'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 4
  4. Научная статья № 39

Просмотры  89 просмотров

Хмелева С.Э., Кебадзе О.Г.

  


ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ В СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЯХ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ МЧС РОССИИ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены вопросы организации и подготовки сотрудников, проходящих службу в спасательных воинских формированиях и территориальных органах МЧС России; определены основные условия успешного функционирования специального формирования гражданской обороны, важнейшим из которых является соответствие его организационно-штатной структуры объему и характеру возложенных задач   

Ключевые слова:
чрезвычайные ситуации и ликвидация последствий стихийных бедствий, спасательные воинские формирования, мобилизация, военное время   


УДК 342.951

Хмелева С.Э.

студентка 4-го курса по направлению

подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»
Академия гражданской защиты МЧС России
(Москва, Россия)

 

Научный руководитель:

Кебадзе О.Г.
старший преподаватель кафедры (юридических дисциплин)

Академия гражданской защиты МЧС России
(Москва, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ

В СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЯХ

И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ МЧС РОССИИ

 

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы организации и подготовки сотрудников, проходящих службу в спасательных воинских формированиях и территориальных органах МЧС России; определены основные условия успешного функционирования специального формирования гражданской обороны, важнейшим из которых является соответствие его организационно-штатной структуры объему и характеру возложенных задач.

 

Ключевые слова: чрезвычайные ситуации и ликвидация последствий стихийных бедствий, спасательные воинские формирования, мобилизация, военное время.

 

Согласно Стратегии национальной безопасности, утвержденной указом Президента России от 2 июля 2021 года национальными интересами Российской Федерации и стратегическими национальными приоритетами на современном этапе является сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан [1].

 Актуальность темы исследования обусловлена сложившейся военно-политической и военно-стратегической обстановкой в мире, что позволяет определить, что возможные военные угрозы для нашего государства носят системный характер. Эти угрозы будут проявляться с обострением политических, экономических, идеологических, территориальных и других противоречий.

В нынешних условиях, растущих экономических, социальных и политических рисков роль спасательных подразделений и групп реагирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий становится все более важной. Спасательные подразделения являются одним из ключевых звеньев защиты населения.

Деятельность спасательных подразделений и современных спасательных операций обусловлена необходимостью моделирования деятельности территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и выбора оптимального варианта управления спасательными подразделениями в случае потенциальных природных и техногенных катастроф чрезвычайные ситуации. Следовательно, может возникнуть несоответствие между возможностями спасательных подразделений и требованиями проводимых операций, что вызвано ростом скорости принятия решений и темпа действий, а также ускорением изменения ситуации в условиях аварийного реагирования и восстановления.

Модель системы управления за прохождением службы в спасательных воинских формированиях и территориальных органах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий считается одним из важнейших показателей готовности к действиям, уровня организационного и технического совершенства подразделения и способности подразделения предотвращать и ликвидировать чрезвычайные ситуации различного характера.

Спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – спасательные воинские формирования) формируются и действуют в соответствии с Указом Президента РФ от 30.09.2011 № 1265 (с изменениями на 4 ноября 2022 года) «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» [2].

Спасательные воинские формирования предназначены для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе за пределами территории Российской Федерации.

Спасательные воинские формирования являются составной частью сил гражданской обороны и в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (с изменениями на 4 ноября 2022 года) могут привлекаться к выполнению отдельных задач в области обороны [3].

Спасательные воинские формирования в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, нормативными правовыми актами Министра обороны РФ, международными договорами, а также Положением о спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Комплектование спасательных воинских формирований специалистами в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет выпускников федеральных государственных образовательных организаций высшего образования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специалистами иных специальностей – за счет выпускников других федеральных государственных образовательных организаций высшего образования.

Комплектование спасательных воинских формирований солдатами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту, осуществляется в порядке, установленном для Вооруженных Сил РФ в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (с изменениями на 4 ноября 2022 года) [3] и от Федерального закона 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями на 24 сентября 2022 года) (редакция, действующая с 13 октября 2022 года) [4].

Основными задачами спасательных воинских формирований являются:

В мирное время:

  • проведение мероприятий по поддержанию готовности спасательных воинских формирований к выполнению возложенных на них задач;
  • использование, размещение и своевременное обновление вооружения, техники и других материально-технических средств, предназначенных для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию, испытанию и внедрению новых технических средств для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях, а также по разработке технологий проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

При ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время:

  • участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним;
  • участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории РФ, а также на территориях иностранных государств, с которыми у РФ имеются соглашения;
  • участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, а также в гуманитарном разминировании и др.

В военное время:

  • участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в местах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также на маршрутах выдвижения к ним;
  • участие в обеспечении ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;
  • участие в выполнении отдельных мероприятий территориальной обороны и в обеспечении режима военного положения и др.

На основании вышеобозначенных задач, стоит отметить, что подготовка спасательных воинских формирований осуществляется в соответствии с программами и планами подготовки личного состава, утверждаемыми Министром Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Подготовка офицеров спасательных воинских формирований осуществляется в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также в других федеральных государственных образовательных организациях высшего образования.

Подготовка сержантов и солдат-специалистов для спасательных воинских формирований в мирное (военное) время осуществляется в спасательных воинских формированиях, учебных центрах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Воспитательная работа в спасательных воинских формированиях, информационное обеспечение и организация досуга военнослужащих и членов их семей осуществляются начальниками указанных формирований и их заместителями (помощниками) по воспитательной работе.

Однако, стоит учесть, что геополитические события, которые происходят сегодня, обуславливают необходимость взаимодействия между спасательными воинскими формированиями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации при совместном решении задач гражданской обороны. Разработана модель взаимодействия указанных структур:

  • Ряд основных задач Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации схож с задачами Министерства внутренних дел Российской Федерации и многие оперативно-служебные задачи необходимо решать совместно; уменьшение силовой составляющей Министерства внутренних дел Российской Федерации (авиационных подразделений, подразделений специального назначения, вневедомственной охраны и внутренних войск). Указанное требует уточнения нового порядка взаимодействия с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, который заменит ранее сложившийся порядок взаимодействия с входившими в Министерство внутренних дел Российской Федерации подразделениями, которое осуществлялось при обеспечении физической безопасности участников спасательных мероприятий мирного времени, крупномасштабных массовых мероприятий, выборных кампаний и др.
  • Личный состав вооруженных сил и воинских подразделений, назначенных в организации гражданской обороны, не должен выполнять какие-либо другие воинские обязанности во время конфликта, кроме обязанностей гражданской обороны; такой личный состав и такие воинские подразделения должны быть вооружены только легким личным оружием с целью поддержания порядка или для самообороны; такой личный состав не участвует непосредственно в военных действиях и не используется для совершения, помимо своих задач по гражданской обороне, действий, наносящих ущерб противной стороне.
  • Помощь спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий востребована силами и средствами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, если они становятся объектом спасения в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработке техники, эвакуации, применения противником оружия массового поражения, при проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения.
  • С учетом вышеизложенных и других проблемных вопросов модель концепции взаимодействия спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации при совместном решении задач гражданской обороны в мирное и военное время должна быть научно обоснована и конкретна. Она должна включать типовую структуру: цель, основные принципы, задачи, субъекты и формы взаимодействия, обязанности основных должностных лиц и др. Детальное раскрытие содержания каждого направления предлагаемой модели концепции возможно при тесном взаимодействии научных и образовательных организаций Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Министерстве обороны Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
  2. Указ Президента РФ от 30.09.2011 № 1265 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (с изменениями на 4 ноября 2022 года) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 40, 03.10.2011, ст.5532.
  3. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (с изменениями на 4 ноября 2022 года) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 23, 03.06.1996, ст.2750.
  4. Федеральный закон 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями на 24 сентября 2022 года) (редакция, действующая с 13 октября 2022 года) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 13, 30.03.98, ст.1475.

 

Khmeleva S.E.

4th year student in the field of training 40.03.01 "Jurisprudence"

Civil Defence Academy EMERCOM of Russia

(Moscow, Russia)

 

Scientific advisor:

Kebadze O.G.

Senior lecturer of the Department (legal disciplines)

Civil Defence Academy EMERCOM of Russia

(Moscow, Russia)

FEATURES OF SERVICE IN RESCUE MILITARY

FORMATIONS & TERRITORIAL BODIES OF

MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA

 

Abstract: the article deals with the issues of organization and training of employees serving in rescue military formations and territorial bodies of the Ministry of Emergency Situations of Russia; the main conditions for the successful functioning of a special civil defense formation are determined, the most important of which is the correspondence of its organizational and staff structure to the scope and nature of the assigned tasks.

 

Keywords: emergencies & elimination of consequences of natural disasters, rescue military formations, mobilization, wartime.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Хмелева С.Э., Кебадзе О.Г. ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ В СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЯХ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ МЧС РОССИИ // Вестник науки №12 (57) том 4. С. 221 - 229. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6864 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6864



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.