э.
студентка 4-го курса по направлению
подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»
Академия гражданской защиты МЧС России
(Москва, Россия)
Научный руководитель:
Кебадзе О.Г.
старший преподаватель кафедры (юридических дисциплин)
Академия гражданской защиты МЧС России
(Москва, Россия)
ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ
В СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЯХ
И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ МЧС РОССИИ
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы организации и подготовки сотрудников, проходящих службу в спасательных воинских формированиях и территориальных органах МЧС России; определены основные условия успешного функционирования специального формирования гражданской обороны, важнейшим из которых является соответствие его организационно-штатной структуры объему и характеру возложенных задач.
Ключевые слова: чрезвычайные ситуации и ликвидация последствий стихийных бедствий, спасательные воинские формирования, мобилизация, военное время.
Согласно Стратегии национальной безопасности, утвержденной указом Президента России от 2 июля 2021 года национальными интересами Российской Федерации и стратегическими национальными приоритетами на современном этапе является сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан [1].
Актуальность темы исследования обусловлена сложившейся военно-политической и военно-стратегической обстановкой в мире, что позволяет определить, что возможные военные угрозы для нашего государства носят системный характер. Эти угрозы будут проявляться с обострением политических, экономических, идеологических, территориальных и других противоречий.
В нынешних условиях, растущих экономических, социальных и политических рисков роль спасательных подразделений и групп реагирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий становится все более важной. Спасательные подразделения являются одним из ключевых звеньев защиты населения.
Деятельность спасательных подразделений и современных спасательных операций обусловлена необходимостью моделирования деятельности территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и выбора оптимального варианта управления спасательными подразделениями в случае потенциальных природных и техногенных катастроф чрезвычайные ситуации. Следовательно, может возникнуть несоответствие между возможностями спасательных подразделений и требованиями проводимых операций, что вызвано ростом скорости принятия решений и темпа действий, а также ускорением изменения ситуации в условиях аварийного реагирования и восстановления.
Модель системы управления за прохождением службы в спасательных воинских формированиях и территориальных органах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий считается одним из важнейших показателей готовности к действиям, уровня организационного и технического совершенства подразделения и способности подразделения предотвращать и ликвидировать чрезвычайные ситуации различного характера.
Спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – спасательные воинские формирования) формируются и действуют в соответствии с Указом Президента РФ от 30.09.2011 № 1265 (с изменениями на 4 ноября 2022 года) «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» [2].
Спасательные воинские формирования предназначены для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе за пределами территории Российской Федерации.
Спасательные воинские формирования являются составной частью сил гражданской обороны и в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (с изменениями на 4 ноября 2022 года) могут привлекаться к выполнению отдельных задач в области обороны [3].
Спасательные воинские формирования в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, нормативными правовыми актами Министра обороны РФ, международными договорами, а также Положением о спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Комплектование спасательных воинских формирований специалистами в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет выпускников федеральных государственных образовательных организаций высшего образования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специалистами иных специальностей – за счет выпускников других федеральных государственных образовательных организаций высшего образования.
Комплектование спасательных воинских формирований солдатами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту, осуществляется в порядке, установленном для Вооруженных Сил РФ в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (с изменениями на 4 ноября 2022 года) [3] и от Федерального закона 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями на 24 сентября 2022 года) (редакция, действующая с 13 октября 2022 года) [4].
Основными задачами спасательных воинских формирований являются:
В мирное время:
При ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время:
В военное время:
На основании вышеобозначенных задач, стоит отметить, что подготовка спасательных воинских формирований осуществляется в соответствии с программами и планами подготовки личного состава, утверждаемыми Министром Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Подготовка офицеров спасательных воинских формирований осуществляется в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также в других федеральных государственных образовательных организациях высшего образования.
Подготовка сержантов и солдат-специалистов для спасательных воинских формирований в мирное (военное) время осуществляется в спасательных воинских формированиях, учебных центрах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Воспитательная работа в спасательных воинских формированиях, информационное обеспечение и организация досуга военнослужащих и членов их семей осуществляются начальниками указанных формирований и их заместителями (помощниками) по воспитательной работе.
Однако, стоит учесть, что геополитические события, которые происходят сегодня, обуславливают необходимость взаимодействия между спасательными воинскими формированиями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации при совместном решении задач гражданской обороны. Разработана модель взаимодействия указанных структур:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Khmeleva S.E.
4th year student in the field of training 40.03.01 "Jurisprudence"
Civil Defence Academy EMERCOM of Russia
(Moscow, Russia)
Scientific advisor:
Kebadze O.G.
Senior lecturer of the Department (legal disciplines)
Civil Defence Academy EMERCOM of Russia
(Moscow, Russia)
FEATURES OF SERVICE IN RESCUE MILITARY
FORMATIONS & TERRITORIAL BODIES OF
MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA
Abstract: the article deals with the issues of organization and training of employees serving in rescue military formations and territorial bodies of the Ministry of Emergency Situations of Russia; the main conditions for the successful functioning of a special civil defense formation are determined, the most important of which is the correspondence of its organizational and staff structure to the scope and nature of the assigned tasks.
Keywords: emergencies & elimination of consequences of natural disasters, rescue military formations, mobilization, wartime.
Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 4
Ссылка для цитирования:
Хмелева С.Э., Кебадзе О.Г. ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ В СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЯХ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ МЧС РОССИИ // Вестник науки №12 (57) том 4. С. 221 - 229. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6864 (дата обращения: 29.03.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*