'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 4
  4. Научная статья № 42

Просмотры  93 просмотров

Аверьянов К.А., Цеунов К.С.

  


РОЛЬ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА *

  


Аннотация:
процесс формирования надпрофессиональной компетентности приобретает определяющую роль в контексте значимости подготовки инновационных кадров для инновационной экономики. В настоящее время в части сформированности гибких навыков (от англ. «soft skills» - комплекс умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами, так или иначе важных в любой профессии) наши отечественные молодые специалисты часто уступают зарубежным выпускникам. Это определяет безусловную актуальность темы для обучения именно конкурентоспособных кадров   

Ключевые слова:
надпрофессиональная компетентность, гибкие навыки, мягкие навыки, метакомпетенции   


УДК 159.99

Аверьянов К.А.

аспирант

Международный инновационный университет

(г. Сочи, Россия)

 

Цеунов К.С.

канд. педаг. наук,

доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Международный инновационный университет

(г. Сочи, Россия)

 

РОЛЬ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

 

Аннотация: процесс формирования надпрофессиональной компетентности приобретает определяющую роль в контексте значимости подготовки инновационных кадров для инновационной экономики.

В настоящее время в части сформированности гибких навыков (от англ. «soft skills» - комплекс умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами, так или иначе важных в любой профессии) наши отечественные молодые специалисты часто уступают зарубежным выпускникам. Это определяет безусловную актуальность темы для обучения именно конкурентоспособных кадров.

 

Ключевые слова: надпрофессиональная компетентность, гибкие навыки, мягкие навыки, метакомпетенции.

 

Сфера профессиональной деятельности любого специалиста неизбежно меняется в связи со стремительными изменениями во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Трансформации в политической, экономической, социокультурной сферах формируют новые задачи перед сотрудником, решение которых обязывает специалистов ставить перед собой и новые задачи, которые, зачастую, выходят за рамки прямых профессиональных обязанностей, побуждая активировать внутренние ресурсы, в том числе вырабатывать определенные психологические качества личности для продуктивного решения этих задач.

Подобные компетенции в современной науке приобрели статус «надпрофессиональных», то есть тех, которые «надстраиваются» на профессиональные умения специалиста, выступая дополнительным ресурсом его развития. Безусловно, эти качества выделяют специалиста любой отрасли, делая его более конкурентоспособным субъектом на рынке труда.

Очевидно, что подобные навыки существовали в каждую эпоху. При этом процесс закрепления термина в психологии и педагогике – процесс недавний. Данные умения в разных источниках могут носить разные названия: «метапрофессиональные личностные качества», «профессиональные метакомпетенции», «метакомпетенции», иначе «мягкие, гибкие навыки». Условно все «soft skills» можно разделить на несколько групп: коммуникативные навыки, навыки самоорганизации, креативные навыки, умение работать с информацией, стрессоустойчивость [7].

По определению Е.А. Войлоковой, надпрофессиональные навыки включают и развитие универсальных, и социально-личностных компетенций будущих специалистов, а также их умение организовывать самостоятельную деятельность и коммуникацию [3].

В исследованиях Н.А. Шматко, Ш. Каххарова обращается внимание на подготовку отечественных и зарубежных выпускников инженерных специальностей в части сформированности мягких навыков. В этом вопросе, по мнению авторов, российские специалисты уступают своим иностранным коллегам, что свидетельствует и о ряде проблем с их адаптацией на мировом рынке труда [6, с.32–47].

В первую очередь, заметными являются проблемы с умением работать с электронными информационными источниками, что включает в себя навык сопоставления и анализа материала, вычленения актуальных, ключевых сведений, знание требований к оформлению, а также к ведению деловой переписки, коммуникативной культуры в личном и в дистанционном общении. Показательно, что навык взаимодействия заметно ниже в парной и групповой форме, что определенным образом сказывается также и на отсутствии вариативности, креативности при решении задач. Заметны сложности в самодисциплине: неумение организовывать своё время, планировать рабочий распорядок, грамотно чередовать отдых и труд.

Данные наблюдения отмечены и проанализированы в работе Михайловой С.В., которая, в большей степени, обращена к проблеме проявления мягких навыков в период дистанционного обучения. Полученные результаты свидетельствуют о недостаточном развитии soft skills, которые так необходимы молодому специалисту XXI века. Особо актуальным, в связи с этим, становится вопрос о контрольно-измерительных инструментах, позволяющих оценить их развитие у специалистов в конкретной предметной области [4].

В частности, особую значимость данная проблема приобретает в контексте изучения психологических особенностей и надпрофессиональных компетенций будущих специалистов педагогической сферы, ведь именно роль учителя и воспитателя является фундаментальной для формирования гибких навыков личности.

Определяющими документами при выявлении необходимых гибких навыков будущего педагога являются Федеральный государственный образовательный стандарт по соответствующим специальностям среднего профессионального и высшего образования и Профессиональный стандарт педагога, ведь именно на основании этих документов проводится обязательная аттестация педагогов, в том числе с присвоением квалификационной категории.

Таким образом, обязательными универсальными компетенциями будущего педагога являются умения выбирать способы решения задач профессиональной деятельности; использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации; планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие в различных жизненных ситуациях; эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; проявлять гражданско-патриотическую позицию; содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

Безусловно, стержнем формирования общих компетенций является профессиональный контекст основной образовательной программы, а также неразрывный характер развития общих и профессиональных компетенций будущего специалиста.

Таким образом, бесспорным становится факт, что универсальные компетенции выступают одним из ключевых средств подготовки инновационных кадров для современной экономики. Определив модель формирования универсальных компетенций с привлечением психолого-педагогических методов, мы значительно увеличиваем вероятность подготовки конкурентоспособных кадров, в том числе, на мировом рынке.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Приказ Минпросвещения России от 17.08.2022 N 742 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.09.2022 N 70193). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_427341/ (дата обращения 12.12.22)
  2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/ (дата обращения 11.12.22)
  3. Войлокова Е.А. Описательная модель проектирования социально-личностных компетенций выпускников экономических специальностей в современном университете // Письма в Эмиссия. — 2011. — № 1. — С. 1506.
  4. Михайлова С.В. Роль надпрофессиональных компетенций в период дистанционного обучения / Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 9 – С. 178-182.
  5. Тарханова И.Ю., Харисова И.Г. Методические рекомендации по формированию и оценке универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, специалитета, магистратуры). – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2018. – 91с.
  6. Шматко Н.А. Компетенции инженерных кадров: опыт сравнительного исследования в России и странах ЕС // Форсайт. 2012. Т. 6. № 4. С.32–47.
  7. Skillbox Media. Развитие. Что такое soft skills и как их развить: URL: https://skillbox.ru/media/growth/chto_takoe_soft_skills_i_kak_ikh_razvit/ (дата обращения: 8.12.22).

 

Averyanov K.A.

International Innovative University

(Sochi, Russia)

 

Tseunov K.S.

International Innovative University

(Sochi, Russia)

 

ROLE OF CROSS-PROFESSIONAL COMPETENCE

IN COMPETITIVE SPECIALIST FORMING

 

Abstract: the process of cross-professional competence forming acquires a decisive role in the context of the need to train innovative personnel for comprehensive economy.

Currently, in terms of the formation of soft skills (from the English "soft skills" - a set of general skills, closely related to personal qualities, one way or another important in any profession), our domestic young specialists are inferior to foreign graduates. It determines the absolute relevance of the topic in the context of training young competitive personnel.

 

Keywords: cross-professional competence, soft skills, soft skills, meta-competencies.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Аверьянов К.А., Цеунов К.С. РОЛЬ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА // Вестник науки №12 (57) том 4. С. 247 - 252. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6867 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6867



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.