'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 4
  4. Научная статья № 44

Просмотры  94 просмотров

Насырова Н.Ю.

  


ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА *

  


Аннотация:
в научной статье рассматривается толерантность к неопределенности в педагогической деятельности, описаны важные психологические качества педагога, условия в которые способствуют формированию толерантности к неопределенности педагога   

Ключевые слова:
толерантность к неопределенности, педагогическая деятельность, толерантность, неопределенность, педагог   


УДК 159.9

Насырова Н.Ю.

студент магистратуры

Амурский государственный университет

(г. Благовещенск, Россия)

 

ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

 

Аннотация: в научной статье рассматривается толерантность к неопределенности в педагогической деятельности, описаны важные психологические качества педагога, условия в которые способствуют формированию толерантности к неопределенности педагога.

 

Ключевые слова: толерантность к неопределенности, педагогическая деятельность, толерантность, неопределенность, педагог.

 

Для современного этапа развития теоретической и практической педагогики характерны регулярные пересмотры и инновации в подходе к содержанию и организации работы педагога. Во многом данное явление обусловлено внутренними изменениями сущностных оснований образовательного процесса. Подобные перемены тесно переплетаются с педагогическим трудом, дополняя и меняя устойчивую модель работы учителя.

А.В. Осницкий пишет о том, что для профессиональной деятельности педагога характерна повышенная эмоциональная напряженность, возникающая вследствие рассогласования между неопределенностью, новизной педагогического труда и координационно-интеллектуальными возможностями учителя. Это может вызывать возникновение внутреннего конфликта между идеализированным «Я», декларирующим потребность субъекта следовать стереотипам и нормам и его реальными возможностями достижения
этих целей [3, с. 249].

В рамках заявленных перемен происходит пересмотр и модернизация традиционного отношения к педагогическому труду как к сфере деятельности, взаимосвязанной с нормами стандартизированного подведения, применимых для тех или иных повторяющихся образовательных ситуаций. Происходит актуализация конкретных поведенческих стереотипов, которые позволяют не просто охарактеризовать современные образовательные стандарты и требования, выносимые в рамках существующих социальных и психологических условий, но и положительно повлиять на эффективности педагога, его мотивации и профессиональном долголетии. Далее более подробно рассмотрим толерантность к неопределенности педагога.

Так, В.В. Юрчук и А.В. Петровский рассматривают толерантность как устойчивость психологии к регулярным стрессам и фрустраторов. Её достижение является результатом снижения уровня восприимчивости и чувствительности к регулярному воздействию монотонных или негативных факторов [6, с. 696 - 768].

Неопределённость как отсутствие стабильности или однозначности выражается во многих ситуациях, среди которых: профессиональный быт педагога, внутренняя коммуникация специалистов образовательного учреждения, их взаимодействие при решении профессиональных задач, процесс учебной деятельности и принятие решения связанных с ним. Неопределенность в межличностных коммуникациях мотивируются неоднозначностью общепринятых профессиональных понятий, которые не соответствуют или не отражают всю суть поступающей или исходящей информации. Многогранность ролевых моделей участников формирует противоречия и препятствует эффективному взаимодействию, становясь, в рамках стандартизированной системы факторам неопределенности. Отсутствие понятных критериев результативности также порождает неопределенность при решении профессиональных задач.

Будучи научным конструктом толерантность к неопределенности имеет множество трактовок. В рамках изучения выделяются сразу несколько основных подходов на которые следует обратить внимание: толерантность к неопределенности как метакогнитивный процесс, как ситуационно специфичная установка, а также как личностная черта.

В рамках рассмотрения педагогической толерантности, необходимо выделить особенности работы педагога. Так С.Л. Рубинштейн в своих работах определял педагогическую деятельность как творческий процесс, указывая на ее общественно значимый и детерминированный характер [5, с.98]. Н.В. Кузьмина отмечает «…Каждую деятельность можно изучать как со стороны ее режимов, норм, правил организации, ее объективной структуры, так и со стороны психологической» [1, с. 8].

Педагогическая толерантность является важным профессиональным качеством учителя, которое проявляется в эмпатии, уровне доверия, общении и общей установке к принятию мнения другого человека. Педагогическую толерантность разделяют на:

Внешнюю (направленную к другим) – устойчивое убеждение, допускающее оправданность и наличие у людей собственной позиции, отличной от позиции педагога. Возможность трактовать конфликты с разных углов принимая во внимание множественные факторы и аспекты.

Внутренняя (индивидуальная устойчивость) – сохранения самообладания в условиях конфликта, а также умение принимать взвешенные решения в рамках заявленных условий.

В исследовании Нурлигаяновой О. Б. фигурирует вывод, что толерантность педагога выражается в следующих качествах: уважении и добром отношении к ученикам, восприятии собеседника как личности, гибкости системы взглядов, а также в умении принимать чужие ошибки.

Ю.П. Поваренков, анализируя особенности толерантности педагога в педагогическом процессе, определяет два вида толерантности педагога: психологическая (или психофизиологическая) и социальная (или социально-психологическая) [4, с. 10-115]

Выраженная психологическая устойчивость и профессиональная толерантность является залогом долговечности и профессионального здоровья педагога. Также толерантность нивелирует многие сложности во взаимодействии с учениками и позволяет формировать образовательный процесс с учетом вовлечения представителей всех социальных групп. Таким образом под педагогической толерантностью следует понимать комплексное владение навыками межличностной коммуникации, направленной на каждого участника образовательного процесса. Обязательным фактором подобного подхода является ориентированность собственной личности педагога, как источника профессиональной этики, направленной на принятие многообразия личностных особенностей воспитанников и их родителей. В данном контексте толерантность выступает как социальная категория и является гарантом доверительного общения внутри образовательного учреждения. Этим качеством наделены педагоги способные к эмпатии, а, следовательно, тонко чувствующие происходящие с другими процессы и обстоятельства. Данное понимание определяет своевременность участия, оправданность поступков, грамотность и уместность выстраивание собственной речи, что в совокупности позволяет позитивно влиять на мысли и поступки окружающих.

Первым условием неопределенности в работе педагога является постоянные изменения внешней среды. Это обусловлено стремительным темпом развития общества и информационных технологий. Зачастую подготовка ребенка к реалиям к жизни и мира начинается в школе и для ее проведения требуется полное адаптивность и информированность самого педагога. В рамках образовательного процесса педагог не просто выдает материал согласно учебной программе, но и готовит их к переменам, воспитывая навыки мобильности и конструктивности.

Вторым условием возникновения неопределенности является ориентированность на индивидуальные возможности участников образовательного пространства.

Следующим условием является интеграция современных процессов образования и науки в учебную деятельность. Данная ситуация создает завышенные требования к педагогу, который вынужден приспосабливаться к регулярным изменениям в условиях работы. Это вынуждает его прогнозировать изменения, чтобы своевременно реагировать на них.

Внедрение в образовательное пространство инновационных технологий отражается на организационной структуре и целях педагогической деятельности. Меняется содержание работы педагога. Подобная динамика формирует высокую неопределенность и риск возникновения конфликтов на почве отсутствия гибкости и принятия целесообразности перехода к новому уровню развития. Как следствие у педагога развивается толерантность к неопределенности. Таким образом формируется адаптивность, гибкость мышления. В целом происходит личностно профессиональное развитие педагога.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психол. структура деятельности учителя и формирование его личности // Ленингр. ун-та.
    183 с.
  2. Митина Л.М. Психология труда учителя : учебное пособие для вузов // Л. М. Митина. - 2-е изд. - М. [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/bcode/519005 (дата обращения: 30.11.2022)
  3. Осницкий А.В. Проблемы психического здоровья и адаптации личности // А.В. Осницкий ; СПб. мед. акад. последимлом. образования. - СПб. : Серебрян. век, 2003. 379 с
  4. Поваренков Ю.П. Педагогическая толерантность как профессионально важное качество педагога: монография // Ю.П. Поваренков, О.Б. Нурлигаянова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. 2014. 159 с.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии // С. Л. Рубинштейн. - М. 2012. 705 с.
  6. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. // В.В. Юрчук - Мн. «Современное Слово», 1998. 768 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Насырова Н.Ю. ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА // Вестник науки №12 (57) том 4. С. 268 - 273. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6869 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6869



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.